Лента новостей

10:09
Украинские абитуриенты опозорились, не сумев показать на карте север и юг
10:09
Андрей Ваджра: Криминальное чтиво в Княжичах
10:07
Что нужно знать о репрессиях человеку, любящему свою страну?
10:03
«Его батальон» — в Сети появился трейлер фильма о «Мотороле»
10:02
Александр Зубченко: Стенограмма безумия
10:02
Что предложит Трамп, или вопрос подарунков
10:01
Киев испугался полной потери транзита из-за новых российских газопроводов
10:00
Право вето: Россия и Китай не пропустили резолюцию по Алеппо в ООН
09:59
В Черкассах «Азовцы» организованно ограбили супермаркет
09:58
Минобороны обвинило США и Британию в гибели российских медиков в Алеппо
09:57
Завезенные Меркель мигранты продолжают убивать и насиловать немцев
09:52
Польша негодует: «неблагодарная» Украина закрывает свои рынки для наших товаров
09:51
Истребители авиакрыла «Адмирала Кузнецова» покинут крейсер
09:50
Мазохизм Европы: зачем НАТО изображает из себя жертву «российского вторжения»
09:49
На Украине готовят убийство Виктора Медведчука
09:13
США и Россия: друзья, враги, сотрудники
09:09
Узбекистан прикроет Россию с юга
09:06
Могла ли Россия победить в холодной войне?
00:00
Этот день в истории - 6 Декабря
22:58
Декабрь 41-го. Спасти Москву
22:48
Минобороны РФ бьёт рекорды продаж
22:44
Как Америка и Канада Арктику поделили
22:41
Монтян: Украину разорвут поляки, венгры и румыны
22:40
Меркель всё ближе к Горбачёву
22:40
Что десантные корабли США делают у берегов Сирии
22:38
Как еще можно «потерять» палубник: типы аварий на авианосцах
22:30
«Светлана» подвела летчиков во второй раз
22:28
Детонационные двигатели заменят ядро газотурбинных
22:27
Американцы усиливают флот рядом с Сирией
19:53
Счастлива ли ты, Россия?
19:50
В наш монастырь со своим «Евровидением» не ходят!
19:49
Удар по Авакову: компромат с Майдана используют для досрочных выборов в Раду
19:45
Хуже, чем в Алеппо: почему беженцы отказываются жить на Украине
19:42
Ночь над ЕС: удар в Италии, пат в Австрии
19:41
Будет ли Порошенко стёрт до нуля
19:40
Порошенко подписал собственный «пакт Молотова-Риббентропа»
19:34
История Кэтрин Энгелбрэхт. Как давят инакомыслящих в США
19:32
Друзья боевиков на трибуне ООН: Москва поставит вето на резолюцию Запада по Алеппо
19:31
Немецкие СМИ обратили внимание на неадекватное поведение Порошенко
19:15
«Я ценю в России ее дух»: оперная звезда Хосе Каррерас в восторге от России
19:13
Донбасский счёт
19:06
Эксперт: коррупционные скандалы во власти уже не удивляют украинцев
19:04
Крупное ДТП с детьми в Югре: в больнице остаются 19 человек
19:01
Замглавреда Spectator объяснил, почему люди больше не верят западным СМИ
18:56
Игра с ядерным огнем: циничные заявления США
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?

Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?

Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?Новость о подписании Украиной и Литвой меморандума о стыковке маршрута поезда «Викинг» (соединяет Черное и Балтийское море через Белоруссию) с китайским Шелковым путем вызвала всеобщее волнение. Меморандум – это лишь соглашение о намерениях, но инфоповод был подхвачен СМИ, которые постарались вылепить из него сенсацию. Заголовки наперебой предвещали участие Белоруссии в Шелковом пути «в обход» России. Стоит ли этот ажиотаж внимания и действительно ли так страшен «Викинг» как его малюют?


Хорошая мина при плохой игре 

А.Яценюк и М.Саакашвили в последнее время соревнуются в заявлениях о том, как Украина может стать звеном китайского шелкового пути. Саакашвили недавно отметился словами о том, что Украина вытеснит Россию из китайского шелкового пути, проложив автострады из Одессы в ЕС. Правда, затем его помощник вынужден был смягчить заявления – на хайвеи денег нет. Поэтому сейчас премьер-министр Украины вырвался вперед, предав огласке очередной эффектный меморандум о Шелковом пути. 

Подписанный документ является попыткой украинского и литовского правительств сделать хорошую мину при плохой игре. Обе страны переживают падение транзитных перевозок, и в будущем ситуация едва ли улучшится. Так, за последние 5 лет транзит российских грузов через территорию Украины упал более чем на 50%. Развитие российской портовой инфраструктуры на Черном и Балтийском морях позволяет перенаправить туда часть грузов, снижая затраты и риски. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в газовой отрасли – российский транзит голубого топлива через территорию Украины упал за последние годы примерно вдвое. 




Чтобы маршрут «Викинг» мог претендовать на серьезную роль в рамках транзита грузов между Азией и Европой необходимы крупные рынки, которых в Прибалтике нет. Есть и конкурирующие маршруты. Например, казахские и литовские предприятия совместно развивают маршрут поезда «Сауле» через Казахстан, юг России, Беларусь – в Литву. «Сауле» курсирует с 2011 г. и в настоящее время выходит на срок доставки из Алма-Аты в Клайпеду за 8 суток. Учитывая постепенную ликвидацию таможенных барьеров в рамках ЕАЭС, поезд «Сауле», фактически, будет проходить в полной мере лишь две границы – китайско-казахстанскую и при выезде из Белоруссии в Литву. 




Транскавказский коридор (TRACECA), к которому Украина с Литвой хотят присоединить «Викинг», пока не представляет реальной альтернативы морским или северным транспортным маршрутам. Там придется пересекать минимум 5 границ, а учитывая слабо развитую инфраструктуру и гористую местность, экономическая состоятельность проекта пока под вопросом. Хотя ЕС уже почти 20 лет поддерживает TRACECA, стремясь к усилению своего влияния на Кавказе. 

Минску, по большому счету, выгодны оба маршрута – и «Сауле», и «Викинг». Особенно если соседи готовы будут не только делать громкие заявления, но и вкладываться в инфраструктуру. Вместе с тем, маловероятно, что в литовско-украинском проекте присоединения к «Шелковому пути» дело в ближайшие годы продвинется дальше меморандумов. Свободных средств на реальный запуск Транскаспийского коридора за 20 лет так и не нашли, пока есть лишь точечные инвестиции. 

В странах Прибалтики, как уже было отмечено, относительно малый рынок, чтобы превратить «Викинг» в действительно крупный транспортный коридор. В перспективе маршрут мог бы привлекать больше грузов из стран Черного моря, однако для этого требуются дополнительные инвестиции и отсутствие политических рисков. 


Шкура неубитого медведя 

Китайский Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) еще не начали строить, как появились тревоги, что «проект века» пойдет в обход России. Хотя ЭПШП изначально основан на принципах многовекторности и предполагает множество маршрутов. За счет проекта Китай стремится распространить свое влияние на континенте без прямого столкновения с интересами США. Есть у Пекина интерес и в расширении участия в привлекательных секторах зарубежных экономик (строительстве, транспорте, энергетике), наработке политических рычагов влияния. 

Пекин вряд ли будет в буквальном смысле закапывать миллиарды долларов в Евразийскую степь и, тем более, Закавказье – инвестиции будут, но точечные. Ведь практически вся торговля Китая с ЕС идет сегодня по морю. Причина – низкая цена, относительная безопасность, развитость в Европе портовой инфраструктуры. В КНР сейчас происходит замедление экономики и отток капитала, достигший 1 трлн долл. по итогам 2015 г. Поэтому евразийская «стройка века» - не главный приоритет. Китай готов вкладываться – и делает это во многих точках Евразии, но масштабы инвестиций часто имеют далеко не такой фантастический размер, о котором любят писать в газетах. 

Есть у Пекина и более приоритетные проекты, которые «ближе к телу». Например, строительство экономического коридора в Пакистане для выхода в Индийский океан «напрямик» в обход узкого Малаккского пролива. Только на этот проект заложено $46 млрд., в то время как фонд Шелкового пути составляет около $40 млрд. 


Кто нам поможет

Безусловно, ЕАЭС необходимо усиливать восточный вектор экономического сотрудничества – и здесь есть большое пространство для роста. Однако полагаться при этом следует на объединение собственных сил для реализации крупных проектов, позволяющих идти навстречу растущей Азии, а не ждать, пока (и если) она придет сама. 

По оценкам РЖД, стоимость работ может составить около 500-550 млрд. руб. Если удастся привлечь китайские инвестиции в строительство скоростной железной дороги Казань-Москва, то могли бы произойти ощутимые сдвиги в росте грузооборота, развитии инфраструктуры, «стягивании» Запада и Востока. В этой работе очень пригодились бы транспортные системы не только Белоруссии, но и Украины, которой досталась в наследство от СССР мощная железнодорожная инфраструктура, изнашивающаяся вследствие нехватки инвестиций. 

При появлении прагматичной власти, способной развивать отношения и с Западом, и с Востоком, Украина могла бы вернуться в пространство трансконтинентальных связей. Успеет ли до того, как инфраструктура и промышленный потенциал будут бесповоротно утрачены? Одним лишь заявления и меморандумы, даже самые смелые, увы, делу не помогут.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх