Лента новостей

12:55
НАТО и Россия: настоящий триллер
12:48
Морская авиация ТОФ получила на вооружение новый арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА
12:10
Мост для бегства оккупантов
12:02
В Киеве вспомнили: Россия оккупировала Крым еще в 2013 году
09:17
Турция против иммигрантов-мусульман из России
09:14
Жена Трампа как антироссийский фактор
09:12
Членство в НАТО — не предательство России
09:08
НАТО берет на мушку Севастополь
09:06
Все пошло не так
09:04
«Армата» будет России не по карману
09:02
Имперские ордена вместо советских
00:00
Этот день в истории - 20 Февраля
22:10
Путин самый богатый человек в мире?
22:08
В Мурманске состоится церемония закладки камня в основание филиала Нахимовского военно-морского училища
20:15
Русская мать финской культуры
20:11
Спокойный сон севастопольской совести
19:19
Двойной подвиг российских биатлонистов на чемпионате мира: успешный задел Всемирных военных игр в Сочи
18:42
Десять лет холодной войны Путина
18:26
Зрада Трампа или зачем Дональду Порошенко?
18:24
Санкции против России доводят французских фермеров до самоубийства
18:23
Где еще прорвет? Пугающий анализ изношенности американских плотин
18:21
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 19.02.17
14:33
Большевики захватывают Киев – архивы 1918 года
14:30
Испытания новых образцов ВВСТ в условиях Арктики
14:18
Братья по визе
14:15
Первый шаг к свободе Новороссии
14:13
Дипломатическое объявление войны
14:09
Аутодафе для львовского «Беркута»
14:04
Русский язык для русскоязычных жителей Украины — это не язык оккупанта
14:02
Ультиматум Меркель
14:01
Лавров счел «странноватой» идею отменять сейчас визы с Грузией
14:00
Эдуард Лимонов: Коллапс Америки
14:00
Что стоит за признанием паспортов ДНР и ЛНР
13:59
В Арктике начались испытания новой и перспективной техники для российской армии
13:53
Израиль ввел наземные войска в Сирию и вступил в бой с ИГИЛ
11:40
Техника на грани ненужности
11:17
«Тополь-М» и Minuteman III. К давнему спору о ракетах
11:00
Захар Прилепин о правде, пятой колонне и войне
10:43
Итоги недели. «Не ходите, дети, в Африку гулять!»
10:32
На позициях украинской армии самоподорвались два крупных кондиционера
10:28
США весной направят около 1000 военнослужащих в Польшу
10:21
Документы решают всё. Новые граждане России из ДНР и ЛНР ждут вежливых людей?
10:16
Страны НАТО меняют методички. Русский, пришло твое время!
10:13
Счастливый хохол – обиженный хохол
10:09
Иван Охлобыстин: «Аплодирую стоя!»
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
» » Хуже, чем холодная война

Хуже, чем холодная война

Хуже, чем холодная войнаГенсек ОБСЕ заявил о глубоком расколе между Россией и Западом. 

12 октября генсек ОБСЕ Ламберто Заньер принял участие в заседании Постоянного совета ОДКБ по вопросам обеспечения безопасности в Евразии в Москве. Заньер обсудил со своими коллегами широкий круг вопросов от украинского урегулирования до проблемы Нагорного Карабаха и президентских выборов в Белоруссии. Кроме того, Заньер провел двустороннюю встречу с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, на которой дипломаты обсудили не только Украину, но и дальнейшую судьбу самой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 

Вопрос реформирования ОБСЕ уже давно поднимается Россией, которая предлагает усилить роль организации в обеспечении европейской безопасности. Украинский кризис продемонстрировал, что ОБСЕ может выполнять более важные функции, чем наблюдение за выборами или мониторинг прав человека. В то же время, эта ситуация вывела на первый план противоречия внутри самой организации, которые не позволяют ей эффективно работать. 

На пресс-конференции Заньер признал, что таких политических разногласий между странами-членами ОБСЕ не было с самого окончания холодной войны. «С политической точки зрения мы видим значительный раскол в политическом контексте в рамках нашей организации. Эти расколы значительны. Мы их не видели со времен холодной войны», — заявил итальянский дипломат. 

Он также признал, что новые вызовы вроде роста радикализма, террористической угрозы и миграции стали серьезной проблемой для ОБСЕ. Но, похоже, вместо того, чтобы эффективно решать эти проблемы, западные страны больше заняты конфронтацией с Россией. Такая ситуация несет угрозы не только для европейской, но и для мировой безопасности. 

Кто виноват в том, что ОБСЕ вернулась во времена холодной войны и возможно ли конструктивное сотрудничество между Россией и европейскими странами? 

— Во время холодной войны ОБСЕ была площадкой для обмена мнениями и поиска компромиссных решений между Востоком и Западом, — говорит заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев. — Между ними был принципиальный раскол, который удалось преодолеть только к концу 80-х годов. Потом СССР распался, и ОБСЕ потеряла свое значение, как площадка переговоров между двумя антагонистическими блоками. 

Организация сосредоточилась на урегулировании конфликтов в постсоциалистическом мире. Например, пыталась найти свое место в решении балканского кризиса, хотя значительную роль не сыграла. ОБСЕ занималась и урегулированием конфликтов на постсоветском пространстве — в Нагорном Карабахе, во внутригрузинском конфликте, связанном с Южной Осетией и Абхазией, в Приднестровском конфликте. 

Уже в этот период выявились существенные расхождения между Россией и другими странами-членами ОБСЕ. Сейчас ситуация существенно ухудшилась и обострилась. Мы видим глубокий раскол в ОБСЕ, который отражает реальную политическую ситуацию в Европе. В первую очередь, это конфликт между Россией и европейскими странами, связанный с украинским кризисом. Подходы сторон принципиально различаются. По существу, ОБСЕ работает в условиях новой холодной войны в Европе. Преодоление раскола связано с преодолением конфронтации между Россией и западными странами. А этот вопрос увязывается с путями урегулирования украинского кризиса. 

— То есть, проблема кризиса ОБСЕ только в отношениях России и Запада? 

— Не только, есть и другие проблема. Например, в последнее время обострились отношения между ОБСЕ и Азербайджаном. Критика со стороны ОБСЕ внутренней политики Алиева, нарушения прав человека, принципов проведения выборов встречает со стороны Баку резкую отповедь. Это тоже накладывает отпечаток на деятельность ОБСЕ и требует поисков ответов. 

Не сказал бы, что ОБСЕ переживает кризис, но очевидно, что для того, чтобы она была более дееспособной структурой, важным институтом для обеспечения европейской безопасности, она должна модернизироваться и соответствовать новым реалиями. 

— А каким образом она может трансформироваться? 

— Министр иностранных дел Сергей Лавров подробно рассказал о видении России места ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности. Во-первых, это принятие устава организации, которого до сих пор нет. Во-вторых, на основании устава могут быть организованы новые подразделения и структуры в рамках ОБСЕ с соответствующими полномочиями. 

Речь о том, чтобы на территории стран-членов сама организация могла организовывать миротворческие акции. Для этого необходимо создать военные структуры в рамках ОБСЕ, чтобы можно было решать вопросы по предотвращению конфликтов, поддержанию или даже по принуждению к миру. Это не значит, что ОБСЕ должна дублировать Совбез ООН, но на своей территории в рамках санкционированных полномочий она могла бы действовать гораздо более эффективно. 

Сегодня роль ОБСЕ размыта и существенного значения в обеспечении европейской безопасности не несет. Возможно, стоит создать своеобразный европейский совбез. Но для этого нужно найти консенсус во взаимоотношениях с Россией, договориться с ней, найти баланс интересов. В общем, отказаться от санкций и давления на РФ и начать искать пути для трансформации ОБСЕ. 

— Возможно ли это? 

— За 40 лет Европа принципиальным образом изменилась, методы и задачи ОБСЕ устарели. Время диктует необходимость реформации ОБСЕ, и этот процесс не только назрел, но и перезрел. Может быть, пришло время воплотить старую задумку России и превратить ОБСЕ в центральный элемент обеспечения европейской безопасности. 

Сегодня эти вопросы на европейском пространстве решают НАТО и ЕС. Но эти структуры не включают в себя Россию и многие постсоветские государства. Более того, попытки Запада создать систему безопасности только путем расширения НАТО встречают со стороны России жесткое сопротивление. Европе нужно проявить гибкость и попытаться создать общую систему безопасности. В рамках того же ОБСЕ можно наладить контакт между НАТО и ОДКБ, между ЕС и ЕЭС. Непонятно, почему Запад так жестко упирается и даже слышать ни о чем подобном не хочет. Это ошибочная политика. В рамках ОБСЕ можно было бы решить эту проблему. Такой широкий подход к вопросам безопасности подарил бы этой организации второе дыхание. 

— Раскол в ОБСЕ возник не сегодня и не вчера, — убежден ведущий научный сотрудник Института общественных наук ФГУ РАНХиГС Сергей Беспалов. — Сегодня ведутся дискуссии о реформировании Совета безопасности ООН, где у пяти постоянных членов есть право вето, которое часто делает невозможным принятие каких-то решений. Что же говорить об ОБСЕ, организации, в которой 57 членов, и каждый из них имеет право наложить вето на политические решения? 

С одной стороны, такие правила игры были созданы в свое время как раз для того, чтобы не допускать раскола и попыток одной группы стран навязывать свою волю остальным. Но с другой, очевидно, что с таким механизмом принятия решений рассчитывать на высокую эффективность организации не приходится. 

— В чем корень нынешнего раскола ОБСЕ? Только в ситуации вокруг Украины? 

— Я бы так не сказал. Изначально, когда в 1975 году подписывался знаменитый Хельсинский акт и создавалась СБСЕ, было заложено три «корзины», то есть три направления деятельности этой структуры. Это военно-политическое, экономическое и гуманитарное направления. Россия и некоторые ее союзники всегда выступали за то, чтобы эти три корзины оставались равнозначны. Это вполне понятно, ведь для России ОБСЕ — единственная общеевропейская организация, в которой она представлена и могла бы институционально влиять на европейские дела. 

Но после окончания холодной войны на Западе сложилось представление, что военными вопросами в Европе должно заниматься НАТО, экономическими — Европейский союз, а для ОБСЕ пускай остается только третья гуманитарная корзина. Причем эта деятельность преимущественно направлена на страны Восточной Европы, которые претендуют на вступление в НАТО или ЕС. А даже если не претендуют, их все равно нужно «цивилизовать» и приобщать к «европейским ценностям». 

Россию такой подход не устраивал. Поэтому принципиальные разногласия по поводу роли ОБСЕ между Россией и большей частью западных государств сформировались еще в 90-е годы, а сейчас стали более очевидны. Весьма характерный признак давних противоречий — то, что саммиты ОБСЕ стали проводиться крайне редко. Последний состоялся в Астане еще в 2010, а до этого они не проводились более 10 лет. Странно, что генсек ОБСЕ заговорил о кризисе только сейчас. 

— Насколько сейчас эффективна ОБСЕ в том, что делает? 

— Даже если говорить о направлениях, которыми эта организация занимается — мониторинг за правами человека, проведением выборов и так далее — получается, что в наблюдательных миссиях представлены одни и те же страны. Это США, Канада, группа западноевропейских стран. Во многом это связано с тем, что в ОБСЕ своеобразный финансовый механизм. Бюджет организации достаточно скромен, поэтому страны, которые желают поучаствовать в той или иной миссии за счет собственных средств направляют туда своих представителей. 

Понятно, у кого сегодня большего всего денег и кто в большей степени склонен продвигать свои интересы с помощью ОБСЕ. Это все та же группа западных стран. Поэтому наблюдательные миссии ОБСЕ носили и носят достаточно однобокий характер. Знаменитое Бюро по демократическим институтам и правам человека давно превратилась в небеспристрастную структуру. 

При этом, на уровне не политической, а технической деятельности ОБСЕ, очень многое зависит от фигуры действующего председателя. Страна-председатель меняется каждый год, и ее министр иностранных дел во многом направляет деятельность организации. Благодаря тому, что в этом году председателем ОБСЕ оказалась Сербия, страна, достаточно близкая к России, организация проявила себя достаточно эффективно в ходе мониторинга за соблюдением Минских соглашений на Украине. 

По большому счету, деятельность ОБСЕ на Украине — едва ли не главный успех этой организации. Хотя претензии есть у всех сторон, они в целом не выступают против деятельности ОБСЕ. Во многом благодаря участию представителей организации в работе контактных групп удается добиться какого-то прогресса. Так что успехи тоже можно найти, хоть они и редки. 

— Есть ли шанс, что будут реализованы предложения России по реформированию организации? 

— Рассчитывать на принципиальные изменения функций ОБСЕ не приходится. Тут генсек прав, когда сравнивает ситуацию с холодной войной. Вот только во время холодной войны два лагеря все-таки с некоторым уважением относились друг у другу. Хельсинский процесс изначально был построен на том, что без взаимного уважения и соблюдения правил игры, человечество окажется на грани катастрофы. Каждая из сторон признавал другую равноправным партнером по диалогу. 

Сейчас у стран Запада в отношении России такого подхода не наблюдается. Нет даже готовности выслушивать Москву и принимать во внимание ее интересы. Зато есть стремление представить изгоем и отщепенцем, выпадающим из общеевропейского консенсуса. При таком подходе, который пытаются протолкнуть и через деятельность ОБСЕ, говорить об оптимистических перспективах организации сложно. 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх