Лента новостей

13:28
Украине не до «Евровидения», но она найдет деньги
13:24
В ожидании крупной победы: в Узбекистане подводят итоги президентских выборов
13:22
Премьер Италии Маттео Ренци объявил о решении уйти в отставку
13:22
Война, начатая американским вторжением в Ирак, продолжается 13 лет
13:21
Первые саперы из РФ прибыли в Сирию
13:20
Украинские кинотеатры отказались брать в прокат фильм о бандеровцах
13:19
Атака «кружевными трусиками»
13:18
У Меркель готовят общественное мнение: выиграть выборы её партии помешают «русские хакеры»
13:18
Потомок эмигрантов из России победил на выборах в Австрии
13:17
Der Freitag: Русские и украинцы «спелись» против неонацистов и принудительной украинизации
13:15
В Алеппском котле начались бои между джихадистами на фоне успехов армейцев
13:14
Звонок турецкому султану
13:07
Непробиваемая оборона: В Сирии развернут дивизион С-300
13:02
National Interest: Странная задача для российского истребителя
13:00
Украина готовится к полной потере транзита российского газа
12:59
Новые русские войны: почему это нормально
12:56
Когда Европа прогибается перед Эрдоганом
12:44
Трамп просто актер?
12:42
Чего боится украинская власть?
12:37
Киев выключает свет
09:42
Почему мы теряем русский язык?
08:57
Какова главная цель Турции в Сирии?
08:52
Порошенко решили «не резать»
08:50
Антироссийские политики опаснее русских
08:39
Андрей Ваджра: Последние дни западного мироустройства
08:38
За веру, царя и Отечество!
08:36
Кризис российского космоса: ни одного пуска в интересах государства на протяжении полугода
08:35
Сила интернета. Целевая аудитория – вся Россия
08:33
«Один я Д’Артаньян»: Коломойский вывалил компромат на Порошенко, Тимошенко и Саакашвили
08:30
Документальный фильм: «Почему я бездомный?»
08:29
Богатый бог-правитель, или Мифология и древний смысл богатства и скупости
08:28
Эксперт: легализация бэби-боксов равносильна легализации наркоторговли
00:00
Этот день в истории - 5 Декабра
23:50
Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время
23:26
Обама пробует устроить ловушки для Трампа
23:22
Италия – новый эпицентр политического и финансового землетрясения в ЕС
23:21
Эрдоган предложил Путину отказаться от долларов в сделках России и Турции
23:20
В Узбекистане выбирают нового президента
23:20
Украина не может обойтись без угля из Донбасса
23:12
ОБСЕ на Донбассе: О чём молчит Александр Хуг
23:11
После пинка под Одессой украинские укро-«херои» отыгрались на арабских моряках. Пора вводить ЧФ на Дунай?
23:10
Украина отказалась выплачивать компенсацию за разворот самолета «Белавиа»
23:06
Немецкие бизнесмены планируют производить в Крыму масло и шланги
23:05
Сирийский город Эт-Талль полностью перешёл под контроль правительства
22:57
Die Welt: По масштабу миграции в ЕС конкурировать с украинцами могут только арабы
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Крылатые ветераны: от разведчиков до истребителей

Крылатые ветераны: от разведчиков до истребителей

Каким самолетам и в 40 лет до дембеля еще далеко

 

Авиационная техника постоянно обновляется. На смену военным самолетам, прослужившим два-три десятка лет, приходят новые машины. Они обладают лучшими характеристиками и лучше приспособлены для участия в современных боевых действиях. Однако существуют исключения, и они не столь уж и редки, когда возраст самолета (точнее, возраст его разработки) превышает четыре десятка лет, а он все еще летает и нормально исполняет возложенные на него задачи. Такое военное долгожительство наблюдается не только среди транспортников и бомбардировщиков. Хоть и значительно реже, но порой встречаются истребители-ветераны, принимавшие участие в войнах 70-х годов.


Такие ветераны одновременно являются и музейными экспонатами, которыми небезосновательно гордятся их разработчики, и вполне актуальными боевыми самолетами. На днях на сайте компании Lockheed Martin было подробно рассказано о судьбе знаменитого самолета-шпиона U-2, который в свое время изрядно попортил нервы Хрущеву. Есть и в ВВС России легендарные крылатые машины, вписавшие себя в историю мировой авиации.


Наш обзор мы начнем с американских «старослужащих», которым 40 и более лет. При этом необходимо учитывать, что сейчас эксплуатируются не первые модификации самолетов-ветеранов, которые появились спустя несколько лет после принятия на вооружение базовых моделей. У них уже и более современное приборное оборудование, и более мощные двигатели, а порой и видоизмененный планер.


А в следующей статье мы расскажем о наших крылатых долгожителях, которых меньше, чем американских.


Ветераны ВВС США


Стратегический бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress совершил первый полет 15 апреля 1952 года. Был принят на вооружение в 1955 году. Вывод из состава ВВС США ожидается в 2040 году, когда самолету исполнится 85 лет.


Создавался с целью доставки двух термоядерных бомб через океан на территорию СССР. Это позволяла дальность полета, равная 11500 км. 8 турбореактивных двигателей обеспечивали максимальную скорость в 980 км/час. На борт брал 19 тонн бомб при максимальной взлетной массе, равной 190 тонн. На настоящий момент в мире помимо В-52 существуют еще три стратегических бомбардировщика, имеющих дальность и грузоподъемность того же уровня, — Ту-95, Ту-160 и В-2. (Американский В-1 не в счет, поскольку он не является носителем ядерного оружия).


Наибольшая эксплуатационная нагрузка выпала на В-52 во время Вьетнамской войны. За 7 лет они совершили 126 тыс. вылетов, сбросив на Вьетнам больше бомб, чем их было израсходовано во время Второй мировой войны. При этом 30 самолетов было сбито советскими ЗРК С-75 и истребительной авиацией.


Бомбардировщики неоднократно терпели аварии в мирное время с ядерным оружием на борту. К счастью, подрывов боеприпасов при этом не происходило.


Наиболее бессмысленное использование В-52 имело место в Афганистане, где интенсивные бомбардировки горных массивов не дали ожидаемых результатов.


Тяжелый истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle («Орел») совершил первый полет 27 июля 1972 года. Принят на вооружение в 1976 году. Он стал первым в мире истребителем четвертого поколения. Обладает высокой живучестью. Из 1500 построенных самолетов в боевых условиях было потеряно 135 машин. Причем в ряде случаев самолеты возвращались на базу, имея серьезные повреждения. В среднем на каждую потерю приходится 50 тыс. летных часов.


Самолет обладает существенно более высокой энерговооруженностью и маневренностью, чем истребители третьего поколения. Поскольку довольно продолжительное время F-15 имел дело именно с ними, например, с МиГ-21, МиГ-23, Су-22, то количество побед было чрезвычайно высоким. Что способствовало рождению мифа о непобедимости «Орла». Появившиеся в Советском Союзе истребители четвертого поколения быстро поставили F-15 на его законное место: самолет считается надежной машиной, способной завоевывать господство в небе при участии пилотов высокой квалификации.


Максимальная скорость на высоте — 2650 км/час, у земли — 1450 км/час.


Потолок — 20000 м.


Дальность — 2000 км.


Вооружен шестиствольной 20-мм пушкой и четырьмя ракетами «воздух — воздух».


Легкий истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon не только еще летает, но и производится. Совершил первый полет 2 февраля 1974 года, принят на вооружение в 1979 году. Самый массовый истребитель 4-го поколения, построено свыше 4500 самолетов. Потеряно приблизительно 470. Находится на вооружении 25 стран.


Начиная с 1981 года, принимал участие в абсолютно всех военных конфликтах на земном шаре, как крупных, так и узко региональных, включая мятежи и гражданские войны. В частности, турецкие F-16 постоянно бомбят курдов. И именно этот самолет по-воровски сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24М.


Максимальная скорость на высоте — 2120 км/час.


Потолок — 15000 м.


Боевой радиус — 1500 км.


Вооружение — шестиствольная 20-мм пушка, 9 узлов подвески ракетно-бомбового оружия.



General Dynamics F-16 Fighting Falcon (Фото: ZUMA/ ТАСС)

Штурмовик Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II совершил первый полет 10 мая 1972 года. Принят на вооружение в 1977 году. Это чрезвычайно живучий самолет, летающий на дозвуковой скорости. Спроектирован так, что способен продолжать полет, получив множественные повреждения в бою. Потеря одного самолета приходится на 1100 боевых вылетов.


Как только он появился на свет, на него обрушилась волна критики, что объясняется происками могущественной компании Northrop, проигравшей тендер. В связи с чем даже намеревались остановить серийное производство. Однако А-10 во время боевых действий доказал свою состоятельность. Он стал самым эффективным американским истребителем танков. Так, во время войны в Персидском заливе А-10 уничтожили более тысячи иракских танков, 2000 единиц другой техники, в том числе и легкобронированной, 1200 артиллерийских орудий.


В то же время А-10 сильно опасаются американские солдаты и их союзники. Штурмовик неоднократно по ошибке сеял смерть в рядах своей армии.


Еще больше инцидентов произошло, когда А-10 пролетал над деревнями и поселками, где обитают мирные граждане. Также памятна история, когда во время налетов на Сербию на штурмовике использовали снаряды с урановыми сердечниками. Скандал вспыхнул лишь потому, что были опасения причинения вреда здоровью военнослужащим миротворческих сил. Здоровье сербов в расчет не принималось.



Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II (Фото: U.S. Air Force / wikimedia)

Высотный разведчик Lockheed U-2 совершил первый полет 1 августа 1955 года, был принят на вооружение в 1957 году. Это уникальная машина даже по нынешним временам, обладающая прекрасными аэродинамическими качествами.


На момент создания самолета он был недосягаем для средств ПВО, поскольку совершал полеты на высоте более 21 километра. Ни один перехватчик не мог к нему даже близко подобраться. U-2 легок, взлетный вес чуть превышает 7 тонн, и способен совершать полет в режиме планера, то есть с выключенным двигателем.


Это было достигнуто за счет изощренных конструктивных решений. Так, было применено шасси велосипедного типа. И при взлете самолет приходилось придерживать с двух сторон за крыло при помощи специальных роликовых приспособлений. А пилот на старте не мог видеть взлетную полосу — его провожал на аэродроме автомобиль-лидер.


Постарались конструкторы и по части шпионских приспособлений. В фотокамеру заряжалось около двух километров пленки, она за время полета фиксировала наземную полосу длиной 3000 км и шириной 150 км с разрешением меньше метра.


U-2 раскрыл довольно много советских военных секретов. Он заснял множество военных и промышленных объектов, а также определил истинное местонахождение ракетного полигона в степях Казахстана. Заснял он и создание на Кубе стартовых позиций для советских баллистических ракет в 1962 году.


Однако развитие советской ракетной техники существенно снизило эффективность применения U-2. 1 мая 1960 года высотный разведчик был сбит под Свердловском ракетой ЗРК-75. Та же история повторилась и два года спустя в небе над Кубой.


Сейчас в ВВС США служит уже четвертая модификация самолета с новым двигателем и новой аппаратурой. Командир эскадрильи Скотт Уинстед так отзывается о самолете-ветеране: «У нас сегодня нет другой платформы, которая могла бы полностью заменить U-2 по высоте полета, массе разведывательного оборудования и общей эффективности. Командиры на земле и на море в значительной степени зависят от информации, которую передают эти великолепные самолеты».



Lockheed U-2, 1964 год (Фото: U.S. AIR FORCE/ ТАСС)

Вполне понятно, что применение этого воздушного разведчика возможно лишь там, где отсутствуют средства ПВО.


Военно-транспортные самолеты создаются на десятилетия, поскольку тактика и стратегия их использования в армии практически не изменяется. Ровесником В-52 являетсяLockheed C-130 Hercules. Он совершил первый полет в 1954 году, и уже через два года был принят на вооружение.


Самолет турбовинтовой, оснащенный четырьмя двигателями. Он имеет не слишком большую даже на момент создания грузоподъемность, равную 19 тоннам, но большую дальность, превышающую 5000 км. Однако рекорд ему все же принадлежит: было выпущено более 2300 «Геркулесов» 66-и модификаций. И его все еще продолжают строить.



Lockheed C-130 Hercules (Фото: wikimedia)

Турбореактивный тяжеловоз Lockheed C-5 Galaxy впервые поднялся в небо в 1968 году, а спустя три года был принят на вооружение. Сейчас он способен поднимать в воздух 100 тонн. Но первая модификация имела грузоподъемность, равную 75 тоннам. Имеет очень приличную для своей комплекции максимальную скорость в 920 км/час. Практическая дальность равна 10400 км. Способен перевозить 270 солдат или 6 вертолетов AH-64 Apache. Является вторым из самых крупных и грузоподъемных транспортных самолетов в мире, уступая «Руслану» Ан-124.



Lockheed C-5 Galaxy (Фото: Марина Лысцева/ ТАСС)

Самолет-заправщик Boeing KC-135 Stratotanker создавался в первую очередь для того, чтобы обслуживать стратегические бомбардировщики В-52. В ВВС он пришел в 1957 году. Машины будут списаны в 2040 году. Максимальный взлетный вес 150 тонн. В КС-135 закачивают до 90 тонн топлива. Построен на базе авиалайнера Boeing 707.

 

 

Владимир Тучков

Фото в открытии статьи: Марина Лысцева/ ТАСС

 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх