Лента новостей

19:31
Александр Роджерс: Как нам построить государство без «лишних» людей
19:30
У «богатых» свои причуды: стало известно, сколько Украина потратила на суды с РФ
19:30
Оливер Стоун: «Соединенные Штаты объявили Путина врагом»
19:29
Успеть запрыгнуть в последний вагон: в США ищут каналы финансирования Украины
19:28
ФПИ о боевых роботах России: восстание машин откладывается
19:27
На вооружение ЗВО поступило 140 новейших БТР-82А
19:26
Полный шлях или как Литва белорусскую оппозицию приручила
19:25
Нафтогаз против Газпрома: «час икс» приближается
19:19
Украина возвела дамбу для блокирования подачи воды в Крым
19:17
Путин поздравил российских пожарных с профессиональным праздником
19:17
Аваков готовит своих псов к противостоянию с россиянами на «Евровидении»
19:16
В Белоруссии нашли месторождение нефти
19:14
La Stampa: раскрыта контрабанда тысяч боевиков ИГ в Италию
19:13
Юг Украины просыпается
19:12
Шоколадный диктатор? Порошенко нашёл способ сохранить власть навсегда
19:05
О том, как США оставят Украину за бортом
19:05
Почему Freedom House загнал Россию в «молчаливый подвал»
18:35
Президенты США, которые все никак не могут повзрослеть
13:19
Тёмная триада. Александр Роджерс
13:18
На Евровидение продали около двух тысяч билетов на непригодные места
13:15
DM: британский самолёт-шпион у границ России «попался» на мобильное приложение
13:13
Меркель спустя два года вновь посетит Россию для переговоров с Путиным
13:12
В Херсоне к 9 мая будут чествовать гитлеровских нацистов
12:52
Тернистый путь к СУ-122
12:37
«Во устрашение всем остальным»
12:15
Спасибо, новая налоговая реформа: уровень бедности в Латвии стремительно растет
12:14
На МВМС-2017 покажут, на что способен русский скоростной катер 12М
12:12
Дно пройдено! Новые «высоты» падения украинских силовиков
12:11
Польша получила от Украины всё, что хотела, а теперь пора нагнуть её за УПА
12:10
Футбольный чемпионат мира 2018 в России – «лучшее решение» в истории ФИФА!
12:08
Эксперты объявили новую ракету Украины летающим позором
12:08
С пилона в в Минюст Украины: Справится ли с люстрациями 28-летняя стриптизёрша?
12:03
Открытое обращение Игоря Стрелкова к Виктору Януковичу
11:53
Руслан Коцаба: Украинская цивилизация – немножко свинопасная
11:51
Кличко проиграл Джошуа после нокдауна
11:50
Полиция Харькова пообещала забирать в участок всех за георгиевские ленты
11:49
Контуженные АТОшники напали на водителя за слова о ненужной войне
11:46
Юго-Восток Украины начинает просыпаться
11:46
«Ходорковский поступает не по понятиям»
11:43
ВСУ намерены «уделать» российский «Искандер-М»
11:39
Евросоюз «пилит» английские фунты стерлингов
11:37
В немецкой прессе рассказали о двойных стандартах Брюсселя
11:35
Железная дорога в обход Украины будет построена к 1 августа
11:34
В России прошли общегородские субботники
11:33
Ле Пен и Дюпон-Эньян объявили о создании предвыборной коалиции
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Неядерные подлодки снова в моде

Неядерные подлодки снова в моде

Дизельная подводная лодка "Краснокаменск" проекта 877 во время швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во ВладивостокеДизельная подводная лодка "Краснокаменск" проекта 877 во время швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во ВладивостокеРоссия сообщила о заказе новых сверхтихих подлодок «Проект 636». Австралия выбирает новые субмарины, и позицию фаворита, судя по всему, занимают японские образцы. Судоверфи нескольких европейских государств конкурируют за то, чтобы получить заказ на экспорт современных дизель-электрических подводных лодок. Даже в ВМС США нередко говорят о том, что самый большой флот мира не должен полагаться исключительно на атомные подводные лодки. Можно утверждать, что дизель-электрические субмарины переживают большое возвращение и серьезным образом влияют на военно-морские стратегии.


Первая половина 20 века (включая две мировые войны) прошла под знаком традиционных подводных лодок, которые располагали комбинацией дизель-моторов и электрических батарей. Именно благодаря второму элементу подлодки могли плыть под поверхностью воды, пусть в то время это было возможно ненадолго и не слишком глубоко. Перелом случился во время Второй мировой войны, когда немцы использовали голландскую идею snorkel, так называемую трубку, с которой под водой могли работать и дизельные двигатели.
 
Германия также сконструировала сверхсовременные для того времени подводные лодки типа XXI, которые во многом определили дальнейшее направление разработок в этой категории. Кроме того, именно немцы представили миру новый вид двигателя, так называемую турбину Вальтера, которая совершенно не зависела от воздуха. Однако вскоре после войны в области подводных лодок случился системный переворот: появились атомные субмарины, а они могли находиться под водой (по крайне мере теоретически), по сути, неограниченное количество времени.

Отрасль атомных подводных лодок превратилась в одну из сфер конкурирования мировых сверхдержав, то есть США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. К атакующим атомным подводным лодкам, которые (из-за расширения спектра их задач) начали также называть многоцелевыми, прибавились подводные лодки с баллистическими ракетами, а в случае СССР и специальные подлодки с крылатыми противокорабельными ракетами. Де-факто они были созданы как оружие, которое могло преодолевать оборонные системы американских авианосцев. Именно к этой специфической категории относился и печально известный «Курск».

Дизель-электрические подводные лодки, конечно, продолжали строить, и ими обзавелось немалое число стран, некоторые из которых просто не могли их активно использовать и, скорее, зарабатывали фактом покупки себе определенный престиж (это касалось, прежде всего, арабских стран). Совершенно особенным путем шли американцы, которые в определенный момент просто перестали использовать «дизели» и положились исключительно на атомные подводные лодки, потому что в глобальной доктрина ВМС США для традиционных субмарин не нашлось задач. Однако тем больше акцент на них делали в СССР и странах Западной Европы.

 
Перелом случился в 1982 году, когда на вооружение советского флота поступила первая подлодка класса «Проект 877», известная под западным кодом «Кило» и прозвищем «Черная дыра». Так подлодку прозвали потому, что при ходе только на батареях подлодка издает меньше звуков, чем фон океана. Для традиционных пассивных гидролокаторов, которые как бы фильтруют и прослушают среду, эта лодка буквально неуловима. Возникла большая проблема, которая американцев очень беспокоит до сих пор.

Речь, однако, идет не исключительно о советском, вернее российском, флоте, а о масштабном экспорте этих подлодок, закупленных, в частности, Китаем и Ираном. Озвучиваются и катастрофические сценарии, согласно которым сочетание техники, хорошего капитана, соответствующих условий и простого везения может привести к тому, что «Кило» осуществит успешную торпедную атаку на авианосец. Например, это сделает какая-нибудь китайская субмарина где-нибудь у Тайваня или иранская в Персидском заливе.

Но, конечно, разработки на этом не остановились, и на современном рынке существует широкий выбор современных дизель-электрических подводных лодок. Главным преимуществом класса «Кило» был низкий уровень шума, но в остальном это была все та же обычная торпедная подводная лодка. Однако сегодня ситуация иная, потому что современные «дизели» имеют характеристики совершенно другого порядка. Даже можно сказать, что в некоторых аспектах они могут соперничать с атомными субмаринами, по сравнению с которыми они тише и, понятно, намного дешевле, так как один только атомный реактор стоит миллиард долларов.

«Ренессанс» неатомных подводных лодок обусловлен двумя причинами. Первая заключается в широком распространении так называемых AIP (Air-Independent Propulsion), то есть двигательных воздухонезависимых систем. Собственно, можно сказать, что в определенной степени продолжаются традиции прежних немецких ноу-хау. К подобным системам относится этанол-турбина (Франция), двигатель Стирлинга (Швеция и Япония) и, наконец, самый многообещающий проект — водородные топливные элементы. Их разрабатывают, главным образом, немцы, но, по всей видимости, они будут использованы и на новых российских подводных лодках.

Почти все классы современных традиционных подлодок могут быть оснащены той или иной системой AIP, и если традиционная электрическая батарея позволяет пребывать под водой в среднем несколько дней, то с AIP речь может идти о неделях. И пусть это не сравнится с теоретически «бесконечной» выносливостью атомных подводных лодок, расходы на традиционные субмарины намного меньше. Правда и то, что при операциях на мелководье небольшие «дизели» являются серьезной угрозой и для мощных атомных субмарин.

Кстати, это связано и со второй причиной. За последние два десятилетия дизель-электрические подлодки были значительно усовершенствованы с точки зрения вооружений и спектра задач. Помимо торпед, эти подлодки могут в стандартном режиме пускать и крылатые, в том числе противокорабельные, ракеты, перевозить водолазов спецотрядов и запускать малых подводных роботов. В качестве примера можно привести израильские подлодки класса Dolphin, которые производятся в Германии. Израиль использует их как элемент устрашающей силы, потому что использует их, в том числе, для запуска крылатых ракет с ядерными боеголовками. 

Теперь уже (опять) производятся подлодки, в корпусе которых есть вертикальные ракетные шахты. Когда-то это было, скорее отчаянное, решение Советского Союза, который с перестроенных «дизелей» запускал свои баллистические ракеты. Но теперь вот уже несколько стран (как минимум Россия, Китай, Швеция и Германия) располагают этим или предлагают это в качестве оснащения подлодок самого передового уровня. Ясно, что, например, для Индии и Израиля это может быть очень интересным дополнением к устрашающему арсеналу. 

Немного парадоксально то, что дизельные подлодки снова начинают рассматривать в ВМС США. Возможно, вы вспомните кинокомедию «Убрать перископ», где на учениях одна старая дизель-электрическая подлодка перехитрила половину американской флотилии. Однако менее забавен тот факт, что фильм основан на результатах нескольких учений, в которых участие приняли «дизели» других стран. И этим субмаринам удалось виртуально «потопить» даже американский авианосец.

После этого американцы даже взяли в аренду на два года одну шведскую подлодку, чтобы самостоятельно проверить ее потенциал. Пожалуй, о результатах наиболее красноречиво говорит тот факт, что после испытаний в профессиональных кругах начали распространяться новости о том, что ВМС США провели переговоры с немцами и шведами о возможной закупке их субмарин. 

В конце концов, вскоре новые подводные лодки (способные запускать управляемые ракеты) мы увидим и недалеко от наших границ, потому что их собирается приобрести Польша, для которой они тоже станут как устрашающим инструментом, так и, возможно, «престижным» оружием, подкрепляющим польские державные амбиции.

Если предыдущее предположение правильно, то оно доказывает, насколько изменилась роль «дизелей», потому что прежде все попытки некоторых стран изображать из себя подобным образом «державы» были, скорее, смешны. Нынешний же уровень неатомных подводных лодок, оснащенных AIP и ракетным вооружением, позволяет этим странам примерять на себя роль «державы», что подтверждает пример Израиля. «Возрождение» традиционных подлодок — это еще одна иллюстрация того, как технический прогресс меняет мировую политику безопасности.
 
Лукаш Визингр (Lukáš Visingr)
Фото: РИА Новости, Виталий Аньков
 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх