Марш в европейское будущее
Доктор Комаровский: Каждый третий украинец умрет от рака из-за «реформ» в Минздраве
«Панда» отдыхает: после Революции достоинства с госпредприятий Украины было украдено около 80 млрд гривен
«Свобода» запретила в Черновцах оппозиционеров и коммунистов
Данальда Трампа призывают открыть Врата Ада!
Что будет дальше: НАТО вступил в войну с ИГИЛ
Может ли ИКАО запретить России летать в Крым
Кто подставил пресс-секретаршу?
Смерть с небес: ИГИЛ публикует кадры атак самолетов и вертолетов ВКС
Америка: Кремль опаснее, чем ИГИЛ
Ostthuringer Zeitung: Санкции только укрепляют Россию
Киеву пообещали «ночь длинных ножей»
Бунт «бляхарей»
Бойцов ОМОНа возьмут на контракт
Британский аналитик: Пекин и Москва нашли альтернативу западным саммитам
WSJ: Трамп оставит антироссийские санкции Обамы в силе
Германии не стыдно за зверства Вермахта? Немец об идее русских недолюдей
Трамп и НАТО: бычок на лбу не затушил - и на том спасибо.
Бойня в Манчестере — чужая война
Балансирующий Вашингтон
Ваше слово, товарищ «маузер»!
Размышления на тяжелую тему
США вгонят союзников в кредитную кабалу
Украинский креативный ренессанс
Утомленные Порошенко: в Берлине вспомнили о Тимошенко
Грузия получила «братский привет» от России
Военно-морские мучения Пентагона: как разваливается флот США
Львов начинает заваливать мусором всю Украину
Америка пытается превратить С-400 в груду бесполезного металла
«Холодные» методы: в США предлагают выделить $100 млн на противодействие Кремлю
Киевское метро подняло цены на проезд, потому что «народ богатеет»
Компания «Сухой» передала ВКС первую в этом году партию самолетов Су-34
«Кувалда для авианосца» и советская «Буря»: ракеты-монстры из СССР
Der Spiegel: Пора говорить с Турцией жестко
Вертолет Ка-226Т превратят в робот-беспилотник
Наполеон проиграл Ватерлоо, Гитлер проиграл Берлин...Ваша очередь, господин Трамп
Тем временем в Бразилии, где с майданом что-то пошло не так
Брюссельские смотрины: Трамп отказался слушать скулёж Порошенко
Чем плохи и чем хороши новые российские вертолеты
Грабеж по-киевски: зачем Украина избавляется от собственных граждан
Боевой гопак и ночь длинных ножей
Нацбанк Украины так и не получил деньги Януковича
«Рэволюция гiдности» как предпродажная подготовка Украины
Как разваливали СССР: ЦРУ рассекретило документы о Горбачеве
ФБР проводит проверку в отношении зятя Трампа Кушнера по делу «о связях с Россией»

«    Май 2017    »
15161718192021
» » «Космические разведчики»: что увидят российские военные с орбиты

«Космические разведчики»: что увидят российские военные с орбиты

В состав российской военной орбитальной космической группировки входят, по официальным данным, около 140 «космических разведчиков». Разглядеть их невозможно даже в телескоп. Зато им сверху видно все, ну, или практически все. По крайней мере, способности новейших спутников радиолокационной разведки, входящих в состав Военно-космических сил (ВКС) России, позволяют в режиме реального времени обнаруживать объекты потенциального противника – вплоть до легкового автомобиля.

И если во время последней внезапной проверки боеготовности  войск Центрального военного округа, проходящей с 7 по 12 сентября, авиация ВКС была поднята в воздух для отработки учебно-боевых задач, то орбитальной группировке этого не требовалось – она постоянно «висит» в космосе.

Среди многообразия спутников военного и двойного назначения самые новые и технически оснащенные – входящие в космическую систему разведки и целеуказаний «Лиана» спутники «Пион» и «Лотос». В 2013 году Роскосмос и Минобороны завершили опытное создание «Лианы» и приступили к отладке ее систем. Система состоит из четырех спутников, последний из которых влился в состав группировки в 2015 году, что позволяет утверждать о завершении основной части этого действительно уникального проекта в истории отечественной космической разведки.

Тандем «Лотосов» («Лотос-С» 14Ф145) отвечает за радиотехническую разведку и осуществляет перехват данных, в том числе переговоры противника по любым, даже закрытым, каналам связи. Тандем «Пионов» («Пион-НКС» 14Ф139) следит за перемещениями боевой техники на земле, самолетов в воздухе, кораблей в морях и океанах.

Звезды на погонах американского (например) офицера разглядеть не удастся, как это приписывалось американским спутникам  еще в советские времена, но обнаружить бронеобъект или легковой автомобиль на любой поверхности –  вполне по силам. При этом базируются эти спутники на высоте около тысячи километров над поверхностью планеты и сканируют все обозримое пространство на земле.

Система «Лиана» информацию принимает, обрабатывает, «вычисляет» противника и передает координаты на командный пункт, где формируется виртуальная карта реального времени. В случае боевых действий по этим целям можно наносить высокоточные удары.

Проектирование «Лианы» было начато в России еще в 1993 году, но разработки отставали от графика, порой не только из-за финансовых проблем. В 1996 году от разработчиков потребовали «подогнать» новые спутники под российский ракетоноситель «Союз», отказавшись от изначально запланированной украинской ракеты «Зенит».

В 2002 году пришлось унифицировать сами аппараты с отечественными спутниками фоторазведки, производимыми в Самаре «Кобальт-Ресурс». И лишь с запуском первого «Лотоса» («Космос-2455») российские специалисты Роскосмоса и Минобороны получили возможность начать испытания новой орбитальной системы.

«Так называемый "украинский след" в производстве разведывательной космической системы "Легенда" отразился и на ускоренных испытаниях и запуске в производство отечественных спутников, – рассказывает отставной полковник ГРУ Владимир Попов. – Естественно, что контролем за действующими объектами и их управлением занимались и занимаются наши специалисты в Краснознаменске (Центр испытаний и управления космическими средствами – ГИЦИУ КС им. Германа Титова). Но, как и любая техника, спутники разведки требуют постоянной доработки, совершенствования.

В силу ряда причин, доверять производство такой специфической аппаратуры кому-либо другому мы уже не могли. Впрочем, еще до введения всяких там санкций и появления термина "импортозамещение", отечественная космическая промышленность освоила собственные разработки, превосходящие своих предшественников в разы. Собственно, и программу "Лиана" удалось ввести в строй именно из-за готовности производителей наладить ее выпуск».

Спутник «Лотос-С» был создан Центральным научно-исследовательским радиотехническим институтом (Москва), машиностроительным заводом «Арсенал» (Санкт-Петербург) и ракетно-космическим центром «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) в рамках проекта системы радиотехнической разведки нового поколения. «Пион-НКС» –  тоже исключительно российского происхождения.

«После вывода из эксплуатации "Легенды" у Минобороны возникла большая потребность в средствах наблюдения и целеуказаниях. Сейчас "Лиана" сможет ее удовлетворить, –  считает обозреватель профильного издания "Новости космонавтики" Игорь Лисов. – "Легенда" создавалась для узкой задачи –   слежения за американскими боевыми кораблями, в частности авианосцами. Ее радары могли обнаруживать объекты длиной в несколько десятков метров. "Лиана" же решает более широкий круг задач и может обнаруживать малоразмерные цели».

Изначально «Лиана» создавалась как система морской космической разведки для выявления и обнаружения авианосных эскадренных группировок и отдельных кораблей. Впрочем, эту функцию она выполняет и сейчас. Но «не забывает» и про сухопутную составляющую –  технические возможности позволяют одинаково эффективно работать как по водной поверхности, так и по сухопутной. И засекать все летающие объекты –  самолеты и ракеты, в том числе баллистические, над всей поверхностью земли.

Если сравнивать ее с предшественницей, устаревшей системой «Легенда-Целина», то точность «Лианы» выросла более чем в 100 раз –  до трех метров. Новая система на порядок увеличила возможности Вооруженных Сил России по обнаружению и поражению объектов противника.

Развитие этой программы в Военно-космических силах будет продолжаться ближайшее время –  к 2018 году предполагается полностью завершить создание системы «Лиана». Вероятнее всего, –  за счет увеличения спутниковой группировки. По крайней мере, сейчас машиностроительный завод «Арсенал» приступил к серийному производству спутников новой системы. Общая численность, по понятным причинам, не разглашается.

Вполне возможно, что вывод новых спутников системы «Лиана» состоится уже в первом полугодии 2016 года. «Ангара» будет использоваться не только для экономических, но и для оборонительных целей, например, для разведки и связи.

Можно с большой долей уверенности говорить, что программа развития Россией космоса, в том числе и военного, возвращается на традиционно высокий уровень, заложенный еще в 70-х годах прошлого века. На смену спутникам оптической и радиотехнической разведки третьего поколения, как например «Персона» (предназначенных для получения снимков высокого разрешения и оперативной их передачи на Землю по радиоканалу), пришла более совершенная система «Лиана».

Кроме того, в разработке находятся уже спутники пятого поколения, способные, образно говоря, не просто заглянуть за горизонт, но и «покопаться»  в святая святых любого генерального штаба –  в картах и электронных документах с самым высоким грифом секретности.

Автор: Виктор Сокирко