Лента новостей

23:10
«Она спасёт нас от террористов»: во Франции растёт число сторонников Марин Ле Пен
23:06
Указы Трампа хотят блокировать автоматически
23:05
Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства
23:04
Экс-президент Латвии назвала своих соотечественников злыми и завистливыми
23:03
Фийон обидел Украину
21:58
Порошенко попросили назначить Саакашвили послом Украины в Грузии
21:58
Россия впервые получила от США координаты целей ИГ в Сирии
21:57
Зачем Россия шлет в Сирию «дальнобойных птиц»?
21:55
В России могут создать космический корабль без ракет-носителей
21:49
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»
21:48
Тайна писем президентов США и генсеков СССР
21:45
«Газпрому» угрожает «Левиафан»
19:35
«Стая» бомбардировщиков Ту-22М3 массово нанесла удары в Сирии
19:29
Altay «забуксовал»
19:25
Изандлвана: тяжёлый урок для Британской империи
19:19
Shot Show 2017: Новинки оружейного мира
19:15
Умная военная логистика: войсковые транспортные средства
19:09
«Атлантическая решимость»: американcкий десант в Латвии
19:08
17 тысяч геев — ударная сила «голубого» Бундесвера
19:06
Россия вынесла жесткий выговор командованию Сирийской армии
19:05
Планы Варшавы: воевать за НАТО до последнего солдата
19:03
Оборона Дейр-эз-Зора: Из Сирии поступают тревожные сообщения
19:01
Порошенко громко опозорился перед ВСУ. Военные в ярости
18:59
Что объединяет рыцаря и танк?
18:57
Кива потребовал вооруженной зачистки Донбасса после удушения блокадой
18:56
Боевики ИГ отброшены и окружены в Дейр эз-Зоре бойцами армии Асада
18:55
Пятеро египетских полицейских погибли в результате нападения боевиков на Синае
18:46
Скандал в США: дочь Клинтон не стерпела оскорблений в адрес Бэррона Трампа
18:43
Ту-154: ни заменить, ни списать
18:42
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут
18:42
«Танк в тельняшке» добавит огня российской «десантуре»
17:23
Экс-глава Еврокомиссии: немедленно снимите антироссийские санкции!
17:02
В России испытали модель экранплана с грузоподъемностью до 500 тонн
17:01
Небо Израиля «охраняют» российские комплексы ПВО
16:57
К чему приведут планы Трампа отказаться от нефти ОПЕК?
15:05
Повитухи, бурная Ангара и учителя-вахтовики: как живет деревня староверов
15:05
Румен Радев вступил в должность президента Болгарии
15:04
Застрельщик Майдана признал, что на Западе украинцы всегда будут отбросами второго сорта
15:03
Бери или плати, Украина...
15:02
Будущее Украины было запрограммировано в 90-х: Это не государство, а колхоз
14:59
«Лицемеры и вруны»: бегун Андрей Дмитриев дал оценку российскому спорту в эфире ARD
14:57
Элитное подразделение сирийских войск «Щит» готовится к рывку на Пальмиру
14:57
Щит ВКС РФ прикрыл страну от вражеского ракетного удара
12:37
В России намерены создать летающий внедорожник
12:35
Украинский корабль открыл огонь по российской буровой вышке в Черном море
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия Космодром Восточный ещё недавно напоминал типичный бизнес-проект. Деньги на строительство получены, тут же получили дополнительные сорок ножек и юрко скользнули куда-то в подпол. Разумеется, на самом деле это были разнообразные банки, фонды, инвестиционные компании, которые должны были обеспечить правильное управление средствами. Но в сути своей вся эта система и являлась одним большим подполом, где в темноте денежные потоки лихорадочно делились и расползались.

 

Разумеется, главная их часть не разворовывалась напрямую. Большинство современных бизнес-проектов этой опции и не предусматривает. Не лихие девяностые. Недавнее уголовное  дело на предмет того, что подрядчик получил аванс на поставку кабеля, но кабель не поставил, - это так, реликт. Пусть и на сумму 13,5 миллионов рублей. Можно сказать, особенности региона, где, как мы знаем, даже губернаторы выходили из среды, про которую ныне говорят эвфемизмами типа "бизнесмены 90-х годов"… 

Типовым подходом, несмотря на некоторое региональное отставание по времени, стало всё же более современное освоение инвестиций: заключить договор на одну сумму, а выполнить работы на другую. И тоже есть пример из области, которой занимаются въедливые люди в синих погонах с голубыми просветами. Опять же на днях они начали задавать вдумчивые вопросы одному уже бывшему директору предприятия, которое прокладывало автомобильные и железнодорожные пути на космодроме. По договору субподряда он получил свыше миллиарда рублей, а дорог построил примерно на 450 миллионов. В МВД России сочли это растратой в особо крупном – свыше 620 миллионов рублей – размере, предъявили обвинение и взяли предпринимателя под стражу.

Всё бы ничего – действительно ведь не на разрушении воровали, как в 90-е, а на возведении, - но одна серьёзная закавыка портила даже такой, прямо скажем, сомнительный  повод для оптимизма. Все подобные раздербаны неумолимо отодвигали сроки сдачи космодрома в эксплуатацию. А уж когда начали бастовать месяцами остававшиеся без зарплаты строители…

Словом, если быть честными перед самим собою, то надо признать: принципы бизнеса, по крайней мере в том понимании, которое сложилось на современном этапе строительства рыночной экономики, - они на космодроме Восточный, прямо скажем, не сработали. Кстати, не сработали в подобного рода масштабных проектах не в в первый раз.

Как-то вот долго не получалось с этим инструментарием добиться расцвета атомной отрасли – хотя, помнится, сам тогдашний министр был настолько рыночник, что даже получил в США личный номер социального страхования – который присваивается только американским гражданам и иностранцам, имеющим в Штатах рабочее место. Правда, те же Штаты потребовали позже его выдачи по подозрению в присвоении 9 миллионов долларов, предоставленных министерством энергетики США, но и это следует полагать следствием неистовости рыночных устремлений атомного министра, при котором секретные физики в секретном Арзамасе-16 вынуждены были искать себе заработки, открывая цеха по розливу кагора.

Не получалось и с крупной гидроэнергетикой, рыночная стезя которой не только не дала стране ни одного блока за 22 года, но и привела к эпической техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС.

Да и в самой энергетике, единую систему которой расчленили для вящего вхождения в рынок, результаты той реформы не назовёшь вдохновляющими.

И это если ещё не вспоминать про военно-промышленный комплекс, про судостроение, про авиастроение, про станкостроение, про космос, наконец! В общем, во всех крупных производственных, системообразующих отраслях, куда приходил рыночный бизнес, это оборачивалось если не разрухой, то лишь потому, что отцы и деды оставили там слишком сложное и очень надёжное хозяйство, перевитое такой плотной сетью взаимосвязей, что их не удалось разорвать даже "всемогущей руке" рынка…

В общем, не стало сюрпризом, что отставание от графика строительства космодрома Восточный составило 180 дней – полгода! Особенно это примечательно на фоне того, что космодром Байконур в своё время был создан чуть более чем за два года – 12 января 1955-го прибыли первые строители, а 15 мая 1957-го была запущена первая ракета.

И вот недавно было объявлено: отставания от графика строительства космодрома Восточный практически нет – оно сократилось до одних суток!

Что же произошло?

Да, разгневался президент. Да, проблемой озаботился премьер-министр. Да, на стройку приехал вице-премьер. Да, вице-премьер и куратор всей оборонной сферы Дмитрий Рогозин накрутил, что называется, хвосты ответственным за строительство. Да, за своё дело принялись и люди в синих погонах с голубыми просветами.

И пошло: на строительстве объектов стартового комплекса завершают монтаж силового электрооборудования и электроосвещения; помещения монтажно-испытательного корпуса готовы к приему "Союз-2-1а"; монтаж наземной аппаратуры системы управления космодрома Восточный закончат до конца сентября; мобильный измерительный пункт морского базирования Комплекса средств измерений космодрома Восточный введён в строй и уже принял телеметрические данные с российского сегмента Международной космической станции; закончен монтаж системы освещения стартового сооружения космодрома Восточный; на космодроме Восточный начато строительство второй промышленно-эксплуатационной базы. Это только с начала сентября!

И снова спросим: что же произошло?

А очень простая ведь произошла: в проект вошла та самая многажды обруганная административно-командная система. Точнее, государственная власть, а через неё – государство приняло на себя ответственность за результаты дела. Пока строительство космодрома Восточный было бизнес-проектом, дела шли ни шатко ни валко. Сроки не выдерживались, строительство раз за разом срывалось, зарплат не платили. Зато деньги… в общем, сорок ножек у них вырастало. Если не больше.

Но как только это строительство стало не бизнес-, а просто Проектом, государственным Проектом, сопровождающимся заботой государства и вниманием государственных лиц, – сразу всё зашевелилось и задвигалось Вот уже и ракеты туда едут, и старты их, кажется, пройдут по расписанию.

И ведь это было! То, что сделало Россию великой державой, то, что спасло её от окончательного экономического коллапса в 90-е годы, что позволяет стране сегодня снова наращивать мускулы на уцелевшем военном, технологическом и народнохозяйственном скелете, - всё это было сделано примерно в таком же режиме. Байконур – зримый пример тому. Но ведь параллельно так же было создана атомная отрасль – с настоящими подземными городами! Так была создана космическая отрасль! Так было построено массовое жильё в 50 – 60-е годы! Так была создана мирового класса наука, энергетика, авиация, судостроение – и прочая, и прочая!

Пора, наверное, прийти к осознанию того, что в нашей стране – всегда или пока, но – наиболее эффективны те проекты, где наряду с обычными экономическими инструментами применяется и такой инструментарий, в опыте применения которого России, пожалуй, нет равных. Этот инструментарий – воля государства, ответственность руководства, энтузиазм работников и материальные стимулы всем, кто обеспечивает успех. Причём – реальные материальные стимулы, а не миллионные премии для менеджмента в то время как рабочим задерживают зарплату.

Может быть, история космодрома Восточный станет поворотным пунктом этого осознания?





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх