Из Украины уходит Галицко-Волынская республика
Танковая гонка: Россия впереди всей планеты
Таиланд окончательно хоронит бронетанковые надежды Украины
Власти Аляски: лучше бы мы управлялись Россией
Александр Роджерс: Проект «ЕвроРуина» закрыт
«Умеренная» сирийская оппозиция помогла «халифату»
Итоги Марша Навального. Советы непостороннего
Изоляция всё ближе:Украина проклинает Париж и Берлин за поддержку РФ
Танки и ракеты Армии Сирии отправляют в ад боевиков в Дамаске
ОАО Специальное конструкторское бюро машиностроения в Кургане
Польша закрывает консульства на Украине: Безвиз мутирует в войну?
Ему нельзя на Украину, а недавно он вернулся из Крыма. Депутат Окамуры везде побывал, все снял, и все с ним поговорили. Так как там было в Крыму?
Кто заставил школы работать на Навального?
Трагический август 1991-го. Мнение разведчика
Тысяча страниц и ни одного вывода: в США представили отчёт о расследовании по России
Крым. Три года дома
Уговорить американцев на покупку Аляски удалось лишь благодаря коррупции
Последний «Атлант» Украины
Сожрите друг друга
Project Syndicate: Искушения для устойчивого Китая
Русская оккупация Лондона не касается
Спецназ «Аль-Каиды» попал в западню и был уничтожен в горах Дамаска
Британцы в панике: русский «Циркон» похоронит весь флот Её Величества
Луганск как рубеж имперских приливов-отливов
Комплекс обороны Витебск будет модернизирован с учетом опыта Сирии
Власть поняла, что молчать о Медведеве и митингах уже нельзя
112.ua: Россия пытается столкнуть ЕС с горы
Киев мечтает получить от Запада убойный «Джавелин»
Апостроф: Кому достанется украинская «дочка» Сбербанка
США будут воспитывать Россию «Абрамсами» и «Леопардами»
24 Телеканал Новин: Украина проиграла России в Лондоне
Малый противолодочный корабль «Метель» успешно выполнил практические стрельбы в море
Главред: Как Украина выдавливает Россию с молдавского энергорынка
Экипажи ЮВО выполнят боевые стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности
Die Presse: Украинцы как истинные «понимающие Путина»
Ракетчики камчатской группировки Тихоокеанского флота проведут боевые стрельбы
Bloomberg: Украинский довод в пользу независимости Шотландии
Этот день в истории - 30 Марта
Белорусские новости: Минск оправдается за репрессии
Россия примет контрмеры в ответ на развертывание ПРО США
CdS: если США отвернутся от Европы, она попросит защиты у России
НАТО не скрывает: Россия враг потому, что посмела стать державой
Центральный банк против Ассоциации российских банков: за кем последнее слово?
Лавров: страны НАТО должны прекратить придумывать себе врага
В Украине возрождают платных стукачей

«    Март 2017    »
20212223242526
» » Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Шаровая молния

Шаровая молния всегда была одним из самых загадочных явлений природы. Это настолько редкое и непредсказуемое явление, что ученым до сих пор не удавалось поймать шаровую молнию в фокусе исследовательских приборов. И не так давно группе китайских исследователей, проводящих полевые эксперименты, касающиеся обычных молний, совершенно удалось зарегистрировать во всех подробностях процесс формирования и недолгого существования шаровой молнии. В состав научного оборудования, используемого учеными, входил прибор-спектрометр, который позволили получить спектр света шаровой молнии, на основании которого ученые выяснили, что в состав плазменного шара молнии входят химические элементы, находящиеся в почве, что является подтверждением одной из теорий о формировании шаровых молний.

Как правило, шаровые молнии возникают во время сильных гроз. Они могут быть разного размера, начиная от размера мяча для гольфа и заканчивая несколькими метрами в диаметре. Эти шары плазмы, плавающие в воздухе и излучающие интенсивный свет, существуют в течение от одной секунды до десятков секунд времени. В некоторых случаях шаровая молния может представлять опасность для окружающих, в истории известно множество случаев поджогов зданий и нанесения ущерба людям шаровыми молниями, некоторые из которых приводили к летальному исходу.

В настоящее время имеется множество различных теорий, объясняющих факт возникновения шаровых молний, разнящихся степенями правдоподобия. Пылающие шары плазмы были созданы искусственно в лабораториях при помощи интенсивных лучей микроволнового излучения или сильных электрических зарядов. Но такие лабораторные эксперименты не имеют отношения к процессам формирования шаровых молний в естественных условиях, в условиях, о которых было практически ничего не известно до последнего времени.

Одна из популярных теорий о формировании шаровых молний гласит о том, что когда обычная молния ударяет в землю, высокая температура и электрический заряд в точке удара испаряют и поднимают в воздух некоторый объем грунта, который превращается в плазму, в которой находится некоторое количество кремния. Углерод, который находится в составе многих химических соединений, находящихся в почве, лишает силикатные соединения кислорода, создавая газ из возбужденных атомов кремния. Эти атомы объединяются друг с другом и формируют крошечные кремниевые наночастицы, которые, паря в воздухе, интенсивно реагируют с атмосферным кислородом, попросту сгорают, выделяя большое количество тепла и света. И если такое происходит на самом деле, то в спектре испускаемого шаровыми молниями света должны прослеживаться четкие подписи кремния и других химических элементов, находящихся в почве.

Спектр света шаровой молнии

Именно об обнаружении четких спектральных линий некоторых химических элементов в спектре света шаровой молнии объявили ученые из Северо-западного Нормального университета (Northwest Normal University) в Ланьчжоу, Китай. Они установили свое научное оборудование в районе плато Цинхай, располагающегося на северо-западе Китая, с целью исследования обычных молний. И во время сильной грозы в июле 2012 года они увидели, что сразу после удара обычной молнии образовалась шаровая молния. Это произошло на удалении 900 метров от точки расположения научного оборудования и ученым удалось записать видео и спектр света с помощью быстродействующих камер и спектрометра.

Зарегистрированная шаровая молния визуально имела вид шара, диаметром 5 метров, хотя фактический размер шара плазмы был намного меньше. Молния существовала около 1.6 секунд времени и за это время ее цвет изменился от белого до красного. Исследователям удалось заметить, что высота, на которой находилась молния, была равна приблизительно трем метрам, а по горизонтали молния преодолела расстояние около 10 метров.

Произведя анализ спектра света шаровой молнии, исследователи увидели четкие спектральные линии кремния, железа и кальция, элементы, которые в изобилии находятся в составе почвы в данной местности. Исследователи ожидали увидеть также спектральные линии алюминия, который также находится в больших количествах в составе минералов почвы, но, как это ни удивительно, спектральный анализ показал полное отсутствие атомом алюминия в плазме шаровой молнии.

"Я считаю, что китайским исследователям удалось совершить уникальное наблюдение, демонстрирующее весь процесс формирования и существования шаровой молнии определенного типа" - рассказывает Мартин Умен (Martin Uman), ученый из университета Флориды, специализирующийся на изучении молний и других атмосферных явлений, - "В прошлом было много исследовательских программ в этой области, но ученым удавалось запечатлеть на видео или на фотоснимках лишь обычные и вторичные грозовые разряды, никому из них не довелось наткнуться на шаровую молнию".

"Наблюдения китайцев указывают на то, что шаровая молния состоит из грязи в буквальном смысле" - рассказывает Мартин Умен, - "И эти наблюдения являются подсказкой для попытки создания настоящей шаровой молнии искусственным способом. В ближайшем будущем мы, совместно с нашими китайскими коллегами, попытаемся воспроизвести все условия в лаборатории и создать реальную шаровую молнию".

Источник