Лента новостей

22:46
Новый виток.. чего?
22:43
Украинский Мариуполь пошел в социалистическое наступление на Киев
22:41
Ростислав Ищенко: Почему сорвалась украинская провокация
22:27
Сводка, Сирия: «горячий прием» армии Асада и забытый тайник боевиков
22:26
В России опровергли слухи о бесполезности «Адмирала Кузнецова» в Сирии
22:25
Кровавый Новый год: украинская армия готовится к «мегавойне» на Донбассе
22:23
Американские полицейские вооружились пистолетами «Оса»
22:21
Истребитель пятого поколения стал испытательной лабораторией медиков
22:20
Генерал Мороз и Адмирал Кракен
22:17
По кодексу людоеда
22:10
Две украинские ракеты С-300 взорвались после старта
22:10
Что забыли «котики» в Средиземном море? Обама решил биться до последнего?
22:06
Русское оружие при штурме Мосула
21:53
Охлобыстин поблагодарил полоумных небратьев: Никто не сделал так много для консолидации русского народа как вы
21:52
Владимир Путин, вас слушал весь мир
21:51
Путин отметил противоречие в период президентства Обамы
20:07
Вооруженные силы РФ получили строгий приказ
17:14
А Путин-то наш — авторитетный лидер. За нефть он договорился
17:13
Пешка королю грозила матом: очередной провал Порошенко перед Путиным
17:12
Майданутые в ярости: ракетные стрельбы оказались показухой Порошенко
17:09
Путин на ТВ США: предупреждение или намек?
17:07
На Украине всё начнется после 15 января
17:05
Авакову напомнили, что Крым — это Россия
17:04
Послание варваров
17:01
NYT: В «момент триумфа» Путин казался удивительно сдержанным
17:00
Последняя просьба Улюкаева
16:56
Трамп опять привел всех в ужас
16:55
Bloomberg: Путин сверхъестественно спокоен
16:50
Саакашвили объявил о сборе средств на создание Украины - сверхдержавы
16:49
О роли Фурсенко и Моисея Соломоновича в трагедии РАН
16:43
Два миллиардера и «пес-убийца»: новая команда Трампа
16:42
Санкт-Петербург: ЗСД открыли, ВСД на очереди
16:40
Стали известны подробности повреждения «Адмирала Эссена»
14:38
Константин Кеворкян: Война оптом и в розницу
14:37
Деградация украинского танкостроения, или Падение в пропасть проходит нормально
14:33
Хроника Донбасса: удар по ДНР из «Града», боец ВСУ перешел на сторону ЛНР
14:32
Американские пилоты пересаживаются на авиахлам
14:30
Армия Сирии освободила город Хан аш-Ших в районе Дамаска
14:28
Сирийские демократические силы создали арабско-курдскую бригаду для борьбы с турецкой армией
14:27
Минобороны прокомментировало заявление представителя ООН о гумпомощи жителям Алеппо
14:25
Форпост боевиков все ближе: сирийцы «замыкают кольцо» в Восточной Гуте
14:24
Покинуть борт! Украинский флот идет «ко дну»
14:22
Лучше смерть, чем собачья жизнь: два офицера ВСУ покончили с собой
14:15
ФСБ узнала о готовящихся кибератаках на финансовую систему РФ
10:48
В России научились получать ядерное топливо с помощью электрического тока
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку


Океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Янтарь» начало свою одиссею, всколыхнувшую Соединенные Штаты Америки, 5 августа этого года. В тот день оно покинуло военно-морскую базу Балтийск в Калининградской области и взяло курс на Санкт-Петербург. Там «Янтарь» пробыл недолго. Загрузил какое-то снаряжение в контейнерах и снова вышел в море. По пути на несколько часов завернул в Балтийск и уже оттуда 10 августа направился в Атлантику.

Тут самое время рассказать об этом уникальном судне. Оно построено на калининградском Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по проекту 22010 «Крюйс» разработки Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз», г. Санкт-Петербург). ОИС, заказанное Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ, названо в честь предприятия, на котором строилось. Его закладка состоялась 8 июля 2010 г. – в день, когда отмечалось 65-летие ПСЗ «Янтарь». А передали судно ВМФ 23 мая текущего года – незадолго до 70-летия Калининградского завода.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Проектные изображения ОИС проекта 22010 «Крюйс».

Водоизмещение «Янтаря» – 5200 т, длина – 108,1 м, ширина – 17,2 м. Максимальная скорость хода ОИС – 15 узлов, дальность плавания – 8000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж состоит из 60 человек. Четыре дизель-генератора мощностью по 1600 кВт каждый обеспечивают электроэнергией все системы и агрегаты судна. Двигательно-движительный комплекс ОИС – самый современный. Это – две винторулевые колонки, позволяющие «Янтарю» поворачиваться на «пятке», то есть практически на месте. В носовой части имеются также два подруливающих устройства. Они необходимы для того, чтобы во время работы ОИС могло оставаться на одном и том же месте как вкопанное. А точность определения данного места обеспечивается прецессионной навигационной аппаратурой.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Винто-рулевая группа «Янтаря».


Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

5 августа 2015 г. «Янтарь» вышел из Балтийска.

«Янтарь» предназначен для исследования морских глубин и океанского дна. Вот почему его главное «вооружение» включает два автономных глубоководных аппарата-шеститысячника, телеуправляемые подводные аппараты, гидроакустические станции разного назначения и другую подобную технику. В носовой части ОИС имеется вертолетная площадка. То есть возможно подключение винтокрылой машины к деятельности судна. «На «Янтаре» установлен уникальный научно-исследовательский бортовой комплекс, который позволяет снимать параметры среды океана как на ходу, так и на «стопе». Таких комплексов больше нигде в мире нет», – отмечает начальник Главного управления глубоководных исследований МО РФ Герой России вице-адмирал Алексей Буриличев.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Автономный глубоководный аппарат АС-37 «Русь» проекта 16810.

Автономные глубоководные аппараты (АГА) АС-37 «Русь» проекта 16810 и АС-39 «Консул» проекта 16811 разработки СПМБМ «Малахит» и постройки «Адмиралтейских верфей» на флоте уважительно относят к кораблям 3-го ранга. И есть за что. Эти небольшие, а точнее сверхмалые субмарины подводным водоизмещением около 25 т с прочным корпусом из титанового сплава и экипажем из трех человек не только способны «нырять» на глубину более 6000 м, но и работать там в течение 10-12 часов. Они призваны классифицировать объекты на морском дне, осуществлять их фото- и видеосъемку, выполнять с помощью манипуляторного устройства подводные технические работы, поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг. АС-37 и АС-39 оснащаются привязными телеуправляемыми аппаратами, которые производят доразведку и имеют возможность проникать внутрь некоторых затонувших объектов.

Аппараты свободно перемещаются под водой с трехузловой скоростью с помощью движительно-рулевого комплекса, состоящего из шести электродвигателей (двух – для вертикального хода, трех – для горизонтального и двигателя подруливающего устройства) разработки и производства НПО «Винт», а также системы автоматического управления НПО «Аврора». Вся эта техника сопоставима с космической, а по ряду критериев превосходит ее. 14 июня 2011 г. «Консул» совершил рекордное погружение на глубину 6270 м.

Теперь АС-37 и АС-39 обрели в лице «Янтаря» плавбазу. В центральной части надстройки ОИС имеется ангар для хранения и обслуживания АГА и другой глубоководной техники. Судно оснащено мощным спускоподъемным устройством для работы с «Консулом» и «Русью».

После того как «Янтарь» оказался в центральной части Атлантики, еще раз были проведены глубоководные испытания уникальной техники. А вот когда 23 августа ОИС начало проводить работы чуть южнее канадского острова Сент-Джонс, из Северной Америки послышались стоны и жалобы. «Американские разведывательные корабли, самолеты и спутники внимательно следят за российским военным судном в Атлантике, которое прошло недалеко от базы атомных подводных ракетоносцев США и подводных транзитных путей», – подняла панику газета The Washington Times. В адрес российского ОИС раздались обвинения в шпионаже и подрыве национальной безопасности США. Издание Washington Free Beacon поведало, например, что стратегическое командование США уведомило о прибытии в Шотландию американской ПЛАРБ Wyoming, чего прежде, то есть подобного рода анонсов, из соображений секретности никогда не делало. По мнению автора публикации, скрывать переход субмарины просто не имело смысла, поскольку «Янтарь», который занимался у берегов США подводной разведкой и картографией, был осведомлен о плавании этой субмарины. «Были ли какие-то российские подлодки в Атлантическом океане, когда Wyoming пересекала его по пути в Шотландию, неясно, – пишет издание. – Однако в будущем это поможет действиям российских подлодок в Атлантическом океане».

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Автономный глубоководный аппарат АС-39 «Консул» проекта 16811.

Не избежала инсинуаций в адрес российского ОИС и солидная The New York Times. 25 октября газета опубликовала статью Дэвида Сэнджера и Эрика Шмитта, в которой говорилось, что особое беспокойство американских спецслужб вызывает возможность российской атаки во время какого-либо конфликта на подводные кабели. Моментально перерубив интернет-связь, «русские оставят без средств общения политические и экономические институты США, а также рядовых граждан». «Каждый день меня беспокоит, что русские могут предпринять», – приводит газета слова командующего подводными силами ВМф США на Тихом океане контр-адмирала Фредерика Регге.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

АГА «Консул» в ангаре «Янтаря».

Не остался в стороне и адмирал Джон Ричардсон, только в сентябре этого года вступивший в должность начальника военно-морских операций ВМС США (см. журнал «Национальная оборона» №10/2015). «Такую связь очень трудно восстановить, – заявил он в интервью американскому корреспонденту лондонской The Financial Times. – Это угроза всей глобальной системе, информационным системам, которые связаны с благополучием, связаны с безопасностью».

Объективности ради стоит заметить, что никто из официальных американских лиц не подверг сомнению право российского корабля работать в международных водах. «Мы уважаем свободу всех стран использовать военные суда в международных водах в соответствии с международными законами», – заявил представитель Пентагона.

Что же касается разведывательного характера деятельности «Янтаря» в Атлантике, то никто из этого особого секрета не делал. Ведь судно принадлежит ГУГИ, которое нередко называют «подводным ГРУ». Как заметил по этому поводу в интервью РИА Новости бывший в 1998-2005 годах начальником Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко, «советские, а потом российские подводные лодки неоднократно проводили операции по установке датчиков на американские кабели в районе Атлантики для получения информации, такие же операции проводили и американцы у наших берегов. С тех пор вряд ли что-то изменилось».

В свою очередь, корреспондент американского телеканала Fox News спросил высокопоставленного представителя Пентагона о деятельности океанографических судов ВМС США вблизи российских территориальных вод. И получил следующий ответ: «Конечно, они у нас там есть. Как вы думаете, чем занимаются все эти океанографические суда? Китов изучают?» Активно участвуют в сборе развединформации о Вооруженных Силах РФ американские атомные подводные лодки. Одна из них – Jimmy Carter (SSN-23) – специально построена для операций щекотливого свойства. И так было с первых послевоенных лет, то есть еще до начала эры холодной войны.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Когда «Янтарь» начал работать южнее канадского острова Сент-Джонс, в Северной Америке поднялась волна стенаний.

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа» (The untold story of American submarine espionage). В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. Поскольку я имел некоторое отношение к подготовке этого издания, то хочу сослаться только на один эпизод из летописи холодной войны под водой.

В августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров. Так продолжалось довольно долго.

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом для слива «дезы».


Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Спускоподъемное устройство.

Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. А вот «Янтарю» такая работа под силу. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного. Поэтому новейшему российскому ОИС работы хватит. «Янтарь» сам может устанавливать в глубинах аппаратуру и собирать информацию, интересующую Министерство обороны РФ и другие российские структуры. Океанографическое исследовательское судно может также наблюдать за испытаниями новейших американских АПЛ, построенных на верфях в Гротоне и Ньюпорт-Ньюсе, отслеживать действия подлодок ВМС США в полигонах боевой подготовки и осуществлять контроль их трансатлантических переходов.

Нелепые домыслы о том, что «Янтарь» режет стратегически важные линии связи, были решительно отвергнуты серьезными заокеанскими специалистами. По мнению канадского эксперта по подводной разведке Стефена Уоткинса, «кажется более вероятным, что оно (т.е. российское ОИС – прим. редакции) использует свои подводные датчики для того, чтобы наметить на карте систему обороны, чтобы подготовиться к будущим операциям и к тому, как обойти, «ослепить» или уничтожить американские датчики».

Такая оценка представляется более точной. У ГУГИ есть и без того подходящие инструменты для резки кабелей и уничтожения глубоководных объектов.

11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ «Дельфин» в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

В завершение своего американского турне «Янтарь» зашел в Виллемстад – столицу острова Кюрасао в Карибском море.

Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина (ОАО СПМБМ «Малахит», главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

АПЛ «Подмосковье» проходит модернизацию, чтобы стать транспортировщиком АГС.

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей. Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».


Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

АГС проекта 1910 «Кашалот».

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на базе атомных подводных лодок в населённом пункте Оленья Губа, Мурманской области.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Так выглядит АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.


Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Теперь понятно, почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».

Вот почему ОИС «Янтарю», совершившему «круиз» вдоль всего атлантического побережья США, никакой надобности резать подводные кабели не было. Он выполнял другие задачи, с которыми успешно справился.

Рассказывая о его первой атлантической одиссее, нельзя не упомянуть об одном примечательном эпизоде. Возвращаясь из плавания, ОИС зашло 19 октября в порт Сеута (африканский берег Гибралтарского пролива) для пополнения запасов. Власти испанского анклава в Африке предприняли чрезвычайные меры безопасности на пирсе, где ошвартовалось российское военное судно. Тем временем в Мадриде проходили переговоры министра иностранных дел пиренейского государства Хосе Мануэль Гарсия Маргальо с госсекретарем США Джоном Керри. Вопреки ожиданиям американский гость тему посещения «Янтарем» Сеуты не затронул. А ведь когда в конце августа в этот порт зашла дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Новороссийск», на Западе с подачи Вашингтона поднялся страшный шум. Дескать, Мадрид предал НАТО! Теперь, кажется, всё обошлось. И зная, что глава внешнеполитического ведомства США любит во время длительных перелетов через океаны и континенты побренчать на гитаре, руководитель МИД Испании подарил своему визави великолепный шестиструнный инструмент. Теперь у Джона Керри есть шанс повысить свой класс игры.

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.

28 сентября, завершив испытания технических средств и оборудования в глубоководных районах Атлантического океана, «Янтарь» пришел в место своей постоянной прописки – Губу Оленью на Кольском полуострове. «Северный флот пополнился уникальным исследовательским судном нового поколения, которое по комплексу технических средств не имеет аналогов в мире, – подчеркнул на церемонии встречи командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев. – Технические возможности судна «Янтарь» позволят поднять гидрографическую и исследовательскую деятельность Северного флота в Мировом океане, и особенно в Арктике, на новый качественный уровень».

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку

ПЛАСН «Оренбург» – носитель АГС.

Главное управление глубоководных исследований МО РФ планирует строительство второго океанографического судна аналогичного проекта для работы на Тихом океане. Что, согласитесь, логично. По словам Алексея Буриличева, в его конструкцию будут внесены некоторые изменения с учетом опыта эксплуатации «Янтаря». У второго океанографического судна есть и рабочее имя. «Чтобы не обижался проектант, назовем его «Алмаз», – заметил начальник ГУГИ. А строить новое ОИС, скорее всего, будут на том же калининградском «Янтаре». «На этом предприятии сформирована команда профессиональных людей, понятна кооперация, разработана оснастка для корпусных работ таких судов», – сказал Буриличев. Будем ждать закладки «Алмаза»!

Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх