Лента новостей

18:11
«Город падших ангелов» или Почему на Филиппинах подрастает целое поколение детей-сирот с европейскими чертами лица
18:06
НАТО нарывается на признание ЛДНР
18:05
Мощнейшие САУ Коалиции-СВ готовятся усилить Армию России
15:46
Хроники спасения Донбасса
15:41
Российский бизнес услышал украинских радикалов
15:39
Польша ограничивает въезд, украинцы штурмуют границу
15:38
В «Яндексе» сообщили о проверках СБУ в офисах компании в Киеве и Одессе
15:34
Патриарх Кирилл сравнил законы об однополых браках с фашистскими
15:33
В Красногоровку введён спецназ
15:30
Суперпрочный Ка-62: над чем бились разработчики вертолета почти 30 лет
15:30
«Нафтогаз» готовит «самоубийство» для Киева
15:29
«Золотой миллиард» договорился затянуть в петле Россию
15:28
У США нет шансов выиграть ядерную схватку с Россией
15:27
Россия начнет закупку технологий возобновляемой энергетики на Западе
15:25
Вероятность удара США по Северной Корее становится максимальной
15:24
Die Welt: МС-21 — гордость России, но западным лайнерам не ровня
08:30
НАТО скатывается к... Первой мировой войне
08:30
«Тигры» и ВКС РФ прорывают оборону ИГИЛ, освобождая 12 посёлков в Алеппо
08:29
Власти Крыма обещают отдых в 2017 году дешевле, чем в Турции
08:28
Подайте на зубы: Сотник пошел по миру, чтобы оплатить услуги стоматолога
08:26
Цифровая военная машина
08:20
Вести недели с Дмитрием Киселёвым, 28.05.17
08:18
Макрон торопится закрыть украинский вопрос
08:17
Что СССР подарил Восточным партнёрам
08:16
Первый полёт МС-21 в Иркутске
08:14
В Киеве признали, что Путин не имеет равных на геополитической арене
08:11
Соперница Маты Хари шпионка Марта Морейль
23:18
Цинизм украинской «интеллигенции»: Трагедия 2 мая - миф, никто там никого не жег
23:18
Неожиданные комбинации
23:17
Задница пранкера на совести Авакова! Джамала назвала виновников скандала на «Евровидении»
23:14
Благодаря Порошенко российские компании начали зарабатывать на украинцах
23:11
Клименко: Ради пиара украинские власти напечатают 69 тонн гривен
23:04
Прибалтийский журналист: «наши страны за границей цивилизованного мира»
23:03
Как «Петр Великий» отсек британский военный корабль от «Адмирала Кузнецова»
23:01
Тайный замысел, спрятанный за хорошо обученными военно-воздушными силами России
23:00
Даже в справочных материалах УНИАН занимается пропагандой
22:58
Радио Свобода на защите попрошайничества
22:57
Украинский премьер рассказал, во что Россия превратила Крым
22:47
Запад избегает борьбы с терроризмом
22:46
Разрыв шаблона: на Украине пообещали «порезать» экономику России
22:46
G7 провалился: Теперь крокодил сожрёт Порошенко
22:31
Путин поздравил пограничников с профессиональным праздником
22:31
Москва и Каир завершили переговоры о строительстве первой АЭС в Египте
22:29
Турчинов призвал возвести «непреодолимую крепость» на востоке Украины
22:27
В Крыму заявили о готовности всех пляжей к купальному сезону
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия Космодром Восточный ещё недавно напоминал типичный бизнес-проект. Деньги на строительство получены, тут же получили дополнительные сорок ножек и юрко скользнули куда-то в подпол. Разумеется, на самом деле это были разнообразные банки, фонды, инвестиционные компании, которые должны были обеспечить правильное управление средствами. Но в сути своей вся эта система и являлась одним большим подполом, где в темноте денежные потоки лихорадочно делились и расползались.

 

Разумеется, главная их часть не разворовывалась напрямую. Большинство современных бизнес-проектов этой опции и не предусматривает. Не лихие девяностые. Недавнее уголовное  дело на предмет того, что подрядчик получил аванс на поставку кабеля, но кабель не поставил, - это так, реликт. Пусть и на сумму 13,5 миллионов рублей. Можно сказать, особенности региона, где, как мы знаем, даже губернаторы выходили из среды, про которую ныне говорят эвфемизмами типа "бизнесмены 90-х годов"… 

Типовым подходом, несмотря на некоторое региональное отставание по времени, стало всё же более современное освоение инвестиций: заключить договор на одну сумму, а выполнить работы на другую. И тоже есть пример из области, которой занимаются въедливые люди в синих погонах с голубыми просветами. Опять же на днях они начали задавать вдумчивые вопросы одному уже бывшему директору предприятия, которое прокладывало автомобильные и железнодорожные пути на космодроме. По договору субподряда он получил свыше миллиарда рублей, а дорог построил примерно на 450 миллионов. В МВД России сочли это растратой в особо крупном – свыше 620 миллионов рублей – размере, предъявили обвинение и взяли предпринимателя под стражу.

Всё бы ничего – действительно ведь не на разрушении воровали, как в 90-е, а на возведении, - но одна серьёзная закавыка портила даже такой, прямо скажем, сомнительный  повод для оптимизма. Все подобные раздербаны неумолимо отодвигали сроки сдачи космодрома в эксплуатацию. А уж когда начали бастовать месяцами остававшиеся без зарплаты строители…

Словом, если быть честными перед самим собою, то надо признать: принципы бизнеса, по крайней мере в том понимании, которое сложилось на современном этапе строительства рыночной экономики, - они на космодроме Восточный, прямо скажем, не сработали. Кстати, не сработали в подобного рода масштабных проектах не в в первый раз.

Как-то вот долго не получалось с этим инструментарием добиться расцвета атомной отрасли – хотя, помнится, сам тогдашний министр был настолько рыночник, что даже получил в США личный номер социального страхования – который присваивается только американским гражданам и иностранцам, имеющим в Штатах рабочее место. Правда, те же Штаты потребовали позже его выдачи по подозрению в присвоении 9 миллионов долларов, предоставленных министерством энергетики США, но и это следует полагать следствием неистовости рыночных устремлений атомного министра, при котором секретные физики в секретном Арзамасе-16 вынуждены были искать себе заработки, открывая цеха по розливу кагора.

Не получалось и с крупной гидроэнергетикой, рыночная стезя которой не только не дала стране ни одного блока за 22 года, но и привела к эпической техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС.

Да и в самой энергетике, единую систему которой расчленили для вящего вхождения в рынок, результаты той реформы не назовёшь вдохновляющими.

И это если ещё не вспоминать про военно-промышленный комплекс, про судостроение, про авиастроение, про станкостроение, про космос, наконец! В общем, во всех крупных производственных, системообразующих отраслях, куда приходил рыночный бизнес, это оборачивалось если не разрухой, то лишь потому, что отцы и деды оставили там слишком сложное и очень надёжное хозяйство, перевитое такой плотной сетью взаимосвязей, что их не удалось разорвать даже "всемогущей руке" рынка…

В общем, не стало сюрпризом, что отставание от графика строительства космодрома Восточный составило 180 дней – полгода! Особенно это примечательно на фоне того, что космодром Байконур в своё время был создан чуть более чем за два года – 12 января 1955-го прибыли первые строители, а 15 мая 1957-го была запущена первая ракета.

И вот недавно было объявлено: отставания от графика строительства космодрома Восточный практически нет – оно сократилось до одних суток!

Что же произошло?

Да, разгневался президент. Да, проблемой озаботился премьер-министр. Да, на стройку приехал вице-премьер. Да, вице-премьер и куратор всей оборонной сферы Дмитрий Рогозин накрутил, что называется, хвосты ответственным за строительство. Да, за своё дело принялись и люди в синих погонах с голубыми просветами.

И пошло: на строительстве объектов стартового комплекса завершают монтаж силового электрооборудования и электроосвещения; помещения монтажно-испытательного корпуса готовы к приему "Союз-2-1а"; монтаж наземной аппаратуры системы управления космодрома Восточный закончат до конца сентября; мобильный измерительный пункт морского базирования Комплекса средств измерений космодрома Восточный введён в строй и уже принял телеметрические данные с российского сегмента Международной космической станции; закончен монтаж системы освещения стартового сооружения космодрома Восточный; на космодроме Восточный начато строительство второй промышленно-эксплуатационной базы. Это только с начала сентября!

И снова спросим: что же произошло?

А очень простая ведь произошла: в проект вошла та самая многажды обруганная административно-командная система. Точнее, государственная власть, а через неё – государство приняло на себя ответственность за результаты дела. Пока строительство космодрома Восточный было бизнес-проектом, дела шли ни шатко ни валко. Сроки не выдерживались, строительство раз за разом срывалось, зарплат не платили. Зато деньги… в общем, сорок ножек у них вырастало. Если не больше.

Но как только это строительство стало не бизнес-, а просто Проектом, государственным Проектом, сопровождающимся заботой государства и вниманием государственных лиц, – сразу всё зашевелилось и задвигалось Вот уже и ракеты туда едут, и старты их, кажется, пройдут по расписанию.

И ведь это было! То, что сделало Россию великой державой, то, что спасло её от окончательного экономического коллапса в 90-е годы, что позволяет стране сегодня снова наращивать мускулы на уцелевшем военном, технологическом и народнохозяйственном скелете, - всё это было сделано примерно в таком же режиме. Байконур – зримый пример тому. Но ведь параллельно так же было создана атомная отрасль – с настоящими подземными городами! Так была создана космическая отрасль! Так было построено массовое жильё в 50 – 60-е годы! Так была создана мирового класса наука, энергетика, авиация, судостроение – и прочая, и прочая!

Пора, наверное, прийти к осознанию того, что в нашей стране – всегда или пока, но – наиболее эффективны те проекты, где наряду с обычными экономическими инструментами применяется и такой инструментарий, в опыте применения которого России, пожалуй, нет равных. Этот инструментарий – воля государства, ответственность руководства, энтузиазм работников и материальные стимулы всем, кто обеспечивает успех. Причём – реальные материальные стимулы, а не миллионные премии для менеджмента в то время как рабочим задерживают зарплату.

Может быть, история космодрома Восточный станет поворотным пунктом этого осознания?





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх