Лента новостей

00:39
Одесса — «нестиранный белый свитер»
00:35
Виртуальный Байден сокращает отставание от живого Трампа, но помеха в Роберте Кеннеди
00:06
«Пойдём сажать кукурузу». В Минэнерго анонсировали закат угольной промышленности Донбасса. Жители республики возмущены
22:57
«Фигуры такого уровня если и берут под стражу, то, скорее, по причинам политическим». Тимур Иванов задержан за получение взятки
22:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 апреля, вечер
21:23
Захарова сравнила украинцев с индейцами Северной Америки
21:18
Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала и почему этот сериал не стоит пропускать
21:17
Процессор Zilog Z80 скоро снимут с производства — легенде исполнится 48 лет
21:09
Враг атаковал проходную предприятия в Белгородской области, ранив мирных жителей (ФОТО)
21:08
Мигранта, оскорблявшего и подрезавшего спортсменок из Челябинска за короткие шорты, депортируют из России (ВИДЕО)
21:06
Найджел Фарадж в роли Немезиды для британских тори
20:43
Баскетбол с Семёном Ерёминым
20:36
Минэкономразвития России анонсировало курс доллара больше 100 рублей
20:35
Администрация Байдена готовит поставку оружия Украине на $1 млрд
20:34
Сунак переводит британскую промышленность в режим войны
20:33
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 апреля
19:26
Даванков поддержал студентов, которые протестуют против Ильина и Дугина
19:18
Сунак объявил о переводе оборонной промышленности Британии в режим войны
19:17
«Не хватает пушечного мяса»: украинцы в Польше оценили прекращение выдачи загранпаспортов
18:43
«Проверка на вшивость»: эксперт Клинцевич объяснил предпосылки сноса советских памятников в Болгарии
18:16
Компромисс возможен только между равными
18:15
Экс-агент ЦРУ: некоторые подразделения ВСУ не подчиняются главкому Сырскому
17:48
Захарова сравнила украинцев с индецами Северной Америки
17:40
В Луганске поймали соучастника покушения на Прозорова, которого завербовала сотрудница СБУ
17:39
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 23 апреля
17:31
Эрдоган заявил о «новом порядке» в Закавказье
17:04
В Харькове на остановке пьяный ВСУшник ранил трёх гражданских
17:03
В России начали производить хлеб с добавлением мух — пока в научных целях
17:02
100 гранат и 25 тысяч патронов убившие полицейского ВСУшники хотели закопать дома до «неопределённых времён»
17:01
Глава института национальной памяти сообщил, что демобилизован. Хотя демобилизации на Украине нет
17:00
«Украинцам даже бус не досталось, только американская петля на шею». Кулеба подтвердил поражение в правах украинцев за границей
16:54
Благообразные грабители
16:51
В Германии девочки-украинки несколько часов пытали свою ровесницу
16:50
Власти Латвии решили отказаться от преподавания в школах русского языка
16:48
Генпрокуратура назвала недостаточными меры по противодействию терактам в России
16:22
Более половины россиян поддерживают возвращение смертной казни
16:21
В Харькове на остановке пьяный ВСУшник ранил троих гражданских
16:20
В России начали производить хлеб с добавлением мух - пока в научных целях
16:13
Россия получила сигнал: ей не победить. Эксперт об американской помощи Украине
15:56
Хроники утилизации
15:44
Греция требует «гарантии» безопасности от США в обмен на передачу системы Patriot Украине
15:43
Евросоюз прекратит закупку российского сжиженного газа, чтобы покупать дороже у США
15:42
Китай выступил против финансирования США конфликта на Украине
15:34
Украинским призывникам в Польше перестали оказывать консульские услуги
15:14
ООН призывает к «заслуживающему доверия» расследованию массовых захоронений в Газе
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Доктор для танка

Доктор для танка


Проблема послепродажного обслуживания вооружения и военной техники до сих пор не решена
 

С назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу военное ведомство, обжегшееся на аутсорсинге в системе обслуживания вооружения и военной техники, решило перейти на так называемые контракты полного жизненного цикла, когда разработчики и предприятия-производители сопровождают свою продукцию с момента ее создания до утилизации.


В организации новой системы принимают активное участие и профильные управления Минобороны, такие как Главное автобронетанковое, Главное ракетно-артиллерийское, и предприятия ОПК, а также Минпромторг.


Информация – бог ремонта


«Послепродажное обслуживание занимает в системе поддержания техники в рабочем состоянии одно из важнейших мест. Когда все начали говорить о контрактах полного жизненного цикла, то в первую очередь подразумевали под этим сервис в войсках», – заявил на прошедшей в корпорации «Проект-техника» научно-практической конференции начальник Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Константин Тарабрин.


Фактически представитель Минпромторга озвучил главную проблему, не позволяющую пока внедрить эффективную систему контрактов полного жизненного цикла. Именно ее в настоящее время пытаются решить военные и промышленники: кто и когда должен ремонтировать и обслуживать ВВТ?


Несмотря на то, что Минобороны формально отказалось от соответствующих услуг холдинга «Спецремонт», «дочки» печально известного «Оборонсервиса», вооружение и технику в войсках все так же чинят коммерческие организации, заключившие контракты с военным ведомством. Правда, сейчас частников постепенно заменяют специализированные центры, созданные в структуре оборонно-промышленных предприятий в связи с переходом к контрактам полного жизненного цикла.


«После постановления правительства Министерство обороны открыло совместный проект с КамАЗом, который, как планировалось, поможет решить возможные трудности», – рассказал представитель военного ведомства. Как признался в одном из своих выступлений начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Александр Шевченко, совместный проект за несколько лет вырос с десяти миллионов рублей до пяти миллиардов. В настоящее время, когда оборонно-промышленному комплексу уже фактически переданы все ремонтные предприятия, ранее принадлежавшие Минобороны, заводчане получили возможность также проводить средний ремонт с модернизацией образцов ВВТ.


Опрошенные «Военно-промышленным курьером» представители Минобороны, знакомые с ситуацией, не высказали особых претензий к работе подразделений ОПК.


«У промышленности гораздо лучше специалисты, особенно по топливным, электрическим и другим сложным системам. Такого уровня в войсках, увы, пока нет и, к сожалению, в ближайшее время не предвидится», – утверждает офицер, отвечающий за организацию технического обеспечения. По словам собеседника, в Российской армии всегда существовали проблемы с наличием необходимого числа подготовленных специалистов-ремонтников.

 

Но хоть сколько-то людей было. «Когда при переходе на новый облик резко сократили ремонтные органы, почти всех специалистов уволили либо они ушли сами. Но без дела не остались – подались в коммерческие фирмы, которые и ремонтируют сейчас военную технику. Если раньше это были мои подчиненные, то нынче они просто зарабатывают деньги. Как говорится, просто бизнес, ничего личного», – оценил ситуацию собеседник «ВПК».

Коллаж Андрея Седых

Правда, если к качеству ремонта у военных претензий нет, то сама организация работ, по словам опрошенных, оставляет желать лучшего. У того же КамАЗа развитая система сервисных центров в регионах по всей стране, налаженная логистика и опыт работы с большим количеством заказов. Но пока такими возможностями могут похвастаться далеко не все предприятия.


Руководство промышленностью активно работает над созданием региональных сервисных центров, но ситуация остается достаточно сложной. И если автомобильную и частично бронетанковую технику можно чинить на месте, то сложные системы связи, комплексы ПВО, радиоэлектронной борьбы приходится отправлять на специализированные заводы.


Облегчить труд сервисных центров и выездных бригад призваны информационные системы, которые, как ожидается, должны фактически в режиме реального времени отслеживать состояние ВВТ и не только сообщать о ходе и объеме выполненных на производстве работ, но и планировать их, а также немедленно заказывать необходимые запасные части.


В частности, «Проект-техника» еще осенью прошлого года оснастила свою рабочую группу, работающую в Венесуэле по контракту с национальным Министерством обороны и отвечающую за поддержание в исправном состоянии ряда образцов вооружения и военной техники, в том числе автомобилей «Урал», не только мобильным ремонтным центром, но и автоматизированной информационной системой (АИС). По словам председателя правления корпорации Шаваспа Калашяна, такое решение позволило быть в курсе того, какие работы ведутся, и участвовать в процессе в режиме реального времени.


В основе АИС лежит мобильный информационный терминал, содержащий необходимую документацию, в частности каталоги запасных частей, расчеты выполнения работ и так называемые паспорта машин, куда сотрудники заносят информацию. Через тот же ресурс заказываются необходимые запчасти. Все полученные данные отображаются на специальном мобильном устройстве, одно их которых передано начальнику управления логистики вооруженных сил Венесуэлы, и можно в режиме онлайн не только наблюдать за выполнением работ, но и отслеживать коэффициент исправности техники, получать другую необходимую в данный момент информацию.


Работы по созданию аналогичных информационных систем ведутся сразу несколькими предприятиями. Но АИС «Проект-техники» пока остается лидером в этом направлении.


С гражданскими в обозе


Не только малое количество региональных сервисных центров мешает наладить систему послепродажного обслуживания ВВТ.

Доктор для танка
Коллаж Андрея Седых

«В мирное время и в пункте постоянной дислокации система пусть не идеально, но работает. Однако стоит начаться учениям, все летит к черту», – сетует офицер, отвечающий за техническое обеспечение в одной из мотострелковых бригад.


И дело не только в несовершенстве правовой базы, местами требующей серьезной переработки, главное – отсутствие понимания, где, как выразился в одном из своих выступлений начальник ГАБТУ Александр Шевченко, проходит водораздел, который определит, когда технику будут ремонтировать военные, а когда – заводские специалисты.


По мнению руководства Минобороны, военные должны отвечать за ремонт ВВТ с момента выхода на полигон или участия в боевых действиях. Но пока согласно нормативным документам эта зона ответственности все еще принадлежит сервисным центрам и предприятиям. И тут начинаются проблемы.


Для отправки сотрудников, которые должны осуществлять ремонт вооружения и военной техники во время проведения учений, фирмы вынуждены изыскивать командировочные. До недавнего времени они не предусматривались заключенными контрактами и фактически брались из оборотных средств самой организации. Зачастую не только банальное желание сэкономить, но и фактическое отсутствие необходимых средств заставляло руководство фирм не отправлять сотрудников на полигоны.


«Особенно остро такая проблема стоит, если воинские части, закрепленные за сервисным центром, уходят от пункта постоянной дислокации на большие расстояния. Надо же не просто послать людей. У них должны быть техника, запасные части и прочее имущество. Чтобы все это перевезти, нужно заказывать автомобильные, железнодорожные, а иногда и авиаперевозки. Ладно, если просто отработали – и домой. А если как в 2014 году, когда войска стояли на границе с Украиной несколько месяцев? Сотрудников надо было кормить, постоянно пересылать запасные части. Наша система ценообразования не позволяет заранее рассчитать, сколько необходимо заложить в контракт на эти нужды», – констатирует представитель промышленности.


Еще одна острая проблема, с которой сталкиваются сервисные центры, – невозможность осуществлять полноценное складирование запасных частей, узлов и агрегатов, поскольку в руководящих документах строго указывается, что органы военной приемки дают добро на выполненную работу, только если замененные узлы и агрегаты текущего года изготовления. Прошлогодние уже не допускаются. Поэтому сервисные центры не могут создавать полноценных запасов длительного хранения.


По данным «Военно-промышленного курьера», на недавних учениях, связанных с внезапной проверкой, у нескольких воинских частей проблема с отсутствием запчастей в обслуживающих их центрах встала особенно остро. Командиры и личный состав вынуждены были ждать прибытия заказанных узлов и агрегатов с завода.


Понятно, что сложившаяся ситуация не устраивает ни военных, ни промышленность. Но отказываться от войскового ремонта производственники пока не планируют.


В частности, предполагается внести такие изменения в существующие документы, которые позволяли бы в случае необходимости передавать воинские части, а также убывающие в командировку или на учения отдельные подразделения от одного регионального сервисного центра другому. «Это как с личным автомобилем. Есть дилерские центры производителя. К примеру, вы уехали из своего региона в другой. Можете и там обратиться в сервисный центр и починить свою машину», – поясняет Константин Тарабрин.


Но как быть, если война? На этот случай Минпромторг предлагает разворачивать так называемые мобильные ремонтные (сервисные) центры, в состав которых войдут представители разных предприятий. По замыслу за счет использования специализированных автомобилей, мобильных контейнеров и быстроразворачиваемых палаток такие центры смогут не только проводить любой ремонт, включая средний, но и быть достаточно подвижными.

Но нельзя забывать, что сразу после отставки Анатолия Сердюкова с поста министра обороны военное ведомство предприняло очень серьезные усилия по восстановлению ремонтных органов. В частности, с уже упомянутой корпорацией «Проект-техника» Минобороны заключило трехлетний контакт на несколько миллиардов рублей на поставку новейших «летучек» МТО-УБ, ремонтно-эвакуационных машин РЭМ-КЛ и другой продукции. На базе шасси БАЗ «Вощина» уже разработаны и проходят испытания ремонтно-эвакуационные средства и спецмашины для ремонта новейших зенитно-ракетных систем, в частноти С-400.


«Фактически предлагаемые мобильные центры не только в боевых условиях, но и в ходе учений подменяют уже имеющиеся ремонтные органы звена «бригада-армия». Да, относительно недавно у наших частей и подразделений не было современной ремонтной техники. Но сейчас она активно поставляется в войска. Тогда в чем смысл дублировать функции?! Понятно, что заводчане хотят зарабатывать и зарабатывать хорошо. К примеру, какой статус будет в зоне боевых действий у сотрудника сервисного центра? Он не военный, значит, не может быть «комбатантом». Ладно, если он ремонтирует машины в тылу, а предположим, поехал на поле боя эвакуировать подбитый танк? Тогда как быть?» – высказывает свое недоумение представитель Минобороны. По мнению собеседника, в вопросах войскового ремонта должно быть четкое разделение зон ответственности между военными и промышленностью. Иначе все превратится в бессмысленную трату государственных денег.


Правда, не все опрошенные согласны, что нужно жесткое разделение. Современная техника настолько сложна, что в процессе обучения и эксплуатации все же необходимо участие представителей и разработчика, и производителей.


«На войне командир части отвечает за выполнение боевой задачи и за боеготовность. К примеру, при подготовке к наступлению у танка сломалась бортовая коробка передач, трудоемкость работ порядка 150 часов. И что? Экипаж танка заявит, что за это отвечают сервисные службы, и не пойдет в бой? Танкисты и войсковые реморганы должны выполнять весь объем работ, прописанных в руководстве по эксплуатации образцов вооружения и военной техники. И если сказано, что экипаж должен уметь проводить ТО-1 и ТО-2, – тут без вариантов. Задача мобильных центров – оказать помощь военным, в первую очередь при проведении технически сложных работ. Например, батальон совершает марш – центр должен быть готов выделить необходимые средства эвакуации и ремонта», – объясняет представитель промышленности.


По данным «ВПК», Минобороны открыло научно-исследовательскую работу по внедрению системы послепродажного обслуживания ВВТ, рассчитанную на один-два года. Ожидается, что по итогам НИР, к которой привлечена и промышленность, будут разработаны новые стандарты, внесены необходимые изменения в законодательную базу и боевые документы, что наконец-то позволит решить проблему.


Опыт коллег


Как обстоит дело с послепродажным обслуживанием ВВТ в других российских силовых структурах?


По словам представителя внутренних войск МВД России, его ведомство не только не апробировало аутсорсинг, но даже не проводило экономические расчеты. «Аутсорсинг был нам и не нужен, и не интересен. Поэтому во внутренних войсках и сохранились ремонтные органы. И нет никакой проблемы, когда мы выходим на учения. Мы полностью самодостаточны, что и подтверждается опытом борьбы с бандподпольем на Северном Кавказе».


Более того, ВВ МВД давно плодотворно сотрудничают с промышленностью в разработке современных ремонтных и эвакуационных средств. Так, для действующих в городе специальных моторизированных воинских частей (СМВЧ) совместно с корпорацией «Проект-техника» на базе грузовика ГАЗ-3308 была разработана машина МТО-1, способная не только эвакуировать вышедшие из строя автомобили СМВЧ, но и осуществлять ремонт. По словам представителей внутренних войск, при необходимости МТО-1 можно использовать вместе со спецоборудованием спасательных подразделений МЧС.


Алексей Рамм


Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх