Лента новостей

22:52
Во Львове директор военного предприятия содержал сеть борделей
22:51
Энергетическая революция: ОДК испытывает мощнейший газотурбинный двигатель
22:48
Депутата Вилкула мог «заказать» Борис Филатов: Кто ещё готовит покушение?
22:44
Русофобия на Украине набирает обороты
22:43
Фальшфлаг в Манчестере? Власти отреагировали на теракт неделей раньше
22:29
Пентагон озвучил свои планы на Донбасс
22:28
СУГС-патриоты мечтают о латинизации Украины
22:27
Отныне права человека – главный приоритет в работе украинских силовиков
22:26
Готова ли Венгрия к войне с Украиной?
22:23
Россия переманивает важного союзника США
22:22
«Цена барреля может достичь $100 и даже выше»
22:21
Ударные вертолеты Ми-35 ВКС РФ наносят град ударов по боевикам США
22:20
Щелбаны для Порошенко от Медведева и Меркель
22:16
Stratfor заявила о подготовке США удара по КНДР
22:15
Вертолеты Ка-52 получат космическую систему наведения вооружения
18:19
Slate.fr: Чего хочет Путин?
17:27
Эрдоган отомстил Кремлю за помидоры
16:12
Сражение за Сирию: армия Асада «крошит» ИГИЛовцев в Хомсе
16:10
Теракт в Манчестере: Опубликовано фото смертника, совершившего взрыв на стадионе
16:09
Северный поток-2: появились новые подробности о договоре с ЕС
16:08
Зрада замедленного действия
16:08
Колбаса вместо кружевных трусов: открытие границ позволит майдаунам развивать пищевой туризм
16:06
Михаил Мищищин: «Регионалы подвигали Галичину работать не на Польшу, а на Украину. За это галичане снесли Януковича»
16:05
Бандерлоги угрожают Крыму, российские власти молчат. В Бахчисарае избит человек с Георгиевской лентой
16:02
Истребительная авиация получит уникальную РЛС «Каста-2»
15:20
Шойгу объявил об установлении причины катастрофы Ту-154 Минобороны
15:18
Французским школьникам предложили учить арабский язык
15:18
Германия потратила 20 млрд евро на беженцев в 2016 году
15:17
Эта пугливая Америка
15:16
Эдуард Лимонов: Даже гений может украсть, охотно представляю
15:13
Как превратить Т-72 в Т-90, или «тюнинг» по-белорусски
15:12
«Зеленые береты» США будут учить материться по-русски
15:11
Оружейный вояж Трампа: что именно закупят саудиты у США на $110 млрд
15:10
Пентагон оставляет в строю символ холодной войны
15:09
Армия на бумаге: Украинского солдата на самом деле жалко
11:45
Зачем Россия портит жизнь процветающей Европе
11:41
Украина, отменив законы СССР, превращается в фантом
11:38
Die Welt: ЕС не дают покоя бюджетные излишки ФРГ
11:34
Кремль приказал выбросить 700 млрд на Луну
11:31
Aftenposten: Морпехи США испугалась норвежской погоды
10:10
Американский Patriot выдвигается в Прибалтику
10:09
The Paper: Его величество Путин
09:51
Вежливый ответ русского мужика: «Я устал от обвинений в адрес России»
09:45
Танки халифата: от «Мастерской» до «Фермы»
09:37
В Киеве нашелся смелый провайдер, который по-итальянски «забил болт» на указ о запрете соцсетей
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Транзитный фактор и политика: мимо Украины, мимо Балтии

Транзитный фактор и политика: мимо Украины, мимо Балтии


Экономико-географические условия остаются среди важнейших в плане влияния на внешнеэкономические связи всех стран, в том числе России. Что, соответственно, сказывается и на маршрутах российских экспортно-импортных товаропотоков.

 

До 20% объема российского нефтеэкспорта (включая экспорт нефтепродуктов) осуществляется транзитом через Украину. Точнее, через украинские нефтепроводы, морские и речные порты. По трансукраинским маршрутам из РФ на экспорт направляется до 20% совокупного объема экспорта угля и металлургических грузов, около 25% – грузов лесной отрасли, не меньше 15% – грузов химпрома. За 2014 – июль 2015 года общий объем транзита этих российских грузов, по данным перевозочной статистики, возрос более чем на 10%. Прежде всего увеличился транзит рудных и металлургических грузов.


Потому что коммуникации через Украину, в том числе нефтепроводные, обеспечивают наименьшее расстояние между РФ и многими дальнезарубежными странами. Вдобавок многие перевалочные мощности в советский и даже в досоветский период создавались в украинских портах и на приграничных железнодорожных станциях. Причем эти мощности расширялись и после распада СССР.


Хотя в последние годы аналогичные мощности создаются в западном и азовско-черноморском приграничье в РФ, прямой выход грузопотоков к границам большинства государств европейского зарубежья (как и в обратном направлении, т. е. в РФ) возможен через страны ближнего зарубежья, в том числе через Украину.


К примеру, основная трасса и многих ответвлений нефтепровода «Дружба», нацеленного на поставки российской нефти в восточно- и центральноевропейские страны, проходит по украинской территории. Также транзит через Украину предусмотрен во многих нефтеэкспортных и других экспортных контрактах российских компаний.


Так, по данным ГВЦ РЖД, в первом полугодии 2015 года железнодорожные перевозки российских нефтяных грузов, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, увеличились на балтийском, черноморском и дунайском направлениях. При этом более чем втрое возросли перевозки через Белоруссию в направлении литовского порта Клайпеда: с 60,8 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. Одновременно  примерно втрое увеличились экспортные железнодорожные перевозки российских нефти и нефтепродуктов в направлении на Рени – дунайский порт Украины. То есть эти перевозки возросли с 4,6 тыс. тонн почти до 15 тыс. тонн. В целом та же тенденция пока сохраняется.


Виктор Евпаков, исполнительный директор НО «Союзгрузпромтранс» (РФ), пояснил автору, что в плане нефтеперевозок из РФ на дунайские порты Украины речь может идти о смешанных, то есть железнодорожно-водных перевозках, связанных с ростом спроса на российские нефтяные грузы, особенно на нефть и мазут, в Венгрии, Сербии, ряде других придунайских стран. Эта тенденция обусловлена ещё и наличием крупных нефтеперевалочных мощностей в Ренийском портовом районе. 


В районе порта Рени со второй половины 1970-х – начала 1980-х расположены: комплекс по перегрузке каменноугольной смолы и других вязких грузов нефтекоксохимии мощностью в 300 тыс. тонн в год; комплекс по хранению и перевалке сжиженных углеводородных газов той же мощности, а также комплекс по фасовке и перевалке гранулированных химудобрений с годовой мощностью в 120 тыс. тонн. Эти терминалы созданы для экспортной перевалки нефтяных грузов и грузов химпрома, поступающих в основном с российской территории.


О важной роли транзитных артерий для российского топливного экспорта говорит и тот факт, что в середине декабря 2014 года был учрежден объединенный пул нефтепроводных и нефтепродуктопроводных компаний РФ, Белоруссии и ряда стран Восточной Европы. Точнее, речь идет об Ассоциации нефтетранспортных компаний Европы, в составе которой «Гомельтранснефть Дружба» (Белоруссия), АК «Транснефть» (РФ), «Транспетрол» (Словакия), МОЛ (Венгрия) и МЕРО ЧР (Чехия). По имеющимся данным, ожидается подключение к этой структуре (в т. ч. в статусе ассоциированных участников) профильных компаний Украины, Казахстана, Литвы, Польши.


Венгерский эксперт Дьюла Милош считает, что «географические факторы существуют вне политической конъюнктуры. Поэтому сохранится роль артерий через Украину в качестве крупнейшего перевалочного плацдарма для большинства стран Восточной Европы и бывшего СССР. Особенно в части перевозок нефтяных, металлургических, лесных грузов из экс-СССР».


В этой связи примечательно, что, независимо от политического климата, советский внешнеторговый транзит сохранялся и увеличивался через ряд стран, проблемных для СССР  в политическом плане. Скажем, в 1967 году были по политическим причинам прерваны советские поставки во Вьетнам, Лаос и КНДР через КНР. Но, во-первых, более выгодных транзитных маршрутов не было, а во-вторых, обоюдные выгоды СССР и КНР от транзита по этим направлениям привели к тому, что обе стороны восстановили те же перевозки с 1970-го. И в последующее десятилетие общий объем означенных перевозок возрос более чем вдвое. Кстати, КНР хотя и сократила, но не прерывала в тот период свой внешнеторговый транзит ни по Транссибу, ни по Турксибу (т. е. через Казахстан), ни через Монголию. По тем же причинам. Причем все эти транзитные перевозки с советской стороны курировались на высоком уровне: премьер-министромА.Н. Косыгиным (Косыгин в сентябре 1969 года в Пекинском аэропорту договорился с китайским премьером Чжоу Эньлаем о возобновлении советского транзита в КНР и в упомянутые страны Индокитая) и министром путей сообщения СССР Б.П. Бещевым.


Аналогичный прецедент был и раньше – в конце 1940-х – начале 1950-х, в период обострения советско-югославских политических отношений. Понимая значимость трансъюгославских артерий, в том числе портов, для развития торговых связей СССР с Италией, Албанией, Австрией, Швейцарией и со многими ближневосточными странами, Совмин СССР в марте 1949 года в закрытом постановлении «О мерах по временному ограничению экономических отношений с Югославией» отметил «...Транзитные перевозки экспортных и импортных грузов СССР через ФНР Югославию необходимо продолжать и не сокращать». То же советской стороной было рекомендовано другим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденного в январе 1949-го в Москве.


В апреле 1949 года исполком СЭВ принял такое решение в части транзитных перевозок через ФНРЮ: «...Использование странами – участниками Совета услуг в отношении транзита через Югославию считать целесообразным».  Причем и Югославия в тот период не сокращала свой внешнеторговый транзит через СССР и через подконтрольные Москве Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию (страны – участники СЭВ)...


Кстати, рекомендации (2014 г.) ООНовской Канцелярии Высокого представителя по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам» (КВПНРМ) включают беспрепятственное обеспечение их внешнеторгового транзита через «приморские» государства. Причем последние не имеют права создавать, путем завышенных тарифов трудности для такого транзита.


Россия, понятное дело, не входит в группу «неприморских» стран. Но в сравнении с другими странами теперь уже бывшего СССР у РФ приморская береговая линия сократилась после 1991 года минимум на 15%. Уже это обстоятельство способствует большему влиянию транзитного фактора на внешнеэкономические возможности России. Чем, соответственно, «пользуются» на Украине (как и, например, в странах Балтии), нередко завышая транзитные расценки. И прежде всего на транзит нефти, нефтепродуктов, природного газа, химикатов, то есть основных экспортных товаров РФ. Очевидно, что в таких действиях политические факторы не могут не присутствовать.


Но, как показывает практика, даже частичный «уход» российских внешнеторговых грузов на железные дороги, порты и/или трубопроводы в РФ ведет к существенным убыткам в транзитных странах. Скажем, страны Балтии за 2011 – первое полугодие 2015 года, по имеющимся оценкам профильных ведомств этих стран, не досчитались в целом не меньше 15% своих госбюджетных доходов ввиду частичной переориентации экспортно-импортных грузов РФ на российскую транспортную сеть. Транзитно-финансовые потери по той же причине имеют место также в Грузии, Финляндии, Польше. Правда, в последние годы те же страны свели к минимуму своего рода транзитно-тарифный прессинг на РФ. Но прежние потери от такой политики едва ли удастся восполнить в полной мере, тем более в связи, повторим, с продолжением частичной переориентацией российских внешнеторговых грузов на российские  же коммуникации.


Впрочем, по финансовым и/или технологическим причинам отнюдь не все внешнеторговые грузы любой страны могут взамен транзита перевозиться по её транспортным артериям. В свою очередь, внешнеторговый транзит остаётся, как показывает давняя мировая практика, фактором комплексного, точнее, экономико-политического присутствия какого-либо государства в транзитной стране.


Поэтому советский внешнеторговый транзит в 1930-х, например, не сокращался через Польшу, Румынию, Финляндию, Иран, страны Балтии. Транзитные экспортно-импортные грузы тех же стран имели преференции в транспортной системе СССР, как и советский внешнеторговый транзит пользовался преференциями в данных странах. Хотя у СССР с означенными государствами в тот период были напряженные политические взаимоотношения.


Иными словами, выгоды здесь по-прежнему обоюдные...

 

Алексей Чичкин






Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх