Лента новостей

00:00
Этот день в истории - 25 Марта
23:50
Baladi news: Асад остается в объятиях России
23:46
Кто Дмитрию Медведеву прочит скорую отставку
23:43
Foreign Policy: «Последний диктатор Европы» подтверждает свой титул
17:32
Порошенко взял Грефа в заложники
17:27
За США тактика, за Россией стратегия
17:23
Порошенко и Лукашенко снова братья-славяне
17:17
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Смерть в Киеве
17:13
Специальное учение войск связи ЦВО
17:11
The Washington Post: Россия вышла настоящим победителем
17:09
Малый ракетный корабль «Углич» начал подготовку к морскому походу в Каспийское море
15:53
США вряд ли станут союзником Украины
15:45
«Смерть Вороненкова не поможет Киеву получить транш»
15:42
Deutsche Welle: На Украине можно делать бизнес без взяток
15:39
Бойню в Чечне устроили в День Конституции (список потерь)
15:34
Bloomberg: Убийство перебежчика — пугающий знак
15:25
В своей стране — хозяева и наследники
15:21
Politiken: Германия должна остановить русский газ
15:18
Россия — Турция: кто кого шантажирует
12:30
The Wall Street Journal: Только Трамп может урегулировать украинский кризис
12:16
Вояж эстонских депутатов в Москву не вернет российский транзит
12:15
«Газпром» подталкивают к замене «Турецкого потока» на «Южный»
12:15
Киевсовет захотел уйти от долгов и призвал к санкциям против компании из России
12:14
Лукавый конь Порошенко
12:13
Одумались: Нацбанк Украины призвал защитить российские банки
12:13
Кто взорвал Балаклею, или Почему партизанам не было бы сложно
12:11
Хороших новостей столько, что нужно съесть лимон
12:10
«Никто не хотел воевать». Климкин признал, что «союзники» не хотят сражаться за Украину
12:10
Марин Ле Пен прибыла в Госдуму
12:09
Шесть бойцов Росгвардии погибли при нападении боевиков в Чечне
11:54
Рабочие Донбасса не сдаются
11:50
Наш ответ за Юлию: вышлем заробитчан на хутора
10:41
Так говорить нельзя
10:37
На Черноморском флоте проходит учение противолодочных сил
10:34
«Путин хочет остановить киевское метро»: Кличко анонсировал транспортный коллапс европейской столицы
10:33
Кто стоит за взрывами в Балаклее?
09:43
Детонация Точек-У на складе в Балаклее
09:37
Подлый удар в спину
09:23
Россия и Турция на грани «томатно-зерновой» войны
09:21
Slate: Как Западу защититься от путинской России
09:17
Янки из Швеции. История человека и корабля
09:10
«Бог войны» разлюбил Украину
09:07
Американцы создают «небесные авианосцы»
09:05
Halo noviny: Заявления о российской военной угрозе иррациональны
09:00
В ВВО проведено летно-тактическое учение с использованием истребителей-бомбардировщиков Су-34
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » «Лады» утопили прямо на верфях

«Лады» утопили прямо на верфях

Россия отказалась от строительства неатомных подлодок четвертого поколения, принявшись сразу за пятое

 

Подводная лодка 4-го поколения проекта 677Подводная лодка 4-го поколения проекта 677Две важные новости почти совпали по времени. 16 января начальник управления кораблестроения ВМФ РФ, капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявилжурналистам: «Есть достойная спроектированная подводная лодка 677 проекта типа «Лада», которая проходит сейчас опытную эксплуатацию на Северном флоте. Есть вопросы, но когда они будут закрыты, опытная эксплуатация закончена, внесены коррективы в рабоче-конструкторскую документацию, инструкции по эксплуатации, это будет серьёзная подводная лодка, обладающая той шумностью, которая нужна сейчас Военно-морскому флоту… Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 по малошумности превзойдёт свою предшественницу — подлодку типа «Варшавянка».

Понятно, что в столь комплиментарном фоне Тряпичников говорил о многострадальной Б-585 «Санкт-Петербург», одном из самых серьезных долгостроев нашего флота. Той самой лодке, что была заложена в декабре 1997 года, спущена на воду в 2004 году и отправлена в опытную эксплуатацию на Север летом 2013-го. Но в боевой состав ВМФ не введена до сих пор. И, как утверждали еще недавно, введена не будет никогда. А так и останется служить плавучим полигоном для тестирования всяческого оборудования.

Причин множество — двигатель подлодки неспособен выдавать заложенную проектом мощность, «сырой» гидроакустический комплекс, проблемы с боевой информационно-управляющей системой. Но главное — для лодки как не было, так и нет анаэробной, воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), которая дала бы ей возможность неделями непрерывно находиться под водой. А без этого, считают многие специалисты, «Лада» не может претендовать на знание подлодки четвертого поколения. Максимум — третье поколение. То есть, то же самое, к каковому относятся и отлично зарекомендовавшие себя по всему миру знаменитые «Варшавянки». В чем-то, прежде всего в скрытности плавания, «Лады» их превзойдут и без анаэробных установок. Но ожидаемым прорывом в строительстве неатомного подводного флота не станут.

О «Санкт-Петербург» сломало множество адмиральских и генеральских копий. Самую разгромную характеристику проекту «Лада» в свое время дал прежний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий: «В существующем виде „Лада" ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги" с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же».

Ему вторил бывший начальник Комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирал Дмитрий Островский: «Объективно были ошибки на этапе проектирования».

В 2011 году Главный штаб ВМФ вообще заявил о приостановке работ над проектом 677 из-за невозможности достижения заявленных целей. Но новый главком адмирал Виктор Чирков это решение отменил. Не дожидаясь результатов работы над «Санкт-Петербургом» продолжили строительство и еще двух таких же подлодки, хотя и с незначительными изменениями — Б-586 «Кронштадт» (заложена на верфи в 2005 году) и Б-587 «Вышний Волочек» (в 2006 году). Планируется передать их флоту в 2019 году.

Какими эти корабли получат моряки? Судя по словам капитана 1 ранга Тряпичникова, в доведении до ума проекта «Лада» все же достигнут значительный прогресс. Но они точно будут сданы военным без ВНЭУ. Потому что морские испытания такой установки, обещанные ЦКБ «Рубин» в 2015 году, так и не состоялись. И когда начнутся — неизвестно.

Возможно, поэтому 18 января, почти сразу за бодрым заявлением Тряпичникова, прозвучала новость прямо противоположного свойства: Россия вообще прекращает производство неатомных подводных лодок проекта «Лада». Неназванный представитель флотского командования заявил журналистам: «Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 „Лада" и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота».

Как же так? У нас же на подходе, как утверждает начальник управления кораблестроения, настолько замечательные корабли? Их же собирались наклепать аж 20 штук?

Причин, видимо, несколько. Прежде всего, после многолетних конструкторских неудач в Министерстве обороны, кажется, с подозрением воспринимают и нынешние обещания питерских конструкторов все же довести «Ладу» до заявленных показателей, и снабдить ее настоящей ВНЭУ. Возможная новая неудача — это еще годы ожиданий. А перевооружать флоты неатомными субмаринами следовало еще вчера.

А чем, если не «Ладами»? «Варшавянками», хитом экспортных продаж 1990−2000 годов, - больше нечем. Правда, работа над кораблями этого типа началась еще в конце 70-х годов прежнего века. Конструкция дорабатывалась, на смену проекту 636 пришел улучшенный проект 636.3. Но принципиально сути дела это не изменило. «Варшавянки» — лодки третьего поколения, хотя, скажем, Германия, Франция, Япония, Швеция, Израиль давно обладают неатомными субмаринами поколения номер четыре. Так консервируется наше отставание. Но что же делать?

«Варшавянками» мы продолжаем возрождать подводные силы Черноморского флота. Шесть таких же кораблей решено в ближайшие годы поставить и Тихоокеанскому флоту. Там с такими вооружениями сложилось просто отчаянное положение. На том огромном театре военных действий у нас числится всего восемь дизельных подводных лодок. Причем, в строю всего пять. Самая «молодая» — Б-345 «Могоча» — введена в боевой состав 12 лет назад. Самой старой — Б-260 «Чита» — 34 года. А под боком Япония с двумя дивизиями неатомных подводных лодок, из которых шесть — те самые, с анаэробными установками, о которых мы пока только мечтаем.

Так что же, в этой области мы отстали навсегда? Такие опасения у многих. Главное командование ВМФ и конструкторы пытаются добавить оптимизма микроскопическими по содержанию информационными утечками о начале работ над подлодками уже даже не четвертого, а пятого поколения «Калина». Таким образом, выходит, что через поколение мы, фактически потерпев инженерную неудачу с «Ладами», попросту перескочим. Удастся ли? Судить об этом пока слишком мало оснований.

Первое сообщение о «Калине» появилось летом прошлого года. Тогда директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов заявил, что «в декабре 2014 года в ЦКБ „Рубин" завершена научно-исследовательская работа „Калина-ВМФ" в результате которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России». Позже представитель Главного штаба ВМФ сообщил, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений (ГПВ) РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых. Эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления и дальнобойным оружием. И еще на них, конечно же, должны стоять ВНЭУ. А с ними у нас пока сами знаете как…

Но есть и еще один резон ставить точку в затянувшейся истории с «Ладами». На глазах сокращающиеся финансовые возможности страны наверняка заставят пересматривать и отечественную кораблестроительную программу 2011−2020 годов. Общий объем ассигнований на нее, по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, составляет 5 триллионов рублей. Или 70 миллиардов долларов по тогдашнему курсу. Когда закладывали в документ такие циклопические суммы, вряд ли подозревали о нынешних экономических трудностях России.

По свидетельству экспертов, одна подлодка четвертого поколения с анаэробной установкой обойдется стране примерно в те же деньги, что и один многоцелевой атомоход. Поэтому в возвращении к старым, добрым «Варшавянкам» существуют и чисто бухгалтерские резоны. Ведь пара-тройка лодок третьего поколения все же лучше, чем ничего.

И еще. Те, кто придумывал для типов новых подлодок имена «Лада» и «Калина» вряд ли любят сами водить автомобили. У отечественных автомобилистов с «Ладами» и «Калинами» ассоциации как-то не очень…

 

Сергей Ищенко

Фото: Вадим Жернов/ ТАСС

 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх