Большевики захватывают Киев – архивы 1918 года
Испытания новых образцов ВВСТ в условиях Арктики
Братья по визе
Первый шаг к свободе Новороссии
Дипломатическое объявление войны
Аутодафе для львовского «Беркута»
Русский язык для русскоязычных жителей Украины — это не язык оккупанта
Ультиматум Меркель
Лавров счел «странноватой» идею отменять сейчас визы с Грузией
Эдуард Лимонов: Коллапс Америки
Что стоит за признанием паспортов ДНР и ЛНР
В Арктике начались испытания новой и перспективной техники для российской армии
Израиль ввел наземные войска в Сирию и вступил в бой с ИГИЛ
Техника на грани ненужности
«Тополь-М» и Minuteman III. К давнему спору о ракетах
Захар Прилепин о правде, пятой колонне и войне
Итоги недели. «Не ходите, дети, в Африку гулять!»
На позициях украинской армии самоподорвались два крупных кондиционера
США весной направят около 1000 военнослужащих в Польшу
Документы решают всё. Новые граждане России из ДНР и ЛНР ждут вежливых людей?
Страны НАТО меняют методички. Русский, пришло твое время!
Счастливый хохол – обиженный хохол
Иван Охлобыстин: «Аплодирую стоя!»
Ультиматум Меркель
Порошенко отреагировал на указ Путина о признании паспортов ДНР и ЛНР
Мощнейший бой под Дебальцево, позиции ВСУ ровняют с землей
Отставка Флинна: факты и инсинуации
В Санкт-Петербурге прошло межведомственное совещание по вопросам обеспечения безопасности мореплавания
В РФ больше не любят Белоруссию
НАТО хочет в Смоленск
США будут призывать Россию к ответственности
«Першинги» летят в Европу
Трамп молчит — Москва наступает
Этот день в истории - 19 Февраля
Лавров заявил, что нужно восстановить военное сотрудничество с НАТО
Принуждение к миру: Президент РФ подписал указ о признании документов жителей Донбасса
Трамп решил окончательно похоронить F-35
Лавров не дал Мюнхену стать площадкой безответной критики
Чисто украинский хаос. Немецкие СМИ в шоке от уровня организации Евровидения в Киеве
Президентство Трампа: Покойся с миром!
Битва за Лимпопо и признание ЛДНР
Почему Минск и Москва никак не могут разрешить нефтегазовый конфликт
«США больше не будут играться с Путиным»
Aleteia: Российская армия не так страшна, как может показаться
Огненный забег: в 5 городах России одновременно стартует эстафета огня III Всемирных военных игр

«    Февраль 2017    »
20212223242526
» » Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Шаровая молния

Шаровая молния всегда была одним из самых загадочных явлений природы. Это настолько редкое и непредсказуемое явление, что ученым до сих пор не удавалось поймать шаровую молнию в фокусе исследовательских приборов. И не так давно группе китайских исследователей, проводящих полевые эксперименты, касающиеся обычных молний, совершенно удалось зарегистрировать во всех подробностях процесс формирования и недолгого существования шаровой молнии. В состав научного оборудования, используемого учеными, входил прибор-спектрометр, который позволили получить спектр света шаровой молнии, на основании которого ученые выяснили, что в состав плазменного шара молнии входят химические элементы, находящиеся в почве, что является подтверждением одной из теорий о формировании шаровых молний.

Как правило, шаровые молнии возникают во время сильных гроз. Они могут быть разного размера, начиная от размера мяча для гольфа и заканчивая несколькими метрами в диаметре. Эти шары плазмы, плавающие в воздухе и излучающие интенсивный свет, существуют в течение от одной секунды до десятков секунд времени. В некоторых случаях шаровая молния может представлять опасность для окружающих, в истории известно множество случаев поджогов зданий и нанесения ущерба людям шаровыми молниями, некоторые из которых приводили к летальному исходу.

В настоящее время имеется множество различных теорий, объясняющих факт возникновения шаровых молний, разнящихся степенями правдоподобия. Пылающие шары плазмы были созданы искусственно в лабораториях при помощи интенсивных лучей микроволнового излучения или сильных электрических зарядов. Но такие лабораторные эксперименты не имеют отношения к процессам формирования шаровых молний в естественных условиях, в условиях, о которых было практически ничего не известно до последнего времени.

Одна из популярных теорий о формировании шаровых молний гласит о том, что когда обычная молния ударяет в землю, высокая температура и электрический заряд в точке удара испаряют и поднимают в воздух некоторый объем грунта, который превращается в плазму, в которой находится некоторое количество кремния. Углерод, который находится в составе многих химических соединений, находящихся в почве, лишает силикатные соединения кислорода, создавая газ из возбужденных атомов кремния. Эти атомы объединяются друг с другом и формируют крошечные кремниевые наночастицы, которые, паря в воздухе, интенсивно реагируют с атмосферным кислородом, попросту сгорают, выделяя большое количество тепла и света. И если такое происходит на самом деле, то в спектре испускаемого шаровыми молниями света должны прослеживаться четкие подписи кремния и других химических элементов, находящихся в почве.

Спектр света шаровой молнии

Именно об обнаружении четких спектральных линий некоторых химических элементов в спектре света шаровой молнии объявили ученые из Северо-западного Нормального университета (Northwest Normal University) в Ланьчжоу, Китай. Они установили свое научное оборудование в районе плато Цинхай, располагающегося на северо-западе Китая, с целью исследования обычных молний. И во время сильной грозы в июле 2012 года они увидели, что сразу после удара обычной молнии образовалась шаровая молния. Это произошло на удалении 900 метров от точки расположения научного оборудования и ученым удалось записать видео и спектр света с помощью быстродействующих камер и спектрометра.

Зарегистрированная шаровая молния визуально имела вид шара, диаметром 5 метров, хотя фактический размер шара плазмы был намного меньше. Молния существовала около 1.6 секунд времени и за это время ее цвет изменился от белого до красного. Исследователям удалось заметить, что высота, на которой находилась молния, была равна приблизительно трем метрам, а по горизонтали молния преодолела расстояние около 10 метров.

Произведя анализ спектра света шаровой молнии, исследователи увидели четкие спектральные линии кремния, железа и кальция, элементы, которые в изобилии находятся в составе почвы в данной местности. Исследователи ожидали увидеть также спектральные линии алюминия, который также находится в больших количествах в составе минералов почвы, но, как это ни удивительно, спектральный анализ показал полное отсутствие атомом алюминия в плазме шаровой молнии.

"Я считаю, что китайским исследователям удалось совершить уникальное наблюдение, демонстрирующее весь процесс формирования и существования шаровой молнии определенного типа" - рассказывает Мартин Умен (Martin Uman), ученый из университета Флориды, специализирующийся на изучении молний и других атмосферных явлений, - "В прошлом было много исследовательских программ в этой области, но ученым удавалось запечатлеть на видео или на фотоснимках лишь обычные и вторичные грозовые разряды, никому из них не довелось наткнуться на шаровую молнию".

"Наблюдения китайцев указывают на то, что шаровая молния состоит из грязи в буквальном смысле" - рассказывает Мартин Умен, - "И эти наблюдения являются подсказкой для попытки создания настоящей шаровой молнии искусственным способом. В ближайшем будущем мы, совместно с нашими китайскими коллегами, попытаемся воспроизвести все условия в лаборатории и создать реальную шаровую молнию".

Источник