Лента новостей

13:24
В ожидании крупной победы: в Узбекистане подводят итоги президентских выборов
13:22
Премьер Италии Маттео Ренци объявил о решении уйти в отставку
13:22
Война, начатая американским вторжением в Ирак, продолжается 13 лет
13:21
Первые саперы из РФ прибыли в Сирию
13:20
Украинские кинотеатры отказались брать в прокат фильм о бандеровцах
13:19
Атака «кружевными трусиками»
13:18
У Меркель готовят общественное мнение: выиграть выборы её партии помешают «русские хакеры»
13:18
Потомок эмигрантов из России победил на выборах в Австрии
13:17
Der Freitag: Русские и украинцы «спелись» против неонацистов и принудительной украинизации
13:15
В Алеппском котле начались бои между джихадистами на фоне успехов армейцев
13:14
Звонок турецкому султану
13:07
Непробиваемая оборона: В Сирии развернут дивизион С-300
13:02
National Interest: Странная задача для российского истребителя
13:00
Украина готовится к полной потере транзита российского газа
12:59
Новые русские войны: почему это нормально
12:56
Когда Европа прогибается перед Эрдоганом
12:44
Трамп просто актер?
12:42
Чего боится украинская власть?
12:37
Киев выключает свет
09:42
Почему мы теряем русский язык?
08:57
Какова главная цель Турции в Сирии?
08:52
Порошенко решили «не резать»
08:50
Антироссийские политики опаснее русских
08:39
Андрей Ваджра: Последние дни западного мироустройства
08:38
За веру, царя и Отечество!
08:36
Кризис российского космоса: ни одного пуска в интересах государства на протяжении полугода
08:35
Сила интернета. Целевая аудитория – вся Россия
08:33
«Один я Д’Артаньян»: Коломойский вывалил компромат на Порошенко, Тимошенко и Саакашвили
08:30
Документальный фильм: «Почему я бездомный?»
08:29
Богатый бог-правитель, или Мифология и древний смысл богатства и скупости
08:28
Эксперт: легализация бэби-боксов равносильна легализации наркоторговли
00:00
Этот день в истории - 5 Декабра
23:50
Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время
23:26
Обама пробует устроить ловушки для Трампа
23:22
Италия – новый эпицентр политического и финансового землетрясения в ЕС
23:21
Эрдоган предложил Путину отказаться от долларов в сделках России и Турции
23:20
В Узбекистане выбирают нового президента
23:20
Украина не может обойтись без угля из Донбасса
23:12
ОБСЕ на Донбассе: О чём молчит Александр Хуг
23:11
После пинка под Одессой украинские укро-«херои» отыгрались на арабских моряках. Пора вводить ЧФ на Дунай?
23:10
Украина отказалась выплачивать компенсацию за разворот самолета «Белавиа»
23:06
Немецкие бизнесмены планируют производить в Крыму масло и шланги
23:05
Сирийский город Эт-Талль полностью перешёл под контроль правительства
22:57
Die Welt: По масштабу миграции в ЕС конкурировать с украинцами могут только арабы
22:56
Антон Крылов: Идеология здорового человека
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск»

Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск»

Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск»Разработка атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» (заказ С-107), который должен был стать флагманом ВМФ, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л. В. Белова (позже его сменил Ю. М. Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки проекта 1160. «Ульяновск» планировался как первый из четырех однотипных кораблей.

11 июня 1986 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало Черноморскому заводу заказ на постройку корабля проекта 11437, договор на строительство которого был заключен 30 декабря 1987 года. 4 октября 1988 года новый АТАВКР под названием «Ульяновск» был зачислен в списки ВМФ СССР. Его официальная закладка состоялась 25 ноября 1988 года на стапеле Черноморского судостроительного завода, сразу же после спуска на воду ТАВКР «Рига» (затем «Варяг»). При закладке стоимость строительства была определена в 800 миллионов рублей, а общая стоимость с вооружением и расходами на проектирование составляла колоссальную по тем временам сумму в два миллиарда советских рублей. Стапельный период определялся в 2,6 года, к созданию корабля было подключено около 600 заводов. В декабре 1995 года головной атомный авианосец «Ульяновск» должен был вступить в строй.

 


Тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолето подъемники и аэрофинишеры. Корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20 % длины корабля. Надстройка («остров») насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку проекта 11436 и устанавливалась на спонсоне. Четыре реактора с соответствующим оборудованием попарно размещались в одном отсеке побортно. Каждый из реакторных отсеков по диаметральной плоскости корабля делился на две части водонепроницаемой переборкой. В корму от этих отсеков находились два машинных отделения, в которых устанавливались четыре ГТЗА, из которых два носовых работали на наружные гребные валы, а два кормовых — на внутренние. Электростанции располагались в нос и в корму от отсеков главной энергетической установки. Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов должна была производиться на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР «Гранит» размещались также как и на пр. 11346.



Всего корпус делился на 20 водонепроницаемых отсеков, переборки которых доводились до ангарной палубы, имелось также второе дно и две водонепроницаемые платформы. Шпация традиционно для Невского ПКБ была принята в 1 метр. В первом (таранном) отсеке — приборы гидроакустического комплекса (ГАК) в носовом бульбовом обтекателе, якорно — швартовное устройство, цепные ящики, балластные цистерны и мелкие кладовые. Во втором, жилом отсеке - кубрики личного состава, санитарно- бытовые помещения, цистерны. В третьем отсеке подпалубные пусковые установки (ПУ) комплекса «Гранит» и боевые посты. В четвертом и пятом жилых отсеках — каюты, кубрики, кладовые, отделения вспомогательных механизмов. Шестой отсек — погреба авиабоезапаса, шахты подъемников, каюты. В седьмом отсеке — вспомогательные механизмы, боевые посты и каюты. Восьмой и девятый отсеки - жилые. В десятом отсеке — главный командный пост (ГКП), боевая информационно-управляющая система (БИУС), боевые посты, здесь же на шестой палубе выход на забортные трапы. Одиннадцатый отсек — вспомогательные котлы, носовая электростанция, ПЭЖ, коридор газоходов. Двенадцатый — реакторный отсек с надаппаратным помещением, затем идут носовой и кормовой турбинные отсеки (носовой эшелон на бортовые винты). Пятнадцатый отсек — кормовая электростанция, щитовые. Шестнадцатый отсек — цистерны авиатоплива, погреб авиабоезапаса, вспомогательные механизмы. Далее в двух отсеках — цистерны авиатоплива в отдельных емкостях. Далее идут кормовые — румпельный и дифферентный отсеки.



Вдоль левого борта предусмотрен сквозной проход от носа до кормы, с огнезащитными закрытиями, в боевых условиях проход рассекается, а в каждом водонепроницаемом отсеке имеется индивидуальная шахта схода.


Энергоустановка тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» была атомная, с 4 реакторами по 305 МВт и с 4 паровыми турбинами по 50000 л. с. Движители — 4 винта фиксированного шага диаметром 4,8 м при 300 оборотах. Скорость полного хода — 29,5 уз, экономического — 18 уз. На вспомогательных паровых котлах корабль мог дать ход в 10 узлов. Дальность плавания и мореходность неограниченная. Систем успокоения качки не предусматривалось (имелись лишь протяженные скуловые кили). Мощность электростанции 27000 кВт — 10 турбогенераторов по 1500 кВт, 8 дизель-генераторов по 1500 кВт. Запас авиатоплива — 5000 т. 


Предполагалась отработанная на предыдущих ТАКР система организации: семь боевых частей, четыре службы и три команды: (БЧ-1 штурманская, БЧ-2 ракетно-артиллерийская, БЧ-3 минно-торпедная, БЧ-4 связи, БЧ-5 электромеханическая, БЧ-6 авиационная, БЧ-7 радиотехническая, службы — медицинская, химическая, живучести и снабжения, команды — управления, комендантская, боцманская).


 

Для вооружения тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» было предусмотрено 70 летательных аппаратов, в том числе самолетов Су-27К до 25 единиц, самолетов МиГ-29 до 20 единиц, самолетов ДРЛО Як-44 до 8 единиц, 15 противолодочных вертолетов КА-27ПЛО, 2 поисково- спасательных вертолета КА-27ПС. Угол трамплина — 14 градусов, его длина — 51 метр, ширина на сходе — 27 метров, посадочная полоса длиной 228 метров.


Ракетное вооружение тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» состояло из 12 ПКР оперативно-тактического назначения «Гранит» в подпалубных установках (с «мокрым» стартом), а также многоканальный ЗРК самообороны «Кинжал» (4 пакета по 6 ПУ) со 192 ЗУР вертикального пуска и 4 антенными постами К-12, сопряженными с ЗРАК «Кортик» через БИУС. Ракетно- артиллерийский комплекс самообороны «Кортик» состоял из 8 боевых модулей (256 ЗУР и 48000 патронов калибра 30 мм) и работал в режиме дострела прорвавшихся после «Кинжала» ракет или по мелким надводным целям (например, плавающие мины). Любопытно, что на «Туламашзаводе» успели изготовить 16 установок «Кортик», как раз на два авианосца, они пылились на складах фирмы и только недавно их стали устанавливать на экспортные корабли для Индии.

 

Вместо «Кинжала» также прорабатывалась установка новейшего зенитного комплекса самообороны «Колчан» (или, иначе, «Полимент-Редут»), который, конечно же, никак не успевал ко времени сдачи корабля. Вместо «Кортика» мог быть установлен ЗРАК «Палаш» с более высокими характеристиками.



Противолодочное и противоторпедное вооружение тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» включало в себя ГАК «Звезда» с РКПТЗ «Удав» (боезапас — 60 РГБ), правда, со стапельных фотографий носовой части «Ульяновска» видно, что скорее всего, оставлен «Полином», как и на предыдущих четырех, только без буксируемой антенны.


Радиотехнические системы тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» включали в себя БИУС «Трон-Дипломант», при помощи которой системы ПРО были объединены в единый автоматизированный контур; авиационную БИУС, систему наведения истребителей «Газон», навигационный комплекс «Андромеда» (в 1,5 раза обеспечивший увеличение точности по сравнению с «Салгиром»), комплекс средств радиосвязи, систему космической связи «Центавр», комплекс обнаружения воздушных и надводных целей с системой обработки информации «Марс-Пассат», резервные РЛС общего обнаружения МР-650 «Подберезовик» и обнаружения низколетящих воздушных целей МР-350 «Подкат-М», РЛС управления полетами «Резистор К-4», навигационные РЛС «Волга», автоматизированный комплекс средств РЭБ ТК-146 «Созвездие-БР».


Разработка АППУ для тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» проводилась на базе освоенного в производстве оборудования реакторов КН-3, которые устанавливались на атомных крейсерах типа «Киров», только форсированного типа, с продленным до 12 лет ресурсом активной зоны за счет применения высокообогащенного урана. Работы выполнялись под руководством главного конструктора ОКБМ Ю. К. Панова, технический проект компоновки АППУ выполнялся под руководством А. В. Агеева, а рабочий проект (с 1987 г.) под руководством И. С. Вотинцева.



Установка проектировалась с обеспечением новых повышенных требований по безопасности, к реализации намечались все самые современные технические решения (в том числе экранированный коллектор системы компенсации давления), полностью учитывающие опыт создания и эксплуатации установок- прототипов. АППУ типа КН-3 показала себя вполне безопасной и ремонтопригодной — так, на 800 заказе в 1985 г. вышел из строя один из насосов первого контура. Год корабль ходил с ограничением мощности, после чего на заводе насос был заменен в течение 10 суток. Отдельные ремонтные работы производились в системах компенсации давления, трубных систем парогенераторов и не приводили к отклонениям от нормы радиационной обстановки на кораблях (за пределами подблочного пространства АППУ).


Рабочий проект был согласован в 1988 г. со всеми заинтересованными предприятиями и началось изготовление необходимой оснастки и оборудования. С августа 1988 г. сотрудниками бюро компоновки было начато периодическое техническое обслуживание изготовления и монтажа реактора КН-3-43 на заводе-строителе. Корабельной АЭУ с такими характеристиками в мире до этого не было и нет до сих пор — при мощности турбоагрегатов около 300 МВт и мощности вспомогательных систем 27 МВт общая мощность составляла 810 МВт, что почти вдвое превышает таковую на американских авианосцах, паропроизводительность дошла бы в час до 900 тонн пара при его температуре в 475 градусов.


 

К моменту полного прекращения финансирования строительства в ноябре 1991 г. на заводе-строителе было завершено изготовление четырех баков железоводной защиты, блоков биологической защиты, секций ограждения, была начата сварка главных патрубков насосов первого контура.
Надводная бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 т была впервые внедрена на четвертом корабле «Баку» проекта 11434. Принятая система как бы зеркально отличалась от классического линкорного бронирования: защита имела взводную (экранную) переборку, за которой на расстоянии 3,5 м располагалась броня.


Для тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск» промышленность предлагала как относительно готовые машины Су-33 (так с 1988 года стал называться Су-27К), МиГ-29К, Су-25, Ка-27, так и совершенно новый корабельный самолет радиолокационного дозора Як-44.


Боевой Единицей ПВО авианосца соединения должны были стать самолет Як-41 (после 1988 года получивший обозначение Як-141) и два самолета типа Су-33, патрулирующие на удалении 120—130 км от корабля базирования, на высотах от 4500 до 7500 метров, с общим временем патрулирования до 3 часов. При базировании самолетов Як-141 ими предполагалось управлять при помощи вертолета радиолокационного дозора и наведения Ка-252РЛД.



Для учебных целей предполагалось наличие самолетов МиГ-29Ку и Су-25УТГ. Авиагруппа «Ульяновска» должна была включать: 24 истребителя Су-27К, 24 истребителя МиГ-29К, 4 самолета РЛДН Як-44РЛД, 16 противолодочных вертолета Ка-27 и 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС.


Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11437 «Ульяновск» оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе, трамплином и 4 аэрофинишерами. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175х32х7,9 м. На полетную палубу ЛА поднимались при помощи 3 подъемников грузоподъемностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».


Строительство корабля шло интенсивными темпами: к средине 1991 года были установлены конструкции общей массой около 27000 т., а готовность доведена до 18,3 процентов.


1 ноября 1991 года АТАВКР «Ульяновск» был исключен из состава ВМФ, финансирование проекта прекратилось. Некоторое время завод на собственные средства вел монтаж и сборку, но в начале 1992 года, после распада СССР и Россия, и Украина окончательно отказались дальнейшего строительства авианосца. В соответствии с распоряжением № 69-Р от 4 февраля 1992 года, подписанного первым вице-премьером Украины К. Масиком, с 5 февраля 1992 года начата разделка корпусных конструкций АТАВКР «Ульяновск». Затраты на эти работы составили 80 процентов от трудоемкости уже сделанного.


К 29 октября 1992 года «нулевой» стапель был свободен — 107 заказ перестал существовать.


 

Основные характеристики тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск»:
Водоизмещение, т: полное - 79,758; стандартное - 62,580;
Длина, м: по ватерлинии - 302,6; наибольшая - 324,6;
Ширина, м: по ватерлинии - 39,5; наибольшая - 75,5;
Высота габаритная, м: 65,5;
Высота борта от основной плоскости до верхней палубы, м: на миделе - 27,5; в носу – 33;
Осадка, м: 10,7;
Двигатели: 4 ядерных реактора КН-3, 4 ППУ ОК-900;
Мощность, л. с.: 280000; 
Движитель: 4;
Скорость хода, уз.: 30;
Дальность плавания, миль: не ограничена;
Автономность плавания, суток: 120;
Экипаж, чел.: 3800; 
Ракетное вооружение: 16 х ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ЗРК «Кинжал»
Авиационная группа: 70 самолетов и вертолетов

 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх