Лента новостей

17:32
Порошенко взял Грефа в заложники
17:27
За США тактика, за Россией стратегия
17:23
Порошенко и Лукашенко снова братья-славяне
17:17
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Смерть в Киеве
17:13
Специальное учение войск связи ЦВО
17:11
The Washington Post: Россия вышла настоящим победителем
17:09
Малый ракетный корабль «Углич» начал подготовку к морскому походу в Каспийское море
15:53
США вряд ли станут союзником Украины
15:45
«Смерть Вороненкова не поможет Киеву получить транш»
15:42
Deutsche Welle: На Украине можно делать бизнес без взяток
15:39
Бойню в Чечне устроили в День Конституции (список потерь)
15:34
Bloomberg: Убийство перебежчика — пугающий знак
15:25
В своей стране — хозяева и наследники
15:21
Politiken: Германия должна остановить русский газ
15:18
Россия — Турция: кто кого шантажирует
12:30
The Wall Street Journal: Только Трамп может урегулировать украинский кризис
12:16
Вояж эстонских депутатов в Москву не вернет российский транзит
12:15
«Газпром» подталкивают к замене «Турецкого потока» на «Южный»
12:15
Киевсовет захотел уйти от долгов и призвал к санкциям против компании из России
12:14
Лукавый конь Порошенко
12:13
Одумались: Нацбанк Украины призвал защитить российские банки
12:13
Кто взорвал Балаклею, или Почему партизанам не было бы сложно
12:11
Хороших новостей столько, что нужно съесть лимон
12:10
«Никто не хотел воевать». Климкин признал, что «союзники» не хотят сражаться за Украину
12:10
Марин Ле Пен прибыла в Госдуму
12:09
Шесть бойцов Росгвардии погибли при нападении боевиков в Чечне
11:54
Рабочие Донбасса не сдаются
11:50
Наш ответ за Юлию: вышлем заробитчан на хутора
10:41
Так говорить нельзя
10:37
На Черноморском флоте проходит учение противолодочных сил
10:34
«Путин хочет остановить киевское метро»: Кличко анонсировал транспортный коллапс европейской столицы
10:33
Кто стоит за взрывами в Балаклее?
09:43
Детонация Точек-У на складе в Балаклее
09:37
Подлый удар в спину
09:23
Россия и Турция на грани «томатно-зерновой» войны
09:21
Slate: Как Западу защититься от путинской России
09:17
Янки из Швеции. История человека и корабля
09:10
«Бог войны» разлюбил Украину
09:07
Американцы создают «небесные авианосцы»
09:05
Halo noviny: Заявления о российской военной угрозе иррациональны
09:00
В ВВО проведено летно-тактическое учение с использованием истребителей-бомбардировщиков Су-34
08:59
Да кому ты сдалась, Украина?!
08:59
Проект «Латвия» – всё
08:56
Medya Gunlugu: Анкара и Москва: брак поневоле
08:56
Бывший сотрудник спецслужб: Долг Вороненкова будем требовать с Максаковой
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия

Космодром Восточный - осознание наследия Космодром Восточный ещё недавно напоминал типичный бизнес-проект. Деньги на строительство получены, тут же получили дополнительные сорок ножек и юрко скользнули куда-то в подпол. Разумеется, на самом деле это были разнообразные банки, фонды, инвестиционные компании, которые должны были обеспечить правильное управление средствами. Но в сути своей вся эта система и являлась одним большим подполом, где в темноте денежные потоки лихорадочно делились и расползались.

 

Разумеется, главная их часть не разворовывалась напрямую. Большинство современных бизнес-проектов этой опции и не предусматривает. Не лихие девяностые. Недавнее уголовное  дело на предмет того, что подрядчик получил аванс на поставку кабеля, но кабель не поставил, - это так, реликт. Пусть и на сумму 13,5 миллионов рублей. Можно сказать, особенности региона, где, как мы знаем, даже губернаторы выходили из среды, про которую ныне говорят эвфемизмами типа "бизнесмены 90-х годов"… 

Типовым подходом, несмотря на некоторое региональное отставание по времени, стало всё же более современное освоение инвестиций: заключить договор на одну сумму, а выполнить работы на другую. И тоже есть пример из области, которой занимаются въедливые люди в синих погонах с голубыми просветами. Опять же на днях они начали задавать вдумчивые вопросы одному уже бывшему директору предприятия, которое прокладывало автомобильные и железнодорожные пути на космодроме. По договору субподряда он получил свыше миллиарда рублей, а дорог построил примерно на 450 миллионов. В МВД России сочли это растратой в особо крупном – свыше 620 миллионов рублей – размере, предъявили обвинение и взяли предпринимателя под стражу.

Всё бы ничего – действительно ведь не на разрушении воровали, как в 90-е, а на возведении, - но одна серьёзная закавыка портила даже такой, прямо скажем, сомнительный  повод для оптимизма. Все подобные раздербаны неумолимо отодвигали сроки сдачи космодрома в эксплуатацию. А уж когда начали бастовать месяцами остававшиеся без зарплаты строители…

Словом, если быть честными перед самим собою, то надо признать: принципы бизнеса, по крайней мере в том понимании, которое сложилось на современном этапе строительства рыночной экономики, - они на космодроме Восточный, прямо скажем, не сработали. Кстати, не сработали в подобного рода масштабных проектах не в в первый раз.

Как-то вот долго не получалось с этим инструментарием добиться расцвета атомной отрасли – хотя, помнится, сам тогдашний министр был настолько рыночник, что даже получил в США личный номер социального страхования – который присваивается только американским гражданам и иностранцам, имеющим в Штатах рабочее место. Правда, те же Штаты потребовали позже его выдачи по подозрению в присвоении 9 миллионов долларов, предоставленных министерством энергетики США, но и это следует полагать следствием неистовости рыночных устремлений атомного министра, при котором секретные физики в секретном Арзамасе-16 вынуждены были искать себе заработки, открывая цеха по розливу кагора.

Не получалось и с крупной гидроэнергетикой, рыночная стезя которой не только не дала стране ни одного блока за 22 года, но и привела к эпической техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС.

Да и в самой энергетике, единую систему которой расчленили для вящего вхождения в рынок, результаты той реформы не назовёшь вдохновляющими.

И это если ещё не вспоминать про военно-промышленный комплекс, про судостроение, про авиастроение, про станкостроение, про космос, наконец! В общем, во всех крупных производственных, системообразующих отраслях, куда приходил рыночный бизнес, это оборачивалось если не разрухой, то лишь потому, что отцы и деды оставили там слишком сложное и очень надёжное хозяйство, перевитое такой плотной сетью взаимосвязей, что их не удалось разорвать даже "всемогущей руке" рынка…

В общем, не стало сюрпризом, что отставание от графика строительства космодрома Восточный составило 180 дней – полгода! Особенно это примечательно на фоне того, что космодром Байконур в своё время был создан чуть более чем за два года – 12 января 1955-го прибыли первые строители, а 15 мая 1957-го была запущена первая ракета.

И вот недавно было объявлено: отставания от графика строительства космодрома Восточный практически нет – оно сократилось до одних суток!

Что же произошло?

Да, разгневался президент. Да, проблемой озаботился премьер-министр. Да, на стройку приехал вице-премьер. Да, вице-премьер и куратор всей оборонной сферы Дмитрий Рогозин накрутил, что называется, хвосты ответственным за строительство. Да, за своё дело принялись и люди в синих погонах с голубыми просветами.

И пошло: на строительстве объектов стартового комплекса завершают монтаж силового электрооборудования и электроосвещения; помещения монтажно-испытательного корпуса готовы к приему "Союз-2-1а"; монтаж наземной аппаратуры системы управления космодрома Восточный закончат до конца сентября; мобильный измерительный пункт морского базирования Комплекса средств измерений космодрома Восточный введён в строй и уже принял телеметрические данные с российского сегмента Международной космической станции; закончен монтаж системы освещения стартового сооружения космодрома Восточный; на космодроме Восточный начато строительство второй промышленно-эксплуатационной базы. Это только с начала сентября!

И снова спросим: что же произошло?

А очень простая ведь произошла: в проект вошла та самая многажды обруганная административно-командная система. Точнее, государственная власть, а через неё – государство приняло на себя ответственность за результаты дела. Пока строительство космодрома Восточный было бизнес-проектом, дела шли ни шатко ни валко. Сроки не выдерживались, строительство раз за разом срывалось, зарплат не платили. Зато деньги… в общем, сорок ножек у них вырастало. Если не больше.

Но как только это строительство стало не бизнес-, а просто Проектом, государственным Проектом, сопровождающимся заботой государства и вниманием государственных лиц, – сразу всё зашевелилось и задвигалось Вот уже и ракеты туда едут, и старты их, кажется, пройдут по расписанию.

И ведь это было! То, что сделало Россию великой державой, то, что спасло её от окончательного экономического коллапса в 90-е годы, что позволяет стране сегодня снова наращивать мускулы на уцелевшем военном, технологическом и народнохозяйственном скелете, - всё это было сделано примерно в таком же режиме. Байконур – зримый пример тому. Но ведь параллельно так же было создана атомная отрасль – с настоящими подземными городами! Так была создана космическая отрасль! Так было построено массовое жильё в 50 – 60-е годы! Так была создана мирового класса наука, энергетика, авиация, судостроение – и прочая, и прочая!

Пора, наверное, прийти к осознанию того, что в нашей стране – всегда или пока, но – наиболее эффективны те проекты, где наряду с обычными экономическими инструментами применяется и такой инструментарий, в опыте применения которого России, пожалуй, нет равных. Этот инструментарий – воля государства, ответственность руководства, энтузиазм работников и материальные стимулы всем, кто обеспечивает успех. Причём – реальные материальные стимулы, а не миллионные премии для менеджмента в то время как рабочим задерживают зарплату.

Может быть, история космодрома Восточный станет поворотным пунктом этого осознания?





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх