Лента новостей

09:21
«Провальный» саммит: как «семерка» поддержала Украину
09:20
Счётчик отщёлкал: Закончился срок действия соглашения о выводе российского флота из Крыма
09:15
Росгвардия возвращает имя Дзержинского и Красное Знамя
09:13
Дрон-биатлон выявит победителей для закупки техники МО
09:13
Германия подбирается к «горлу России»
09:13
Спецназ станет невидимым
09:11
Оливер Стоун: Владимира Путина неправильно понимают
09:11
The New York Times: Рядовые тайных сражений между Россией и Западом
09:10
Выступление Путина во Франции вызвало переполох у Порошенко
09:10
Мальчики навальные в глазах
09:07
Кудрин: нефтегазовые компании РФ нужно пустить с молотка
09:06
Грузинские наемники убили солдат ВСУ, мешавших им грабить мирных жителей
09:05
Drive: Россия разучилась строить корабли—гиганты
09:03
Ремонтную базу украинских войск на Донбассе атаковали партизаны из катапульты
09:02
Российские и сирийские военные заманили в засаду и уничтожили бронегруппу ИГИЛ
09:02
Сербия должна быть готова ко всему
09:01
Кондитер и директория
09:00
Fox News: в День поминовения американцы забыли, с кем воевали
08:58
Россия создает крылатую подлодку для Арктики
08:55
Publico: Россия вербует агентов через бойцовские клубы
08:51
Из Владивостока стартовала экспедиция на остров Курильской гряды Матуа
08:49
Донской казак Иван Турчанинов – генерал армии США
08:47
Bloomberg: Путина неправильно понимают
08:43
В НАТО решили, что Россия не так страшна, как ее малюют
08:40
The Washington Post: Макрон не уступил ни дюйма
08:36
Этот день в истории - 30 Мая
08:26
Владимир Путин поможет Макрону сделать то, что не удалось Меркель
08:26
Бойцы Сил специальных операций действуют в Сирии: эксклюзивные кадры
08:24
Минздрав РФ заменил понятие «вредные продукты» на более толерантное
08:16
Шоу одного актера и шестерки второго плана
07:24
Король Абдалла II призвал к увольнению Катара из Лиги арабских государств
00:10
Кудрин: Распродажа госсобственности обеспечит рывок российский экономики
00:08
Взлетел самолёт, взлетели технологии
00:06
Майдан пожирает своих детей: Киев выслал в Россию автора мема «колорады»
00:03
В Донбассе уничтожены 10 боевиков «Азова» и 7 единиц техники
00:00
Политика Украины вынуждает громадян искать счастья за рубежом
22:30
Версальский разговор: Путин и Макрон подводят итоги встречи
22:29
ВСУ по ошибке расстреляли бойцов «Азова»
22:28
Украинские радикалы объявили войну олигархам
22:28
Держись, Евросоюз: миллионы мигрантов готовятся к вторжению
22:27
Каска Тымчука и День Ноль: Севастополь останется русским
22:26
Тем временем: Патриотам запретили смотреть фильм «Тарас Бульба» - искажает исторические реалии
22:25
Лингвисты из США нашли у WannaCry китайскую «тень»
22:24
Вашингтон договорится с Москвой по Украине, оставив Порошенко за бортом
22:23
Макрон принял Путина как царя
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»Уважаемые читатели!

120 лет назад был опубликован роман «Машина времени», подаривший миру идею путешествия в будущее/прошлое с помощью технического устройства (от автора, придумавшего позднее также первую антиутопию, первое вторжение инопланетян и первую ядерную войну).

Несколько слов об этом авторе. Герберт Уэллс, во-первых, был настоящим учёным – доктором биологии и ассистентом самого Гексли. Во-вторых, он был не столько даже фантастом, сколько сатириком и социальным мыслителем.

Большая часть его романов суть политические памфлеты. Он издевался в них над расистами вроде Черчилля, викторианцами вроде Голсуорси и даже над самим человеческим родом, который троллил картинами его будущего вырождения. Одно время у него была мысль написать на своём надгробии «Я вас предупреждал, дураки проклятые».

Тем интереснее тот факт, что принесший Уэллсу славу роман ни разу не был по-настоящему экранизирован. И тут есть о чём поговорить.

Роман «Машина времени» - это тоже памфлет. Безымянный Путешественник, ищущий способ двигаться в прошлое и будущее чисто из научной страсти, попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся в ходе социального расслоения на два вида. На поверхности тёплой цветущей Земли тусуются симпатичные элои – выродившаяся низкорослая раса в глубоком дауншифтинге, лишённая любопытства и сострадания, проводящая время в играх и креативном самоукрашении, кушающая саму собой появляющуюся в местах кормёжки еду, носящая саму собой появляющуюся одежду и очень сильно боящаяся ночи и темноты. Элои – потомки высших паразитических классов, окончательно устроившие свою жизнь и живущие за счёт удачных вложений в будущее, сделанных предками.

А под землёй живут несимпатичные морлоки. Это раса тоже выродившаяся и низкорослая, только бледная, боящаяся света, по застарелой привычке обслуживающая машины по изготовлению еды и одежды и снабжающая этим элоев наверху. Нужду в белке морлоки восполняют, поедая элоев. Морлоки – потомки рабочего класса, предков которых окончательно убрали с глаз долой под поверхность планеты вкалывать на производствах, когда наверху провозгласили постиндустриальную эпоху.

А теперь для примера возьмём художественный фильм «Машина времени», снятый правнуком писателя Саймоном Уэллсом в начале 2000-х годов.

Значит, так. Учёный по имени Александр сооружает машину времени, чтобы спасти свою убитую в ходе ЧП невесту – и чисто по случайности попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся на два вида. На поверхности живут приятно смуглявенькие индееобразные элои. Они живут в эльфийских деревянных гнёздах, носят домотканное, плавают на лодках и вертят символические ветряки в память далёких цивилизованных предков. Кто их кормит и поит, непонятно – но, видимо, элои живут собирательством. Что характерно – они не выродились, не утратили любопытства и сопереживания: они просто не способны противиться злу, потому что им страшно.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


А под землёй живут орки из «Властелина Колец» - здоровенные серокожие качки с лицами-черепами, управляемые высокоразвитым орком-злодеем с лицом Волдеморта, владеющим телекинезом и внушением.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Это морлоки. Откуда они взялись?

Дело в том, что в начале XXI века люди случайно взорвали Луну, её кусками засыпало планету, и наступила катастрофа. Те, кто сумел выйти на поверхность, стали элоями, а кто не сумел – стали морлоками. И поэтому они сидят под землёй и охотятся на элоев как на ланей, похохатывая «это и есть эволюция».

Чем отличаются эти два будущих прадедушки и правнука, уважаемые читатели?

Правильно. Будущее прадедушки Уэллса сатирически изображало, до чего могут дойти пагубные тенденции в обществе. До чего люди могут довести себя. И чего необходимо, если только есть малейший шанс, избежать.

А будущее правнучка Уэллса изобразило какую-то бессмысленную хрень. Какая-то взорвавшаяся Луна. Какие-то индейцы из «Покахонтас». Какие-то орки, охотящиеся за индейцами.

У меня есть версия, почему всё вышло так, уважаемые читатели. Штука вся в том, что вырождение, о котором предупреждал доктор биологии Герберт Георг Уэллс, - штука совершенно реальная. Оно существует. И в данном случае нас интересует не вырождение биологическое, а вырождение социальных институтов.

Одним из таких социальных институтов сегодня, безусловно, является массовый кинематограф.

Так вот. У современного массового кинематографа есть одна по-настоящему пугающая черта: он настолько ориентирован на максимальный охват аудитории (как его понимают продюсеры), что в нём давно идёт отрицательный отбор. Только вместо особей отрицательному отбору подвергаются образы, мысли и идеи.

Поэтому, когда в жвалы сценаристов и продюсеров попадает роман-памфлет о том, до чего может довести пагубное классовое расслоение, - они делают с ним следующее.

Превращают выродившихся потомков паразитической аристократии в няшных фантазийных хиппи (аудитория ведь любит про Гармоничных Детей Природы).

Превращают выродившихся потомков угнетённых классов в вампиров и гоблинов и лорда Волдеморта (аудитория ведь любит про Гарри Поттера и Властелина Колец).

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Заменяют непонятную мотивацию главного героя («что за хрень такая – страсть к познанию?») на понятную: ему нужно спасти невесту (аудитория ведь любит про любовь и смерть).

Ну и выкидывают весь смысл романа (нет времени объяснять про рабочих, про эксплуататоров, это вот всё. Давайте просто Луну уроним, чем не объяснение).

В результате получилась история о травмированном трагедией герое, который после испытания и битвы с нечистью уничтожил её - и нашёл свой дауншифтинг в красивом племени на тёплом берегу.

…Перед нами – по-своему яркая иллюстрация процесса изгнания мысли из масс-культа. В первую очередь – социальной мысли. Настоящей, а не пропагандистской, из серии «за человеческое отношение к меньшинствам» или «за ответственное отношение к энергопотреблению».

И эта картина даёт нам ясно понять, как именно возникает вырождение обществ – на примере целой (важнейшей) отрасли человеческой культуры последнего столетия.

Это вырождение не создают катастрофы или злодеи на тайном троне. Его создают старательные скромные люди, строго по науке в целях гарантированного получения прибылей удаляющие из всего, что они делают, нерентабельный смысл. Просто как ненужный или слишком рискованный актив.

И упрощают всё любое – хоть социальный памфлет, хоть антиутопию, хоть философский роман – до одной и той же сказки пралюбоффь.

…Кстати, нет никаких сомнений, что этому выродившемуся безмозглому масс-культу однажды будет противопоставлен новый, противостоящий ему осмысленный «андеграундный масс-культ». Возможно, это произойдёт уже довольно скоро – как только развитие тех же визуальных технологий позволит небольшим группам энтузиастов экранизировать того же Уэллса самостоятельно. И по-настоящему.

Но пока что в кинотеатрах «Пробуждение силы», которое своим бессмысленным копированием «беспроигрышных кусков Звёздных Войн» даже Лукаса, который далеко не Уэллс, расстроило.

Виктор Мараховский





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх