Лента новостей

11:10
Мир на пороге переломного момента
10:49
Воздушно-космический щит СНГ: реалии и перспективы
10:37
Кто командует Войском Польским?
10:09
Трампутин
09:27
Мы, нижеподписавшиеся: «зрада» европейского образца
09:25
Исповедь агента КГБ
09:14
«Трамп в какой-то степени развёл Россию»
09:12
Секретные переговоры Абэ и Путина
09:09
Германия хочет, но боится покончить с оккупацией
09:07
Россия объявила о конце ЕАЭС?
08:59
Броневик «Фантом»: новое чудо самостийного оружия
08:54
Союз Франции, России и Польши
08:50
В соединениях ВВО, дислоцированных в Республике Бурятия, пройдут более 50 ротных тактических учений
08:47
«Русский» как синоним путинской войны
08:43
В Санкт-Петербурге состоялись учения морских пехотинцев по освобождению захваченного судна
08:39
Кто выйдет против Путина в 2018?
00:00
Этот день в истории - 22 Февраля
22:30
Вся Россия — «Палата № 6»
22:22
Указ надежды для Донбасса
22:20
Порошенко: усилить санкции за «фейковые документы»
22:15
«Роснефть» заигралась в глобализацию
22:12
Латвия: что делать в случае нападения России?
22:09
Москва резко разлюбила Трампа
22:05
Почему депутаты бегут в Украину, а не из Украины
22:01
Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФА
21:56
Украина — классическая европейская страна
20:43
Президент РФ: Чуркин - настоящий патриот
17:25
Александр Зубченко: Дорогой Дональд! Извини за неровный почерк...
17:19
«На огневой рубеж вперед!» —Подготовка к всеармейским соревнованиям по танковому биатлону в Приморье
17:17
Хороший русский — плохой русский
17:15
Leopard «по-польски»
17:13
Джульетто Кьеза: Мир был ограблен Западом
17:12
Россияне категорически отказываются восставать против Путина
17:12
Американцы восстанавливают легендарный советский штурмовик
16:12
Новости России: население требует присвоить Виталию Чуркину звание Героя России посмертно
16:11
Украинская журналистка Екатерина Золотарева: «Радоваться смерти Чуркина - это нормально и правильно»
16:07
На Балтийском флоте начался лагерный сбор артиллерии сухопутных и береговых войск
16:04
Как украинство приросло Сибирью
15:55
У попа была собака
15:54
Новый советник Трампа по национальной безопасности
15:48
Меркель закручивает вентиль «Северному потоку-2»
15:47
Торговля Крымом: рассрочка на сто лет
15:36
Офицеров в Крыму, отказавшихся присягать Украине в 1992 году, наградят памятными знаками
15:35
Баку отказался продавать Минску нефть по низкой цене
15:34
Операция в Сирии стала шансом для Минобороны испытать новое вооружение
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
» » Ми-10: первый «летающий кран»

Ми-10: первый «летающий кран»

Ми-10: первый «летающий кран»В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов. Последняя машина встала на вечную стоянку в 2009-м. Но до сих пор ее кодовое обозначение произносится кем-то с восхищением, кем-то с завистью, но никогда – равнодушно. Ми-10 стал легендой и остается ею по сей день. 

На нем было установлено восемь мировых рекордов. В том числе, к примеру, абсолютный мировой рекорд грузоподъемности 1961 года, когда 15 103 кг были подняты на высоту 2 200 м. Или рекорд 1965 года: тогда экипаж вертолета сумел поднять еще больший вес – 25 105 кг на недосягаемые для того времени 2 840 м. Но в историю Ми-10 вошел не только этим. 

Идея создания вертолета-крана появилась у конструкторов в 50-е годы прошлого века. К ней разработчиков подтолкнул успешный опыт использования таких машин для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Вертолету-крану не потребуется много топлива – он, как предполагалось, будет транспортировать товары на небольшие расстояния и невысоко от земли. Возможность «наруливания на груз» (вертолет должен садиться на него практически верхом) значительно ускорит и упростит работу, а главное, увеличит грузоподъемность как минимум на 20% по сравнению с аналогичными «фюзеляжными» вертолетами. 

Проектирование «летающего крана» началось в 1958 году по распоряжению правительства СССР. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз. 

Под фюзеляжем предполагалось перевозить все: топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и даже пассажиров – конечно, в специализированных контейнерах-салонах. Однако уже в ходе работы над проектом задание было дополнено: от конструкторов потребовали, чтобы вертолет смог нести крылатые и баллистические ракеты. Последнее и стало основной задачей Ми-10. 

«Летающий кран» создавался на базе Ми-6. От предшественника ему достались силовая установка, несущий и рулевой винты, трансмиссия, системы управления и гидравлика (за исключением особенностей, связанных с установкой гидрозахватов). Заново был спроектирован практически только фюзеляж. 


     


В кабину поместили специальную телевизионную установку с камерой под фюзеляжем – для упрощения операций «наруливания на груз» и наблюдения за ним в полете. В кабине также можно было перевозить либо сопровождающую груз команду численностью до 28 человек, либо груз до 3 тонн. Внутри фюзеляжа крепилась лебедка, способная поднимать груз массой до 15 тонн на высоту до 30 м. Особенностью конструкции Ми-10 был поворот части фюзеляжа и оси несущего винта относительно вертикальной плоскости кабины экипажа на 1°30˝ вправо, что обеспечивало одновременный отрыв колес при взлете и исключало возможность крена. А чтобы кабина и при стоянке располагалась горизонтально, правые опоры шасси сделали на 300 мм короче левых. 

Проектирование Ми-10 продолжалось в течение года. Первый опытный образец вертолета-крана поднялся в воздух 15 июня 1960-го. Вторую машину показали на воздушном параде 1961 года, она доставила к трибунам домик геологической партии. В том же году, как уже упоминалось в начале, вертолет установил свой первый мировой рекорд. Однако в серию Ми-10 пошел не скоро. Массово производить «летающий кран» начали лишь в 1964 году на Ростовском вертолетном заводе № 168 (ныне «Роствертол»). 

В 1965 году вертолет показали на авиационной выставке в Париже. В следующем машину приобрела голландская авиакомпания, у которой ее тут же перекупили американцы. В США вертолет успешно применяли на нефтепромыслах. 

Но в СССР судьба машины сложилась драматично. Специалисты военно-промышленного комплекса передумали использовать вертолет для перевозки ракет. Не особенно пригодился Ми-10 и в народном хозяйстве – ведь все грузы нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к его гидроподъемнику. Кроме того, крупногабаритные грузы создавали слишком большое воздушное сопротивление, массивное шасси сводило на нет преимущества облегченного фюзеляжа. Из кабины, расположенной слишком высоко, пилотам было мало что видно на земле, и телевизионная камера не сильно им в этом помогала. 




Проект быстро оказался на грани закрытия. С конвейера сошли всего 24 машины (часть которых была задействована в ходе Афганской войны 1979–1989 годов). В 1969-м серийное производство Ми-10 было прекращено. 

В 1974 году специалисты разработали гражданскую модификацию этой машины – вертолет Ми-10К, предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ. Конструкторы отказались от гидроподъемника и внешней платформы, укоротили «ноги» (уменьшили высоту шасси), что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо телекамер вертолет оборудовали второй, подвесной, кабиной летчика и дополнительными рычагами управления. «Коротконогие» Ми-10К работают в народном хозяйстве до сих пор. 

«Роствертол» – российское авиастроительное предприятие, входит в холдинг «Вертолеты России». Завод основан 1 июля 1939 года. Авиатехнику производят здесь на протяжении более 70 лет, в том числе более 40 лет – вертолеты марки «Ми». В советский период предприятие носило наименование завод № 168, позднее – Ростовское вертолетное производственное объединение (РВПО). 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх