Лента новостей

20:19
Москва ответила на заявление саудовского принца об уничтожении военной базы РФ в Сирии за три дня
20:17
Кто и зачем взрывает силовиков на Украине
20:14
Стало известно, кто на очереди после Ливии и Сирии
20:13
Донбасс: Им выкалывали глаза, чтобы признались, что русские
20:11
Порошенко признал превосходство Путина: «Он самый непредсказуемый»
20:10
Только что, ЛНР
20:08
Крым без украинских партизан – страшный сон или жестокая реальность Игоря Мосийчука
20:07
Разоблачение Навального: «иллюзия борьбы» ФБК провалилась в интернете
20:03
«Мусорные баталии» украинских чиновников в статье Politico
20:02
Штаты реализовывают мышиный план
20:00
Владимир Путин обошел Александра Пушкина
19:59
Вирус «Petya.A»: гениальный комментарий из Киева по случаю кибератак
19:57
Daily Mail: Россия «показала Трампу средний палец»
19:55
Россия ударит «Штормом»
19:54
«Русские будут плакать от зависти»
17:14
Рабы из КНДР зарабатывают в России на режим Ким Чен Ына
17:12
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Американцы на грани выживания
17:09
Порошенко воровство своих чиновников свалил на СССР
17:06
112.ua: Последнее «прощай» Российской империи
15:52
«Панцири» сметут диверсантов огнем
15:50
Подводным лодкам пятого поколения готовят место
15:49
Гордость ВМФ Великобритании устарела, не успев проплыть и сотни миль
15:47
«Аль-Каида» получила мощную поддержку со стороны ВВС Израиля, но атака боевиков на Армию Сирии захлебнулась в крови
15:46
Силовик из АТО рассказал, что война на Донбассе не закончится ещё несколько лет
15:45
Генерал ВСУ Кузьмук: «Мы могли вышвырнуть русских из Крыма, но пожалели»
15:44
На Украине пожаловались на Керченский мост: «Он представляет опасность»
15:43
Сенатор с юморком: России нужна «Черная книга» для США
15:42
Адмирал Макаров и Серпухов: главные новинки МВМС-2017 попали в объективы
15:40
США vs Россия: Чьи самолеты, корабли, пушки и танки лучше
15:37
Польша по-братски поможет Украине, но… платите, хлопцы, гроши!
15:36
Как российского разведчика захватили в плен украинские силовики
15:34
Турчинов выставил себя клоуном: немецкие СМИ открестились от версии украинских властей о российском происхождении вируса “Petya”
15:33
Порошенко назвал главную причину коррупции на Украине
15:31
Латвийские националисты потеряли Даугавпилс и боятся потерять всю Латвию
15:30
Порошенко в бешенстве: Россия модернизирует крупнейшую насосную станцию Крыма
15:29
Путин с Арменией надерут зад американцам на Кавказе
15:23
Макрон в поход собрался... на Россию
15:22
В честь начала еврейских погромов во Львове проведут ШухевичФест
15:15
Хакеры атаковали компьютеры американской АЭС
15:13
Киев решил выделиться экстравагантным способом
15:11
Евросоюз продлил антироссийские санкции
15:10
В Карелии оштрафовали на 100 рублей родителей подростков, зигующих на памятнике ВОВ
15:07
CNN ответят за сирийского мальчика
15:05
«Лаборатория Касперского» посчитала число жертв нового вируса-шифровальщика
14:42
НАТО возмущено мощью русской армии
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
» » БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорогПочти тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым в нашей стране мобильным средством запуска межконтинентальных баллистических ракет с суши и единственным в мире комплексом, размещенным на поезде. О причинах создания БЖРК, истории его службы и перспективах возрождения — в материале «Защищать Россию».

 

Уйти  из-под удара

С появлением межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования перед военными встала новая задача — как сделать их неуязвимыми перед ударами потенциального противника? Напомним, в  60–80-х годах прошлого века сухопутная составляющая ядерных триад СССР и США были представлены только МБР шахтного базирования. Со временем точные координаты пусковых позиций стали известны и оказались под прицелом ядерного оружия друг друга.

Если брать советские Ракетные войска стратегического назначения, то их усилия по повышению мобильности подразделений в тот период сводились к скрытому перемещению ракет с одной позиции на другую. Для этого, в частности, использовались  вертолеты-гиганты КБ Миля: «супертяжеловоз»  Ми-6 и «летающий кран»  Ми-10. Также ракеты перевозились с места на место в специальных контейнерах, замаскированных под железнодорожные цистерны.

Отметим, что все эти ракеты были жидкостными (в них использовалось высокотоксичное топливо гептил) и транспортировались исключительно в «разряженном» состоянии. Дальнейшая их заправка и приведение в боевое состояние совершались непосредственно на пусковой позиции в шахте.

 
Твердая основа

С появлением баллистических ракет на твердом топливе ракетчики по обе стороны Атлантики задумались об их мобильной боеготовности. О грунтовых подвижных комплексах речи тогда не шло — слишком большими и тяжелыми были первые твердотопливные МБР. А вот поезд считался вполне пригодной платформой для транспортировки и, в случае необходимости, запуска ядерных ракет.

Первый прототип «поезда смерти», вооруженный ракетами «Минитмен», появился в США в самом начале  1960-х, однако он оказался чересчур дорогим в производстве и эксплуатации. Американцы были уверены, что советские ядерные ракеты не обладали высокой точностью попадания, и решили, что дешевле и эффективней разместить «Минитмены» в шахтах.

В Советском Союзе к идее железнодорожного ракетного комплекса отнеслись более серьезно. 13 января 1969 года был подписан приказ о создании БЖРК с межконтинентальной ракетой  РТ-23. Уже в феврале 1983 года первый такой комплекс был принят в опытную эксплуатацию, в 1987 году на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный БЖРК, а к 1991 году было развернуто три дивизии «ракетных поездов».

Поезд №0

К неоспоримым достоинствам БЖРК можно отнести их высокую мобильность — в сутки они могли преодолевать до 1000 километров по всей железнодорожной сети страны, в то время как подвижные грунтовые ракетные комплексы перемещаются лишь в ограниченном позиционном районе. За счет этого ракетные поезда становились практически неуязвимы для поражения противником.

Проведенный в 1991 году эксперимент «Сдвиг», в ходе которого в километре от БЖРК подорвали 1000 тонн тротила, показал, что даже в условиях ракетно-ядерного нападения этот комплекс способен произвести пуск — ударная волна не смогла повредить пусковую установку с ракетой и радиоэлектронную аппаратуру комплекса.

Правда, БЖРК обладал и рядом недостатков.  Во-первых,  из-за необычной конфигурации состава (три тепловоза, а также пассажирские и грузовые вагоны вперемежку) невозможно было полностью замаскировать этот поезд под обычный. К тому же гигантский вес БЖРК приводил к сильному износу железнодорожных путей. Как шутили сами ракетчики, на некоторых участках за проходом «поезда №0» (обозначение БЖРК в системе железнодорожного сообщения) следовал массовый выход путейцев, которые вколачивали обратно выскочившие из шпал костыли.

Рейс в вечность

В последние годы существования СССР и в первое десятилетие Российской Федерации железнодорожные подразделения РВСН на себе почувствовали неистовое желание политического руководства нашей страны понравиться Западу. Так, еще при Горбачеве, были установлены ограничения на передвижение этих поездов по стране, они должны были находиться только в пунктах постоянного базирования.

В 1993 году Россия и США заключили договор о сокращении стратегических наступательных вооружений  СНВ-2, согласно которому до 2003 года наша страна должна была уничтожить все МБР  РТ-23. Несмотря на то, что в 2002 году РФ вышла из договора, все БЖРК были уничтожены. Уцелели только два комплекса: после приведения в небоевое состояние они стали экспонатами  Санкт-Петербургскогомузея железнодорожной техники и Технического музея «АвтоВАЗа» в Тольятти.

Ядерный ветер

В середине  2000-х командование Ракетных войск стратегического назначения заявляло, что на замену БЖРК будут поставлены на боевое дежурство новые подвижные грунтовые ракетные комплексы  «Тополь-М». Однако уже в 2011 году было заявлено о возможном появлении в будущем БЖРК нового поколения. Двумя годами позже замминистра обороны объявил, что Московский институт теплотехники, разработавший МБР сухопутного базирования «Тополь» и «Ярс», а также морскую «Булаву», приступил к разработке нового железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин». К середине 2016 года планируется завершить разработку конструкторской документации для нового БЖРК.

Как ожидается, один состав железнодорожного комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном комплекте «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В РВСН надеются, что новый комплекс поступит на вооружение уже в 2019 году.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх