Лента новостей

17:32
Порошенко взял Грефа в заложники
17:27
За США тактика, за Россией стратегия
17:23
Порошенко и Лукашенко снова братья-славяне
17:17
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Смерть в Киеве
17:13
Специальное учение войск связи ЦВО
17:11
The Washington Post: Россия вышла настоящим победителем
17:09
Малый ракетный корабль «Углич» начал подготовку к морскому походу в Каспийское море
15:53
США вряд ли станут союзником Украины
15:45
«Смерть Вороненкова не поможет Киеву получить транш»
15:42
Deutsche Welle: На Украине можно делать бизнес без взяток
15:39
Бойню в Чечне устроили в День Конституции (список потерь)
15:34
Bloomberg: Убийство перебежчика — пугающий знак
15:25
В своей стране — хозяева и наследники
15:21
Politiken: Германия должна остановить русский газ
15:18
Россия — Турция: кто кого шантажирует
12:30
The Wall Street Journal: Только Трамп может урегулировать украинский кризис
12:16
Вояж эстонских депутатов в Москву не вернет российский транзит
12:15
«Газпром» подталкивают к замене «Турецкого потока» на «Южный»
12:15
Киевсовет захотел уйти от долгов и призвал к санкциям против компании из России
12:14
Лукавый конь Порошенко
12:13
Одумались: Нацбанк Украины призвал защитить российские банки
12:13
Кто взорвал Балаклею, или Почему партизанам не было бы сложно
12:11
Хороших новостей столько, что нужно съесть лимон
12:10
«Никто не хотел воевать». Климкин признал, что «союзники» не хотят сражаться за Украину
12:10
Марин Ле Пен прибыла в Госдуму
12:09
Шесть бойцов Росгвардии погибли при нападении боевиков в Чечне
11:54
Рабочие Донбасса не сдаются
11:50
Наш ответ за Юлию: вышлем заробитчан на хутора
10:41
Так говорить нельзя
10:37
На Черноморском флоте проходит учение противолодочных сил
10:34
«Путин хочет остановить киевское метро»: Кличко анонсировал транспортный коллапс европейской столицы
10:33
Кто стоит за взрывами в Балаклее?
09:43
Детонация Точек-У на складе в Балаклее
09:37
Подлый удар в спину
09:23
Россия и Турция на грани «томатно-зерновой» войны
09:21
Slate: Как Западу защититься от путинской России
09:17
Янки из Швеции. История человека и корабля
09:10
«Бог войны» разлюбил Украину
09:07
Американцы создают «небесные авианосцы»
09:05
Halo noviny: Заявления о российской военной угрозе иррациональны
09:00
В ВВО проведено летно-тактическое учение с использованием истребителей-бомбардировщиков Су-34
08:59
Да кому ты сдалась, Украина?!
08:59
Проект «Латвия» – всё
08:56
Medya Gunlugu: Анкара и Москва: брак поневоле
08:56
Бывший сотрудник спецслужб: Долг Вороненкова будем требовать с Максаковой
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России БосфоромНужен нам берег турецкий

Босфор прежде всего отличается тем, что является одним из важнейших морских путей. Ширина этого 30-километрового канала, соединившего по обоим берегам один из крупнейших и древнейших городов мира – Стамбул, в некоторых местах достигает всего 700 метров. И для целого ряда стран, в том числе Юго-Восточной Европы, Закавказья, Украины, это единственный выход к Мировому океану.

Ключевой эта артерия является и для России. Движение здесь не прекращается ни днем, ни ночью, и это при том, что этот участок считается одним из самых сложных в мореходном плане. Скорость течения здесь достигает десяти километров в час, а зимой и осенью возможны резкие изменения погоды, сопровождаемые волнениями на море.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Не случайно турецкие морские власти всегда предлагают лоцманское сопровождение кораблей и судов. К слову, страна неплохо зарабатывает на таких услугах: так называемый маячный сбор составляет до тысячи долларов с каждого судна в зависимости от его класса.

После трагического происшествия с российским самолетом, сбитым истребителем турецких ВВС, и последовавшей на это обоснованно жесткой реакции руководства России стали появляться мнения о возможных шагах со стороны Турции. В числе первых таких мер было названо ограничение прохода российских кораблей и судов (в том числе Военно-Морского Флота) через Босфор, или даже закрытие его для нашей страны полностью. По мнению некоторых аналитиков, турецкие власти могли бы решиться на такой поступок в ситуации, когда других способов «принудить» Россию к прежней дружбе у них уже не останется.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Не на все случаи жизни

И тревожные вести с Босфора не заставили себя долго ждать. Так, накануне ряд СМИ сообщил, что в Мраморном море как-то неожиданно приступила к учениям береговая охрана Турции. В результате оказался затруднен проход в данной зоне целой группы кораблей и судов. Одна из подлодок, по всей видимости принимавших участие в маневрах, прошла в опасной близости от большого морского сухогрузного транспорта «Яуза», входящего в состав ВМФ России. Кроме того, накануне поступила информации о том, что ряд российских торговых судов длительное время не смог получить разрешение на проход пролива, ожидая своей очереди у входа в Босфор со стороны Черного моря.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Выгодное географическое положение могло бы дать Турции абсолютный карт-бланш, если бы не одно но. Статус Босфора был еще в прошлом веке раз и навсегда закреплен в специальной Конвенции, давшей государствам, имеющим выход к Черному морю, особые права по использованию пролива. Согласно подписанному в швейцарском городке Монтрё документу, Турция имеет право закрывать Босфор только в случае официального объявления войны, да и то лишь для прохода военных кораблей, исключительно в ночное время и в ситуации, когда сама Турция является воюющей стороной по отношению к странам, чьи корабли и суда намереваются пройти через проливы.

Правда, в 1994 году Турция приняла собственный так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот документ, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств. Сегодня страна регулярно ограничивает морское движение на этом участке.

Правда, причиной чаще всего являются погодные условия: эти места изобилуют туманами, во время которых за проводку судов не берутся даже опытные лоцманы. Скопления судов наблюдаются и когда из-за чрезмерной загруженности проливов турецкая морская администрация организует их пропуск поочередно: сначала в сторону Черного, затем – Средиземного моря.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

Апокалипсис не сегодня

«Апокалипсическим сценарием» назвал возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В то же время он отметил, что «степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом».



Тем не менее перспективы реальной блокады проливов для военного и гражданского флота России эксперты считают маловероятными. Так, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин полагает, что Турция не пойдет на такие меры, так как это может привести к «катастрофическим последствиям». «Это будет не просто нарушением международного права, но и нарушением международной системы безопасности, которая складывалась последние десятки лет», – уверен эксперт.

«Закрытие проливов – это прямой заход на конфликт в военной сфере, – подчеркивает Николай Топорнин. – Россия никогда не позволит, чтобы кто-то просто так, по своему желанию, в нарушение международных конвенций мог закрыть международные проливы. Это гораздо серьезней сбитого самолета, это старт уже сценария совсем другого рода».

Не склонен драматизировать ситуацию и военный эксперт Владислав Шурыгин. По его мнению, ограничения с проходом судов в районе Босфора могли быть связаны как раз с плохой погодой, а опасное сближение БМСТ «Яуза» с турецкой подлодкой – с напряженным «трафиком» на этом морском участке.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

«Турция может осложнить нам проход, может даже погонять по кругу несколько часов, но закрыть проливы без объявления войны она не может», – отмечает Шурыгин. К слову, мнение эксперта подтверждают и в Минобороны России. По данным военного ведомства, корабли и суда ВМФ РФ в настоящее время «не испытывают никаких проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы», а встреча с турецкой подлодкой является «обычным явлением в условиях интенсивного судоходства в проливной зоне».

По заветам Громыко

О том, что Турция продолжит соблюдать международное право и не будет закрывать проход российским военным и гражданским кораблям через черноморские проливы, заверяют и в НАТО. После истории с российским Су-24 Альянс взял на себя роль своеобразного «куратора» всей нынешней турецкой военно-политической деятельности. Так, постпред США в Альянсе генерал-лейтенант Дуглас Льют подчеркнул, что пока он не видел никаких признаков, что Турция намерена как-либо ограничивать судоходство через проливы.

«В течение десятилетий Турция очень серьезно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции в Монтрё, – заявил американский представитель в НАТО. – Я полагаю, что ситуация не изменится».

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором

А вообще о возможном «проливном шантаже» достаточно четко в свое время заявил министр иностранных дел СССР Андрей Громыко, который сказал, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому флоту потребуется всего лишь пара залпов ракет, в результате которых, помимо Босфора, появятся еще два прохода, но, увы, не будет Стамбула.


Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: CNNTURK_ENG/Twitter/Минобороны России/Haber Platformu/YouTube/Владимир Федоренко/РИА Новости





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх