Требуется Заступник всея Руси
Будет ли содержательным разговор Абэ и Путина?
Россия обновит кубинскую армию
Почему США и НАТО помогают Украине по-разному
Этот день в истории - 10 Декабря
Нет больше сирийской умеренной оппозиции, не с кем, кроме Асада, вести переговоры
«Бережок» безопасности: завершается работа по повышению огневой мощи БМП-2
США вооружат террористов ПЗРК
Йемен рвут на части
8 пугающих фактов о ядерном арсенале России
Ахмад аль-Джарба: под Раккой обнаружилась новая многотысячная армия
Сирия, сводка: авиация Асада разбомбила колонны боевой техники джихадистов
Глава МИ-6: В руководстве ИГИЛ находятся британцы
На Донбассе бьют тревогу: на помощь ВСУ к линии фронта прибыли наемники
США в Сирии: маски падают градом
Россия начала испытания «Мертвой руки»
Михалков просит скорректировать программу «Ельцин Центра» в Екатеринбурге
После 2021 года можно ждать появления роботов в парадном строю
Украина на грани замерзания — газ в хранилищах иссякает на глазах
Новый доклад Макларена о допинге: «чёрный день для Олимпийского спорта»
Как конгресс США пытается настроить Трампа против Путина
В Ленобласти «шахиды» на учениях без предупреждения захватили студентов колледжа
Шойгу открыл памятник солдату Великой Отечественной войны
Военный бюджет США на 2017 год – Россию не забыли
Вассерман: Украина в 2018 войдет в новый Юго-Западный федеральный округ
В Алеппо я увидел, почему Асад побеждает
Украинские журналисты Еuronews бастуют из-за отказа считать их русскими
Организаторы «Евровидения» сделали важное для Украины заявление
В Гамбурге Керри проигнорировал Климкина, предпочтя общение с Лавровым
В России с размахом отмечают Международный день борьбы с коррупцией
Правозащитники атаковали Путина, чьи «волосы встали дыбом»
Недооцененный рейтинг Путина
Так «ушли» СССР
Власть Кости Сапрыкина
Как Голландия топит мечты Украины о Европе и «кружевных трусиках»
В Европарламенте смеются над хохлами: безвизовый режим - это для туристов
Страшнее России только прекращение финансирования Киева. Хотя и Россия — тоже очень страшно
Стратегия на уничтожение
Германия направит на Украину военных инструкторов
CNN призвало США капитулировать перед Россией
Четыре фактора победы России в Алеппо
Гранатометный комплекс «Балкан» прошел государственные испытания
Профессиональные попрошайки: Украина вымолила у США $350 млн на оружие
Хроника Донбасса: ужасный ночной обстрел ВСУ, обесточено 11 населенных пунктов
Начало тернистого пути к «боевому танку»

«    Декабрь 2016    »
19202122232425
» » Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Шаровая молния

Шаровая молния всегда была одним из самых загадочных явлений природы. Это настолько редкое и непредсказуемое явление, что ученым до сих пор не удавалось поймать шаровую молнию в фокусе исследовательских приборов. И не так давно группе китайских исследователей, проводящих полевые эксперименты, касающиеся обычных молний, совершенно удалось зарегистрировать во всех подробностях процесс формирования и недолгого существования шаровой молнии. В состав научного оборудования, используемого учеными, входил прибор-спектрометр, который позволили получить спектр света шаровой молнии, на основании которого ученые выяснили, что в состав плазменного шара молнии входят химические элементы, находящиеся в почве, что является подтверждением одной из теорий о формировании шаровых молний.

Как правило, шаровые молнии возникают во время сильных гроз. Они могут быть разного размера, начиная от размера мяча для гольфа и заканчивая несколькими метрами в диаметре. Эти шары плазмы, плавающие в воздухе и излучающие интенсивный свет, существуют в течение от одной секунды до десятков секунд времени. В некоторых случаях шаровая молния может представлять опасность для окружающих, в истории известно множество случаев поджогов зданий и нанесения ущерба людям шаровыми молниями, некоторые из которых приводили к летальному исходу.

В настоящее время имеется множество различных теорий, объясняющих факт возникновения шаровых молний, разнящихся степенями правдоподобия. Пылающие шары плазмы были созданы искусственно в лабораториях при помощи интенсивных лучей микроволнового излучения или сильных электрических зарядов. Но такие лабораторные эксперименты не имеют отношения к процессам формирования шаровых молний в естественных условиях, в условиях, о которых было практически ничего не известно до последнего времени.

Одна из популярных теорий о формировании шаровых молний гласит о том, что когда обычная молния ударяет в землю, высокая температура и электрический заряд в точке удара испаряют и поднимают в воздух некоторый объем грунта, который превращается в плазму, в которой находится некоторое количество кремния. Углерод, который находится в составе многих химических соединений, находящихся в почве, лишает силикатные соединения кислорода, создавая газ из возбужденных атомов кремния. Эти атомы объединяются друг с другом и формируют крошечные кремниевые наночастицы, которые, паря в воздухе, интенсивно реагируют с атмосферным кислородом, попросту сгорают, выделяя большое количество тепла и света. И если такое происходит на самом деле, то в спектре испускаемого шаровыми молниями света должны прослеживаться четкие подписи кремния и других химических элементов, находящихся в почве.

Спектр света шаровой молнии

Именно об обнаружении четких спектральных линий некоторых химических элементов в спектре света шаровой молнии объявили ученые из Северо-западного Нормального университета (Northwest Normal University) в Ланьчжоу, Китай. Они установили свое научное оборудование в районе плато Цинхай, располагающегося на северо-западе Китая, с целью исследования обычных молний. И во время сильной грозы в июле 2012 года они увидели, что сразу после удара обычной молнии образовалась шаровая молния. Это произошло на удалении 900 метров от точки расположения научного оборудования и ученым удалось записать видео и спектр света с помощью быстродействующих камер и спектрометра.

Зарегистрированная шаровая молния визуально имела вид шара, диаметром 5 метров, хотя фактический размер шара плазмы был намного меньше. Молния существовала около 1.6 секунд времени и за это время ее цвет изменился от белого до красного. Исследователям удалось заметить, что высота, на которой находилась молния, была равна приблизительно трем метрам, а по горизонтали молния преодолела расстояние около 10 метров.

Произведя анализ спектра света шаровой молнии, исследователи увидели четкие спектральные линии кремния, железа и кальция, элементы, которые в изобилии находятся в составе почвы в данной местности. Исследователи ожидали увидеть также спектральные линии алюминия, который также находится в больших количествах в составе минералов почвы, но, как это ни удивительно, спектральный анализ показал полное отсутствие атомом алюминия в плазме шаровой молнии.

"Я считаю, что китайским исследователям удалось совершить уникальное наблюдение, демонстрирующее весь процесс формирования и существования шаровой молнии определенного типа" - рассказывает Мартин Умен (Martin Uman), ученый из университета Флориды, специализирующийся на изучении молний и других атмосферных явлений, - "В прошлом было много исследовательских программ в этой области, но ученым удавалось запечатлеть на видео или на фотоснимках лишь обычные и вторичные грозовые разряды, никому из них не довелось наткнуться на шаровую молнию".

"Наблюдения китайцев указывают на то, что шаровая молния состоит из грязи в буквальном смысле" - рассказывает Мартин Умен, - "И эти наблюдения являются подсказкой для попытки создания настоящей шаровой молнии искусственным способом. В ближайшем будущем мы, совместно с нашими китайскими коллегами, попытаемся воспроизвести все условия в лаборатории и создать реальную шаровую молнию".

Источник