Почему Захарченко решил создать Малороссию?
Битва за Дейр эз-Зор: Асаду необходим контроль над нефтью в Сирии
Украина считает Мариуполь русским городом
Российский режиссер в прямом эфире обьявил генералов Вермахта «оппозицией Гитлеру»
Самые эффектные моменты лётной программы авиасалона МАКС-2017
МАКС-2017 закончился подписанием контрактов на 400 млрд рублей
Сирийский поединок России и США: кто победит в главном мировом конфликте десятилетия?
Истерика вокруг российского газа. «И вот опять»
Свинья ломится в волчье логово
Асимметричный ответ Украины на провозглашение Захарченко Малороссии
Во Львовской области с почестями перезахоронили останки «героев» Вермахта и дивизии СС «Галичина»
Накануне звонка Порошенко Путину американский куратор Украины Волкер признал, что на Донбассе идет война, а не АТО
Визит спецпосланника США на Донбасс: радость Киева преждевременна
«Панамцы» слетаются под крышу Порошенко: российская банкирша Миримская хочет повторить путь Марии Максаковой
Муженко заявил о планах России провести быстрое наступление на Украину
Доклад Пентагона: Империя США коллапсирует – “Нам нужна война”
США подталкивают Киев к самоубийственной атаке
Трамп на распутье: Запад раскалывается из-за антироссийских санкций
Как трюкач наказывает США
Арки Крымского моста собраны на 90%
Конгресс подозревает: «агенты Кремля» сворачивают сланцевую революцию
Нововведения о «курортном сборе» и платном багаже убьют российскую туристическую отрасль
La Stampa: Автомат Калашникова «выстрелил» в Азии
Евросоюз осмелился грозить США санкциями
Путин: Я пока не решил, ухожу я или нет
Что не так с российским интернетом?
Минобороны нашло замену чешским L-39
«В одесской СБУ ждут «Русского мира» и просят их не расстреливать»
Почему госдеп США объявил Донбасс зоной войны
И они собрались воевать с Россией: Войска США побились при десантировании
«Социология» на службе «украинского мира»
Евросоюз пригрозил ответить на не согласованные с ним санкции США против России
Почему либералы яростно кричат о якобы возрождении в нашей стране сталинизма
Два разрыва на одной кулисе
Через ЦБ РФ мы платим США дань как уже побежденные
Россия и Китай в «Европейском море»
В пятом поколении Т-50 нет равных
The Washington Post: Санкции: конгрессмены договорились
Этот день в истории - 24 Июля
ВРТ-300: прототип мощного вертолета-беспилотника от «Вертолетов России»
Роботы-дояры: в России стартует программа модернизации старых молочных ферм
Зачем Западу конфликт в Приднестровье: Додон раскрыл антироссийский план
Сотрудничество России и Никарагуа вызывает страх в США
Легендарный режиссер Эмир Кустурица признал Крым российским
Впускать или не впускать? Крым разделился по вопросу туристов из Украины

«    Июль 2017    »
17181920212223
» » Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Шаровая молния

Шаровая молния всегда была одним из самых загадочных явлений природы. Это настолько редкое и непредсказуемое явление, что ученым до сих пор не удавалось поймать шаровую молнию в фокусе исследовательских приборов. И не так давно группе китайских исследователей, проводящих полевые эксперименты, касающиеся обычных молний, совершенно удалось зарегистрировать во всех подробностях процесс формирования и недолгого существования шаровой молнии. В состав научного оборудования, используемого учеными, входил прибор-спектрометр, который позволили получить спектр света шаровой молнии, на основании которого ученые выяснили, что в состав плазменного шара молнии входят химические элементы, находящиеся в почве, что является подтверждением одной из теорий о формировании шаровых молний.

Как правило, шаровые молнии возникают во время сильных гроз. Они могут быть разного размера, начиная от размера мяча для гольфа и заканчивая несколькими метрами в диаметре. Эти шары плазмы, плавающие в воздухе и излучающие интенсивный свет, существуют в течение от одной секунды до десятков секунд времени. В некоторых случаях шаровая молния может представлять опасность для окружающих, в истории известно множество случаев поджогов зданий и нанесения ущерба людям шаровыми молниями, некоторые из которых приводили к летальному исходу.

В настоящее время имеется множество различных теорий, объясняющих факт возникновения шаровых молний, разнящихся степенями правдоподобия. Пылающие шары плазмы были созданы искусственно в лабораториях при помощи интенсивных лучей микроволнового излучения или сильных электрических зарядов. Но такие лабораторные эксперименты не имеют отношения к процессам формирования шаровых молний в естественных условиях, в условиях, о которых было практически ничего не известно до последнего времени.

Одна из популярных теорий о формировании шаровых молний гласит о том, что когда обычная молния ударяет в землю, высокая температура и электрический заряд в точке удара испаряют и поднимают в воздух некоторый объем грунта, который превращается в плазму, в которой находится некоторое количество кремния. Углерод, который находится в составе многих химических соединений, находящихся в почве, лишает силикатные соединения кислорода, создавая газ из возбужденных атомов кремния. Эти атомы объединяются друг с другом и формируют крошечные кремниевые наночастицы, которые, паря в воздухе, интенсивно реагируют с атмосферным кислородом, попросту сгорают, выделяя большое количество тепла и света. И если такое происходит на самом деле, то в спектре испускаемого шаровыми молниями света должны прослеживаться четкие подписи кремния и других химических элементов, находящихся в почве.

Спектр света шаровой молнии

Именно об обнаружении четких спектральных линий некоторых химических элементов в спектре света шаровой молнии объявили ученые из Северо-западного Нормального университета (Northwest Normal University) в Ланьчжоу, Китай. Они установили свое научное оборудование в районе плато Цинхай, располагающегося на северо-западе Китая, с целью исследования обычных молний. И во время сильной грозы в июле 2012 года они увидели, что сразу после удара обычной молнии образовалась шаровая молния. Это произошло на удалении 900 метров от точки расположения научного оборудования и ученым удалось записать видео и спектр света с помощью быстродействующих камер и спектрометра.

Зарегистрированная шаровая молния визуально имела вид шара, диаметром 5 метров, хотя фактический размер шара плазмы был намного меньше. Молния существовала около 1.6 секунд времени и за это время ее цвет изменился от белого до красного. Исследователям удалось заметить, что высота, на которой находилась молния, была равна приблизительно трем метрам, а по горизонтали молния преодолела расстояние около 10 метров.

Произведя анализ спектра света шаровой молнии, исследователи увидели четкие спектральные линии кремния, железа и кальция, элементы, которые в изобилии находятся в составе почвы в данной местности. Исследователи ожидали увидеть также спектральные линии алюминия, который также находится в больших количествах в составе минералов почвы, но, как это ни удивительно, спектральный анализ показал полное отсутствие атомом алюминия в плазме шаровой молнии.

"Я считаю, что китайским исследователям удалось совершить уникальное наблюдение, демонстрирующее весь процесс формирования и существования шаровой молнии определенного типа" - рассказывает Мартин Умен (Martin Uman), ученый из университета Флориды, специализирующийся на изучении молний и других атмосферных явлений, - "В прошлом было много исследовательских программ в этой области, но ученым удавалось запечатлеть на видео или на фотоснимках лишь обычные и вторичные грозовые разряды, никому из них не довелось наткнуться на шаровую молнию".

"Наблюдения китайцев указывают на то, что шаровая молния состоит из грязи в буквальном смысле" - рассказывает Мартин Умен, - "И эти наблюдения являются подсказкой для попытки создания настоящей шаровой молнии искусственным способом. В ближайшем будущем мы, совместно с нашими китайскими коллегами, попытаемся воспроизвести все условия в лаборатории и создать реальную шаровую молнию".

Источник