Лента новостей

23:16
Мы бессильны против беспилотников, уничтожающих наши склады с боеприпасами
23:16
Концы в воду: в реанимации умер задержанный убийца Вороненкова
23:16
The New York Times: Кто остановит Трампа?
23:15
Для счастья не обязательно, чтобы всё было идеально
23:14
Новости Украины: экс-лидер «Правого сектора» дал интервью по внешней политике
23:13
Балаклея превращаются в мертвую зону. Безопасность Харькова тоже под вопросом
23:12
Запад собирается сорвать или отобрать ЧМ-2018 у России
23:11
Русская служба RFI: Убит важный свидетель по делу Януковича
23:11
Ошибка резидента Тиллерсона
23:10
Ущерб от блокады Донбасса будет гораздо хуже, чем заявляет Киев
23:09
Александр Роджерс: «Прощай, мирный атом и Украина»!
23:08
В Белоруссии возбудили уголовное дело о подготовке массовых беспорядков
23:05
Либералы продолжают толкать экономику России в пропасть
21:19
IR: Все дороги начинаются в Риме
21:13
«Свобода» встречала «беркутовца» у входа
18:31
L'OBS: Что если судьба Европы решится 7 мая на выборах во Франции?
18:29
Кровавый дубль Петра Порошенко
18:24
The Nation: Означает ли неомаккартизм войну с Россией?
18:16
Донбасс посадил Украину на голодный паёк
17:25
Al-Watan Saudi Arabia: Россия не пойдет на поводу у Ирана
17:23
Остался навечно в «свободной» стране: реакция соцсетей на убийство Вороненкова
17:21
Мать Максаковой об убийстве Вороненкова: И слава богу, а что с ним ещё делать?
17:16
Как работает русская военная машина
17:15
Япония пытается «закрыть» застарелый конфликт с Россией
17:09
Christian Science Monitor: Почему важно знать о связях Трампа с Россией
17:00
ЛНР: ВСУ подорвали склад под Харьковом, чтобы скрыть недостачу боеприпасов
16:58
Порошенко назвал убийство Вороненкова «актом государственного терроризма» со стороны РФ
16:58
В Киеве убит экс-депутат Госдумы Денис Вороненков
16:56
Al Khaleej: Толпы иностранных войск на сирийской земле
16:43
Стала известна дата возвращения атомного крейсера «Адмирал Нахимов»
16:42
Москва закрывает небо над Сирией
16:41
Харьков разбудили диверсанты
16:40
SEAL Team 6: история самого секретного подразделения США
16:39
«При желании Израиль сотрет авиабазу Хмеймим с лица земли»
16:38
Китайская DF-21 уничтожит авианосцы США еще до их выхода в море
15:22
O Globo: Россия — лидер БРИКС по человеческому развитию
15:16
Сакральная жертва: киллер расстрелял Дениса Вороненкова из ПМ
15:13
Latvijas Avize: Пока мы ждем русские танки...
15:08
Взрыв под Харьковом: украинская армия остается без мин, снарядов и ракет
14:25
Есть ли у Беларуси выход?
12:41
Die Welt: Цена Крыма соизмерима с возможностями России
12:30
Киев срубил финансовый сук, на котором сидел
12:28
Delfi.lt: Где Литва и где Молдавия?
12:23
Киевский врач: «Европе не нужны, придется бежать в Россию»
12:20
Bloomberg: Белоруссия — новая заноза в боку Путина
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » Индия и Китай: выверенный союз конкурентов в глазах США

Индия и Китай: выверенный союз конкурентов в глазах США

Индия и Китай: выверенный союз конкурентов в глазах СШАГорячие события в Сирии создают впечатление, что мировая политика вся переместилась на Ближний Восток. Что ж, возможно, этот регион и доминирует в мировой телевизионной картинке, но процессы, которые идут несколькими тысячами километров восточнее, будут имеет для нового миропорядка куда большее значение.

В конце концов, Ближний Восток уже полвека главный поставщик новостей для мировых телеканалов — и никогда за это время не стал «точкой сборки» нового мироустройства.

Аналитики в Вашингтоне обратили внимание на, казалось бы, сугубо отраслевой факт. На прошлой неделе была опубликована статистика аналитической компании East & Partners, которая в исследовании «East's Asia Corporate T&E market report» отметила, что расходы крупнейших корпораций Китая и Индии на командировки в период с 2014 по 2015 год выросли на рекордные 20%. Это глобальный рекорд — по всем бизнес-направлениям.

3−7 ноября китайский вице-президент Ли Юаньчао совершил крайне важный визит в Индию. Это был первый случай, что китайский вице-президент совершил государственный визит в Индию — до этого государственными были только формальные, хотя и очень пышные визиты лидеров двух стран. Такими были вояж президента КНР Си Цзиньпин в Индию в сентябре 2014 года и ответный визит премьер-министра Индии Нарендра Моди в Китай в мае 2015 года.

Государственный характер визита Ли Юаньчао, — непубличного политика, отвечающего в КНР за экономическую стратегию на внешних горизонтах, а до этого пять лет (с 2007 по 2012) работавшего главным руководителем самого влиятельного, Организационного отдела ЦК КПК — говорит о том, что поиск точек экономического сближения Индии и КНР перешел на уровень финального оформления. Никто из авторитетных американских «мозговых трестов» не видит перспектив для политического, а тем более военного сближения Дели и Пекина, но вот экономическое сближение think-tank'ов в своих отчетах конца ноября рассматривают как практически свершившийся факт.

Индия и Китай имеют разные мотивы, чтобы сотрудничать друг с другом, но их главная цель общая — «сосуществование вне рамок политического и военного союзов». Экономика как гарант надежности такого режима «сосуществования» подходит лучше всего.

Под руководством Моди Индия ищет подходы к Китаю, чтобы привлечь масштабные инвестиции в национальную кампанию «Сделайте в Индии» — центральной кампании ее стратегии модернизации. С другой стороны, Китай объявил о политике расширения инвестиций вне китайской экономики, и Индия логично становится привлекательным местом для китайской прямых иностранных инвестиций. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Индию, Китай уже обязался инвестировать 20 млрд долларов в Индии.

В настоящее время Китай уже второй по величине торговый партнер Индии после Объединенных Арабских Эмиратов. Но если сотрудничество с шейхами залива имеет естественные структурные ограничения, — финансы и только финансы, другого у монархий залива просто нет — то китайцы могут предложить не только деньги, но и другие ресурсы, прежде всего политические.

Вице-премьер Ли Юаньчао прибыл в Дели из Кабула, где имел весьма перспективные встречи с афганским руководством. Для Индии прямые контакты с тем же Афганистаном, например, довольно трудны: индо-пакистанский конфликт никуда не исчез, а важность хороших отношений с Исламабадом для Кабула куда важнее самых заманчивых предложений Дели. Китайцы здесь могут быть не только партнерами, но и лицом сделок.

Для самого Китая такая же ситуация складывается на юге. Морские территориальные споры Китая в Восточно — и Южно-Китайских морях, а также сохраняющаяся напряженность по поводу «толкования истории», делает для Китая сложным выстраивание политической базы для стабильных, долгосрочных отношений с любой из мощных экономик региона — что с Японией, что с Филиппинами или Вьетнамом.

В ситуации, когда Соединенные Штаты активно втягиваются в потенциальный конфликт вокруг строящихся китайцами искусственных островов, Пекин хочет убедиться, что Индия не присоединится с Соединенными Штатами и другим претендентам в этом споре. Инвестиции из Китая, еще не освоенные, но уже обещанные — хороший стоп-фактор для Индии вежливо отказать Вашингтону.

Получается, отмечают вашингтонские аналитики, что Индия может стать драйвером совместных индийско-китайских проектов в Юго-Восточной Азии, а Китай в Афганистане и Пакистане — и далее на запад.

Союз ли это? Конечно, нет. Скорее, вынужденное партнерство — там, где каждый по давним политическим причинам не может работать от своего имени.

Если главный приз, который приносит Китай в этот союз — инвестиции, то у индусов такой приз — участие в китайской глобальной инициативе «Один ремень, одна дорога» (OBOR). В прессе и аналитике России этот проект обычно называют «Новый шелковый путь» и говорят только о его северном маршруте — железнодорожном коридоре через Казахстан и Россию в европейские страны.

Но в действительности проект состоит из двух маршрутов — северного, железнодорожного и морского южного. Было бы странным ожидать от крайне осторожных и планирующих на десятилетия китайцев, что они связали бы себя в таком важном проекте одним коридором, да еще проходящим через земли двух довольно волатильных во внешней политике стран — России и Казахстана. Так что второй маршрут, в котором как раз портам Индии (прежде всего, Калькутте) уделяется первостепенная роль, — это не просто экономическая необходимость, это и политическая гарантия Пекина перед лицом будущих запросов Москвы и Астаны.

Регулярный обмен визитами на высоком уровне между китайскими и индийскими лидерами — семь менее чем за два года — воспринимается в Вашингтоне как способ убедить Индию присоединиться к предлагаемой Китаем инициативной OBOR. Китайское руководство приглашает Индию в OBOR с 2013 года, но до сих пор Индия не спешит одобрить инициативу, подсчитывая возможности и, главное, что попросить у Китая в качестве платы — помимо прямой экономической выгоды.

Формально Индию не устраивает «отсутствие прозрачности» в проекте, что аналитиками читается как монопольная роль Китая как организатора и в перспективе оператора проекта «Один ремень, одна дорога». Быть просто бенефициаром для Дели мало; индусам хотелось бы — как и китайцам — использовать этот проект и в качестве инструмента политического влияния. В конце концов, не только у китайцев есть территориальные споры и собственные напряжения вокруг «толкования истории».

Китай же Индию зовет, но именно как экономического партнера — предпочитая политические инструменты OBOR не распылять и уж точно ни с кем не делить.

Пекин подталкивает Дели тем инструментом, который у него сейчас в избытке — инвестициями. Но не обещанием их для индусов — а уже реализованными проектами с региональным соперником индусов, Пакистаном.

Китай уже объявил инвестиции в размере 46 млрд долларов для китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). В настоящее время это единственный субпроект OBOR, где идет практическое строительство.

Китайцы, отмечают в Вашингтоне, заметно рискуют — CPEC проходит через Кашмир, который до сих пор является спорной территорией между Индией и Пакистаном. Ведь 3000-километровая сеть трубопроводов, железных дорог и автомагистралей, которая строится в рамках CPEC китайцами и на китайские деньги, но на спорной земле, которую индусы рассматривают как свою, — это сильнейший аргумент для стабильности между Дели и Исламабадом. Китай становится самым важным игроком в длительной истории Индо-Пакистанского территориального спора — и игроком «партии мира».

Все это крайне выгодно для Дели, но, одновременно, оставляет немного времени, чтобы успеть воспользоваться ситуацией. Партию, пусть не такую блестящую, могут разыграть и без Индии.

Все это никак не отменяет полувекового приграничного спора, как и проблемы Тибета. Однако, похоже, нынешнее руководство и Индии, и Китая решило переложить эти задачи на плечи внуков, сконцентрировавшись сегодня на том, чтобы эти внуки привыкли получать прибыль от общего глобального бизнеса. Общая прибыль — лучший миротворец.

Александр Шпунт





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх