Лента новостей

12:55
НАТО и Россия: настоящий триллер
12:48
Морская авиация ТОФ получила на вооружение новый арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА
12:10
Мост для бегства оккупантов
12:02
В Киеве вспомнили: Россия оккупировала Крым еще в 2013 году
09:17
Турция против иммигрантов-мусульман из России
09:14
Жена Трампа как антироссийский фактор
09:12
Членство в НАТО — не предательство России
09:08
НАТО берет на мушку Севастополь
09:06
Все пошло не так
09:04
«Армата» будет России не по карману
09:02
Имперские ордена вместо советских
00:00
Этот день в истории - 20 Февраля
22:10
Путин самый богатый человек в мире?
22:08
В Мурманске состоится церемония закладки камня в основание филиала Нахимовского военно-морского училища
20:15
Русская мать финской культуры
20:11
Спокойный сон севастопольской совести
19:19
Двойной подвиг российских биатлонистов на чемпионате мира: успешный задел Всемирных военных игр в Сочи
18:42
Десять лет холодной войны Путина
18:26
Зрада Трампа или зачем Дональду Порошенко?
18:24
Санкции против России доводят французских фермеров до самоубийства
18:23
Где еще прорвет? Пугающий анализ изношенности американских плотин
18:21
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 19.02.17
14:33
Большевики захватывают Киев – архивы 1918 года
14:30
Испытания новых образцов ВВСТ в условиях Арктики
14:18
Братья по визе
14:15
Первый шаг к свободе Новороссии
14:13
Дипломатическое объявление войны
14:09
Аутодафе для львовского «Беркута»
14:04
Русский язык для русскоязычных жителей Украины — это не язык оккупанта
14:02
Ультиматум Меркель
14:01
Лавров счел «странноватой» идею отменять сейчас визы с Грузией
14:00
Эдуард Лимонов: Коллапс Америки
14:00
Что стоит за признанием паспортов ДНР и ЛНР
13:59
В Арктике начались испытания новой и перспективной техники для российской армии
13:53
Израиль ввел наземные войска в Сирию и вступил в бой с ИГИЛ
11:40
Техника на грани ненужности
11:17
«Тополь-М» и Minuteman III. К давнему спору о ракетах
11:00
Захар Прилепин о правде, пятой колонне и войне
10:43
Итоги недели. «Не ходите, дети, в Африку гулять!»
10:32
На позициях украинской армии самоподорвались два крупных кондиционера
10:28
США весной направят около 1000 военнослужащих в Польшу
10:21
Документы решают всё. Новые граждане России из ДНР и ЛНР ждут вежливых людей?
10:16
Страны НАТО меняют методички. Русский, пришло твое время!
10:13
Счастливый хохол – обиженный хохол
10:09
Иван Охлобыстин: «Аплодирую стоя!»
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
» » Здесь Новый год два раза в год, вот!

Здесь Новый год два раза в год, вот!

Здесь Новый год два раза в год, вот!Как? Вы не отмечаете, потому что считаете этот праздник странным? Позвольте, все праздники декабря-января по-своему странные. История празднования Нового года в нашей стране претерпела столько метаморфоз, что вполне можно ожидать - когда-нибудь старый Новый год вновь станет новым :).

Празднование Нового года в ночь на 14 января по ныне действующему во всем мире григорианскому календарю связано с тем, что по старому юлианскому (или так называемому старому стилю) эти числа как раз и выпадают на юлианские даты 31 декабря уходящего года и на 1 января нового. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII постановил ввести новый календарь, получивший его имя. Проблема, вызвавшая изменения, заключалась в том, что календарь, утвержденный еще Юлием Цезарем и поэтому называвшийся юлианским, был неточен — в нем было на 11 минут больше, чем в тропическом (астрономическом) году. В результате Рождество стало постепенно смещаться от дня зимнего солнцестояния в сторону весны. Таким образом, каждые 128 лет накапливался один «лишний» день. Эти «лишние» дни, накопившиеся только в христианскую эпоху, были попросту ликвидированы: после 4 октября 1582 года сразу последовало 15 октября.

Протестантские и православные страны в штыки приняли «папистское» новшество, объявив его чуть ли не демоническим. Но развитие торговли способствовало унификации календаря, и в конечном итоге все страны перешли на календарь григорианский. До последнего в протестантском мире держались Англия и Швеция (1752 год), в православном — Греция (1926). Советское правительство провело реформу в 1918-м.

Старый Новый год до сей поры празднуют, например, в немецких кантонах Швейцарии. Но там причина заключалась прежде всего в истинно протестантско-народном духе: «Как так? Мы уступили папистам!» Ныне это просто дань народной традиции. Иное дело — Россия. Здесь сошлось несколько важных факторов.

Русская православная церковь не признала и до сих пор не признает григорианский календарь, считая, что все в мире должно идти своим чередом. Тем более что некоторые праздники в году предполагаемого перехода на новый стиль просто бы не отмечались, что для православных невозможно.

Рассматривая двух- и даже возможную в будущем трехнедельную разницу между юлианским церковным и тропическим годами во всемирно-историческом контексте с точки зрения начала и конца мира, православные богословы считали изменения Григория XIII данью миру сему, поступком, ничего не меняющим принципиально в круговороте лет духовных.

Кроме того, для протестантов и православных принципиальнейшей причиной неприятия григорианского календаря стал факт, что часто католическая Пасха стала совпадать с иудейской, что было совершенно неприемлемо. Исходя из евангельского повествования, Воскресение Христово случилось строго после иудейской Пасхи. Позднее протестанты, как и многие из своих доктрин, предали и эту забвению, чего не скажешь о православных, крепко держащихся веры отцов. Кстати сказать, в XX веке большинство православных церквей мира перешло на григорианский календарь, но Пасху все православные исчисляют и празднуют все равно по старому стилю — вместе, в один день.

Здесь Новый год два раза в год, вот!

Верность расчетов церковных праздников по юлианскому календарю доказывает схождение Благодатного огня на православную Пасху. Фото: Omer Messinger/ZUMAPRESS.com/ТАСС

На волне кровавых революционных преобразований в народном русском сознании, не искушенном астрономическими знаниями, утвердилась мысль, что новый большевистский календарь — «неправильный», а старый юлианский церковный — самый что ни на есть правильный. И получилось, что Рождество стали отмечать не до Нового года, а после.

Коммунистическая власть стала праздновать Новый год как государственный праздник 1 января по новому стилю. Народ же продолжал отмечать его и в ночь с 13 на 14 января. В общем, Новый год отмечали дважды. Но, борясь с пережитками прошлого, в 1929 году советская власть сразу запретила и Новый год, и следовавшее по новому стилю после него Рождество (7 января). Елки, а также все бытовые новогодние и рождественские традиции были отменены как чуждые революционному пролетариату. И тут стоит вернуться в петровскую эпоху.

Петр I, желая европеизировать Россию, постановил в 1700 году праздновать Новый год 1 января. В указе о нововведении отмечалось, что так поступают во всех христианских странах, ведя летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, тем более что праздник Рождества празднуется церковью всего за несколько дней до внедряемого новолетия. В этом было некоторое лукавство, о чем мы поговорим позже. Итак, император высочайше соизволил указать: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Однако после смерти великого преобразователя обычай праздновать Новый год 1 января постепенно пошел на нет. По-прежнему в официальных документах летоисчисление продолжали вести по петровскому закону. В Зимнем дворце в этот день приемники Петра продолжали давать новогодние балы. В народе же еловые ветви постепенно «перекочевали» к празднованию Рождества. Церковь и народ на петровское нововведение всегда смотрели равнодушно, и прежде всего потому, что не видели в «новинке» никакого духовного смысла. Но так как петровский Новый год выпадал на Святки — период от Рождества до Крещения, когда давались в храме «разрешения на вся», европейский праздник как-то сам «влился» в эти веселые и беззаботные дни.

Здесь Новый год два раза в год, вот!

Картина «Бал в Петербургском Дворянском собрании, 1913 года». Художник Д. Н. Кардовский/Эрмитаж

Русская православная церковь всегда относилась и по сию пору скептически относится к празднику. Только где-то с конца 1990-х, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», начались кое-где публичные моления о новолетии, православным стали даже иногда давать разрешение на отступление в этот день от Рождественского поста. Большинство же православных часто ограничивается испитием кружки чая или бокала искристого и идет спать, ведь 1 января надо быть в храме — по новому стилю отмечается праздник святого мученика Вонифатия, которому молятся — о парадокс! — об избавлении от беззаконного сожительства и пьянства.

Так почему церковь не видит смысла ни в новом, ни в старом годе? Дело в том, что начало летоисчисления по юлианскому календарю связано с банальной государственной традицией — в этот день избранные комициями консулы вступали в должность. Все. В последующие эпохи и до сих пор западные христиане прежде всего празднуют Рождество. Именно в этот день, а не на Новый год главы государств по телевидению поздравляют сограждан с праздником именно Рождества, а заодно подводят итоги уходящего года и выражают надежду на жизнь лучшую в следующем году.

В России возрождению украшенных елок, подарков, детских утренников именно на Рождество способствовали немецкие принцессы, ставшие со второй четверти XIX века заметными фигурами в придворной жизни Санкт-Петербурга. Из вюртембергских, гессенских, мекленбургских, баден-баденских, прусских принцесс они становились русскими императрицами и великими княгинями. А рождественская елка — старая германская традиция, покорившая примерно за сто лет весь мир. Особенно любила рождественские елки наша последняя императрица Александра Федоровна, унаследовавшая эту любовь от своей бабки английской королевы Виктории, которая, в свою очередь, переняла традицию у мужа – немецкого принца Альберта. До этого в Великобритании и слыхом не слыхивали ни о каких елках.

Наряженную красавицу-елку не разбирали до Нового года. Так что она стала символом и Рождества, и Нового года. Только и всего. Кстати, есть картина и множество рассказов, в которых вождь мирового пролетариата дарит детям подарки. Такое событие действительно случилось в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках. Так вот, там устраивали рождественскую, а не новогоднюю елку для детей.

Что же касается Нового года, то Русская православная церковь начало «нового церковного интердикта» и сейчас празднует по византийской традиции — 1 сентября по старому стилю. В допетровские времена это был большой красочный праздник. На Соборной площади Московского Кремля, перед Красным крыльцом устанавливался большой помост, который покрывался персидскими и турецкими коврами. Устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Царь с воинством, со знаменами под барабанный бой шествовал в большом царском наряде: в шапке Мономаха, со скипетром и державой. Патриарх в праздничных одеждах благословлял народ.

Так, что мы видим: Новый год — праздник чисто человеческий, в зависимости от историко-политических условий радикально меняющий даты. Вот нужен человеку какой-то день, дабы он оглянулся назад, подвел итоги, наметил планы, связал с этим днем надежды на лучшее, встретился с родственниками и друзьями. Как природа обновляется каждый год, так и Господь дает возможность человеку хотя бы подумать об обновлении.

Новый год ли, Рождество ли — все советские люди справляли у себя дома, полуофициально. В первые годы после запрета ходили специальные команды и заглядывали в окна — нет ли новогодних огней. 

Здесь Новый год два раза в год, вот!

"Антиёлочная" демонстрация детей в СССР. 1928 год.

Когда 23 декабря 1947 года официально разрешили Новый год, ликованию не было предела. Тогда ведь только что закончилась страшная война и началась новая созидательная жизнь. Люди остро нуждались в каком-то дружеском, семейном, нереволюционном, «своем» празднике. Все рождественские традиции причудливо смешались с новогодними. Ночная церковная служба была заменена на куранты и «бдения» у стола с оливье и селедкой «под шубой». Появились и новые атрибуты. Новый год сразу стал главным праздником СССР, даже унаследовал от Рождества какие-то мистические черты.

И тем не менее… И тем не менее мы продолжаем праздновать старый Новый год. Даже несмотря на то, что в большинстве случаев он совпадает с рабочими днями. Почему? Думается, атмосферно это блестяще подчеркнули режиссеры Наум Ардашников и Олег Ефремов в фильме 1980 года «Старый Новый год» по пьесе Михаила Рощина. В отличие от «главного» Нового года, когда приходится порой звать не очень любимых родственников, «нужных», а порой случайных людей — «друзей друзей, которым негде остановиться в этот праздничный день», старый Новый год — праздник интимный.

Придут только близкие, любимые друзья, старые соседи. Могут всплыть не только приятные воспоминания, но и разразиться семейные ссоры. Но этот праздник — исключительно личный и, если угодно, «общинный», то есть очень русский. И, конечно, он овеян некой ностальгией по ушедшим временам, а не только сожалениями от прошлого года. Уже чувствуются серые будни вступившего в свои права нового года. Но еще теплится надежда на лучшее, вера в любовь и желание чуда, неведомо откуда пришедшего. А в конце концов в этот день все равно побеждает любовь! С Новым годом!

Григорий Шугаев





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх