Лента новостей

23:10
«Она спасёт нас от террористов»: во Франции растёт число сторонников Марин Ле Пен
23:06
Указы Трампа хотят блокировать автоматически
23:05
Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства
23:04
Экс-президент Латвии назвала своих соотечественников злыми и завистливыми
23:03
Фийон обидел Украину
21:58
Порошенко попросили назначить Саакашвили послом Украины в Грузии
21:58
Россия впервые получила от США координаты целей ИГ в Сирии
21:57
Зачем Россия шлет в Сирию «дальнобойных птиц»?
21:55
В России могут создать космический корабль без ракет-носителей
21:49
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»
21:48
Тайна писем президентов США и генсеков СССР
21:45
«Газпрому» угрожает «Левиафан»
19:35
«Стая» бомбардировщиков Ту-22М3 массово нанесла удары в Сирии
19:29
Altay «забуксовал»
19:25
Изандлвана: тяжёлый урок для Британской империи
19:19
Shot Show 2017: Новинки оружейного мира
19:15
Умная военная логистика: войсковые транспортные средства
19:09
«Атлантическая решимость»: американcкий десант в Латвии
19:08
17 тысяч геев — ударная сила «голубого» Бундесвера
19:06
Россия вынесла жесткий выговор командованию Сирийской армии
19:05
Планы Варшавы: воевать за НАТО до последнего солдата
19:03
Оборона Дейр-эз-Зора: Из Сирии поступают тревожные сообщения
19:01
Порошенко громко опозорился перед ВСУ. Военные в ярости
18:59
Что объединяет рыцаря и танк?
18:57
Кива потребовал вооруженной зачистки Донбасса после удушения блокадой
18:56
Боевики ИГ отброшены и окружены в Дейр эз-Зоре бойцами армии Асада
18:55
Пятеро египетских полицейских погибли в результате нападения боевиков на Синае
18:46
Скандал в США: дочь Клинтон не стерпела оскорблений в адрес Бэррона Трампа
18:43
Ту-154: ни заменить, ни списать
18:42
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут
18:42
«Танк в тельняшке» добавит огня российской «десантуре»
17:23
Экс-глава Еврокомиссии: немедленно снимите антироссийские санкции!
17:02
В России испытали модель экранплана с грузоподъемностью до 500 тонн
17:01
Небо Израиля «охраняют» российские комплексы ПВО
16:57
К чему приведут планы Трампа отказаться от нефти ОПЕК?
15:05
Повитухи, бурная Ангара и учителя-вахтовики: как живет деревня староверов
15:05
Румен Радев вступил в должность президента Болгарии
15:04
Застрельщик Майдана признал, что на Западе украинцы всегда будут отбросами второго сорта
15:03
Бери или плати, Украина...
15:02
Будущее Украины было запрограммировано в 90-х: Это не государство, а колхоз
14:59
«Лицемеры и вруны»: бегун Андрей Дмитриев дал оценку российскому спорту в эфире ARD
14:57
Элитное подразделение сирийских войск «Щит» готовится к рывку на Пальмиру
14:57
Щит ВКС РФ прикрыл страну от вражеского ракетного удара
12:37
В России намерены создать летающий внедорожник
12:35
Украинский корабль открыл огонь по российской буровой вышке в Черном море
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?

Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?

Украина и Литва подключат Белоруссию к Шелковому пути?Новость о подписании Украиной и Литвой меморандума о стыковке маршрута поезда «Викинг» (соединяет Черное и Балтийское море через Белоруссию) с китайским Шелковым путем вызвала всеобщее волнение. Меморандум – это лишь соглашение о намерениях, но инфоповод был подхвачен СМИ, которые постарались вылепить из него сенсацию. Заголовки наперебой предвещали участие Белоруссии в Шелковом пути «в обход» России. Стоит ли этот ажиотаж внимания и действительно ли так страшен «Викинг» как его малюют?


Хорошая мина при плохой игре 

А.Яценюк и М.Саакашвили в последнее время соревнуются в заявлениях о том, как Украина может стать звеном китайского шелкового пути. Саакашвили недавно отметился словами о том, что Украина вытеснит Россию из китайского шелкового пути, проложив автострады из Одессы в ЕС. Правда, затем его помощник вынужден был смягчить заявления – на хайвеи денег нет. Поэтому сейчас премьер-министр Украины вырвался вперед, предав огласке очередной эффектный меморандум о Шелковом пути. 

Подписанный документ является попыткой украинского и литовского правительств сделать хорошую мину при плохой игре. Обе страны переживают падение транзитных перевозок, и в будущем ситуация едва ли улучшится. Так, за последние 5 лет транзит российских грузов через территорию Украины упал более чем на 50%. Развитие российской портовой инфраструктуры на Черном и Балтийском морях позволяет перенаправить туда часть грузов, снижая затраты и риски. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в газовой отрасли – российский транзит голубого топлива через территорию Украины упал за последние годы примерно вдвое. 




Чтобы маршрут «Викинг» мог претендовать на серьезную роль в рамках транзита грузов между Азией и Европой необходимы крупные рынки, которых в Прибалтике нет. Есть и конкурирующие маршруты. Например, казахские и литовские предприятия совместно развивают маршрут поезда «Сауле» через Казахстан, юг России, Беларусь – в Литву. «Сауле» курсирует с 2011 г. и в настоящее время выходит на срок доставки из Алма-Аты в Клайпеду за 8 суток. Учитывая постепенную ликвидацию таможенных барьеров в рамках ЕАЭС, поезд «Сауле», фактически, будет проходить в полной мере лишь две границы – китайско-казахстанскую и при выезде из Белоруссии в Литву. 




Транскавказский коридор (TRACECA), к которому Украина с Литвой хотят присоединить «Викинг», пока не представляет реальной альтернативы морским или северным транспортным маршрутам. Там придется пересекать минимум 5 границ, а учитывая слабо развитую инфраструктуру и гористую местность, экономическая состоятельность проекта пока под вопросом. Хотя ЕС уже почти 20 лет поддерживает TRACECA, стремясь к усилению своего влияния на Кавказе. 

Минску, по большому счету, выгодны оба маршрута – и «Сауле», и «Викинг». Особенно если соседи готовы будут не только делать громкие заявления, но и вкладываться в инфраструктуру. Вместе с тем, маловероятно, что в литовско-украинском проекте присоединения к «Шелковому пути» дело в ближайшие годы продвинется дальше меморандумов. Свободных средств на реальный запуск Транскаспийского коридора за 20 лет так и не нашли, пока есть лишь точечные инвестиции. 

В странах Прибалтики, как уже было отмечено, относительно малый рынок, чтобы превратить «Викинг» в действительно крупный транспортный коридор. В перспективе маршрут мог бы привлекать больше грузов из стран Черного моря, однако для этого требуются дополнительные инвестиции и отсутствие политических рисков. 


Шкура неубитого медведя 

Китайский Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) еще не начали строить, как появились тревоги, что «проект века» пойдет в обход России. Хотя ЭПШП изначально основан на принципах многовекторности и предполагает множество маршрутов. За счет проекта Китай стремится распространить свое влияние на континенте без прямого столкновения с интересами США. Есть у Пекина интерес и в расширении участия в привлекательных секторах зарубежных экономик (строительстве, транспорте, энергетике), наработке политических рычагов влияния. 

Пекин вряд ли будет в буквальном смысле закапывать миллиарды долларов в Евразийскую степь и, тем более, Закавказье – инвестиции будут, но точечные. Ведь практически вся торговля Китая с ЕС идет сегодня по морю. Причина – низкая цена, относительная безопасность, развитость в Европе портовой инфраструктуры. В КНР сейчас происходит замедление экономики и отток капитала, достигший 1 трлн долл. по итогам 2015 г. Поэтому евразийская «стройка века» - не главный приоритет. Китай готов вкладываться – и делает это во многих точках Евразии, но масштабы инвестиций часто имеют далеко не такой фантастический размер, о котором любят писать в газетах. 

Есть у Пекина и более приоритетные проекты, которые «ближе к телу». Например, строительство экономического коридора в Пакистане для выхода в Индийский океан «напрямик» в обход узкого Малаккского пролива. Только на этот проект заложено $46 млрд., в то время как фонд Шелкового пути составляет около $40 млрд. 


Кто нам поможет

Безусловно, ЕАЭС необходимо усиливать восточный вектор экономического сотрудничества – и здесь есть большое пространство для роста. Однако полагаться при этом следует на объединение собственных сил для реализации крупных проектов, позволяющих идти навстречу растущей Азии, а не ждать, пока (и если) она придет сама. 

По оценкам РЖД, стоимость работ может составить около 500-550 млрд. руб. Если удастся привлечь китайские инвестиции в строительство скоростной железной дороги Казань-Москва, то могли бы произойти ощутимые сдвиги в росте грузооборота, развитии инфраструктуры, «стягивании» Запада и Востока. В этой работе очень пригодились бы транспортные системы не только Белоруссии, но и Украины, которой досталась в наследство от СССР мощная железнодорожная инфраструктура, изнашивающаяся вследствие нехватки инвестиций. 

При появлении прагматичной власти, способной развивать отношения и с Западом, и с Востоком, Украина могла бы вернуться в пространство трансконтинентальных связей. Успеет ли до того, как инфраструктура и промышленный потенциал будут бесповоротно утрачены? Одним лишь заявления и меморандумы, даже самые смелые, увы, делу не помогут.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх