Лента новостей

19:28
Южная Корея отказалась платить Трампу за размещение THAAD
19:27
Куда течёт «Висла», или Как Польша избавилась от бандеровщины
19:27
В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО
19:26
Украино-польская «дружба» продолжается всё сильней
19:25
Стоимость Rail Baltica растет, но проект всё так же невыгоден
19:25
Евгений Моргунов: небывалая история Бывалого
19:23
Рэкетир Трамп пугает корейцев войной и требует миллиард за защиту
19:22
Санкции от Макрона: Польша ответит за противостояние с Брюсселем?
19:22
Опубликован проект латинского алфавита для украинского языка
19:21
«Село - столице - опохмелиться»: пенсионер вернул Дмитрию Медведеву свою прибавку к пенсии
19:14
Россия выдержала американскую «разведку боем»
19:12
Российский корабль-разведчик превратился в мишень для турецких спецслужб
19:11
Украина готова ввести военное положение и погибнуть
09:26
Порошенко мастерит капкан на Трампа
09:23
«Украина ведет себя с Донбассом, как Гитлер с Ленинградом»
09:21
Судьбу союза России и Китая определят США
09:19
Agora Vox: Взрыв машины ОБСЕ: Киев опять винит во всем Донбасс
09:11
«Дайте нам 5 подлодок и завтра флота в Севастополе не будет»
09:07
Ettelaat: Россия Федерация, Советский Союз, царская Россия
00:00
Этот день в истории - 28 Апреля
23:48
ISIS однажды извинились за случайное нападение на Израиль
23:46
Пауза «великого кормчего»
23:44
Жебривский заявил о территориальных претензиях на Ростовскую область
23:43
Безвиз. Не для всех, и ненадолго
23:39
Тоголезский скотовоз и секреты Родины
23:36
Владимир Путин и Синдзо Абэ подводят итоги переговоров в Москве
23:33
Латвия, вот твоя реальность: в сто лет на пенсию!
23:31
У НАСА закончились скафандры
23:31
Международные резервы России достигли $400 млрд
23:30
Речь Нарышкина: глава СВР о борьбе за умы, Трампе, Сирии, Корее и киберугрозе НАТО
23:29
Россия и Япония договорились о совместном разведении морских ежей
23:27
Карта «Мир» и финансовый суверенитет
23:25
Киев «атакует» Мариуполь. МВД Украины начало спецоперацию в городе
22:57
Проекту тяжелого военного БПЛА «Альтаир» не хватило денег Минобороны
22:56
Затонувший в Босфоре разведкорабль РФ напичкан сверхсекретным оборудованием
19:43
Воевал против УПА? В тюрьму!
19:36
Helsingin Sanomat: Основная ответственность — на России
19:32
Историческая родина: Керчь ждет своих итальянцев
19:30
Украинская пропаганда проигрывает российской
19:27
Гибель «Лимана»: африканский скотовоз пустили на дно русского разведчика
19:21
Slate.fr: Они будут голосовать за Марин Ле Пен
18:33
США исподтишка готовят ядерный удар по России
18:31
Террорист: Снял Кремль, поел в Маке - пора убивать!
18:30
Сколько ты и я заплатим за свет для ЛНР
18:26
На Украине снова заговорили о введении военного положения
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырьВ русскую Арктику возвращаются универсальные ледовые корабли Военно-морского флота. 

Через два года в состав Арктической группировки ВМФ РФ войдет новейшее многофункциональное судно — ледокол обеспечения «Илья Муромец». Всего же в составе Северного и Тихоокеанского флотов будет находиться четыре таких вспомогательных судна: как планируют военные, ледоколы будут строиться отдельной серией. 

Головное судно проекта заложили на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в апреле нынешнего года. Его появление однозначно свидетельствует о том, что планы по усилению военного присутствия России в ее арктических территориальных водах осуществляются не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что подобных вспомогательных судов отечественный военный флот не получал уже почти четыре десятка лет. И вот теперь этот пробел, существенно ограничивавший возможности ВМФ РФ на арктическом театре, ликвидируется. 


Ледокол завтрашнего дня 

Ледоколом «Илья Муромец» называется для простоты. На самом деле это многофункциональное вспомогательное судно высокого ледового класса. Но поскольку основным местом службы для него станет Арктика, на первый план вышла именно способность прокладывать себе и «подопечным» кораблям путь во льдах толщиной до метра. Кроме того, «Илья Муромец» сможет заниматься снабжением береговых и островных баз и аэродромов в арктической зоне; буксировкой судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; тушением пожаров на аварийных объектах; локализацией разливов и сбором нефтепродуктов с поверхности моря; перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением, а также других палубных и трюмных грузов. Одним словом, российский военный флот получит вполне современное многофункциональное судно, которое существенно усилит арктическую группировку. 

«Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — сказал в день закладки «Ильи Муромца» главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность». И это заявление точно отражает предназначение и возможности нового ледокола. 

В отличие от своего былинного тезки, пролежавшего на печи тридцать лет и три года, прежде чем подняться на защиту родной земли, ледокольный «Илья Муромец» встанет на ноги куда быстрее — всего за три с небольшим года. Контракт между Министерством обороны и ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку и постройку нового ледокольного судна для арктической группировки был подписан 21 марта 2014 года. Чуть позже, в апреле нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» заключило с Адмиралтейскими верфями договор на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт. Проект получил собственный номер — 21180, а руководил разработкой главный конструктор КБ Михаил Валерьевич Бахров. 

12 декабря 2014 года головной исполнитель заказа — Адмиралтейские верфи — и КБ «Вымпел» как разработчик проекта ледокола 21180 защитили материалы технического проекта у генерального заказчика — военных. К этому времени на подготовительной площадке верфей уже месяц шла нарезка металла для строительства нового судна. 23 апреля 2015 года состоялась торжественная церемония закладки ледокола «Илья Муромец». Вступить в строй головное судно новой серии должно в конце 2017 года. 


Дальнобойный и вездеходный 

Говоря о том, что новый ледокол будет способен на многое, поскольку станет совершенно новаторским судном, ни военные, ни корабелы не кривят душой. Хотя на первый взгляд его характеристики ничего неожиданного не демонстрируют. Водоизмещение «Ильи Муромца» — 6000 брутто-регистровых тонн; длина — 85 м, наибольшая ширина — 20 м (расчетная — 19,2 м), высота борта — 9,2 м, минимальная осадка — 5,9 м, наибольшая — 6,8 м; полная скорость хода — 15 узлов, экономическая — 11 узлов. По классификации Российского морского регистра судоходства «Илья Муромец» относится к ледовому классу Icebreaker6, то есть способен выполнять ледокольные операции в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м и непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1 м. 

Все это довольно типичные показатели для большинства судов ледового класса, которые и сейчас ходят по Северному морскому пути и обеспечивают российское присутствие в Арктике. Новшества начинаются, когда речь заходит о дальности и об автономности плавания «Ильи Муромца», а также о типе его двигателя. Новый ледокол сможет проводить в плавании до двух месяцев — очень хороший показатель для судна, не имеющего атомной силовой установки. Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км и вдвое — расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км. 

Еще более новаторскими выглядят данные о двигателе «Ильи Муромца». На нем будут установлены четыре дизель-генератора общей мощностью 10 600 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). От них будут питаться два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, установленные в отдельных винто-рулевых колонках. Именно они и делают «Илью Муромца» уникальным судном: вынесенные вовне корпуса электродвигатели с винтами на их валах вращаются на 360 градусов, позволяя судну двигаться в любом направлении! Именно то, что нужно во льдах, когда порой требуется дать не то что передний или задний, а «боковой» ход, и «Илья Муромец» вполне способен это сделать. 

Такие двигатели носят название «тип Азипод» — от английского названия Azipod, которое складывается из слов azimuth (буквально — азимут, полярный угол) и pod (в данном случае — гондола двигателя). Подобные винто-рулевые колонки стоят, например, на скандально знаменитых вертолетоносцах «Мистраль», а также на арктических танкерах проекта Р-70046 («Михаил Ульянов»), строившихся несколько лет назад на Адмиралтейских верфях. Но на ледоколы такие двигатели в России ставятся впервые. Причем на «Илье Муромце» будут установлены винто-рулевые колонки отечественного производства: специально для судов этого проекта их сконструировал и выпускает ЦНИИ СЭТ (Центральный НИИ судовой электротехники и технологии) в Петербурге. 


На что способен «Илья Муромец» 

О том, какие задачи может выполнять то или иное судно, обычно нетрудно судить, если изучить список его дополнительного оборудования и данные о местах для размещения экипажа. И с этой точки зрения изучить спецификацию «Ильи Муромца» очень любопытно. В частности, на борту нового ледокола будут находиться: грузовой кран (длина — 21 м, грузоподъемность — 21 т) и кран-манипулятор (длина — 21 м, грузоподъемность — 2 т), многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, два лафетных водопенных ствола и пожарный насос. И, кроме того, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них: это часть оборудования для сбора разлившейся нефти. К этому нужно прибавить грузоподъемность, равную 500 т, 380 квадратных метров грузовой палубы на юте ледокола и 500 кубометров грузового трюма. Плюс вертолетная площадка на баке, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или более распространенные в военном флоте Ка-27. 

Все это подтверждает слова военных и корабелов о том, что новый ледокол будет весьма «разносторонней личностью» и действительно сможет решать самые разные задачи. Но в спецификации есть еще один любопытный пункт. Где-то он проходит под названием «пассажировместимость», где-то — «дополнительный экипаж», но число везде одно и те же: 50 человек. И это при том, что собственный, постоянный экипаж «Ильи Муромца» — всего 32 человека! Для чего же нужна возможность разместить на борту еще полсотни человек 

И тут может много рассказать история имени ледокола. Дело в том, что он унаследовал его от ледокола «Илья Муромец» проекта 97 («Василий Прончищев»), построенного на тех же Адмиралтейских верфях и служившего на Тихом океане с 1965-го по 1993 год. По этому уникальному проекту было построено в общей сложности 32 судна — крупнейшая серия ледоколов в истории СССР! И самое интересное, что все три десятка ледоколов проекта 97 с самого начала предназначались для военной службы. Среди них нашлось место и восьми ледокольным пограничным сторожевым кораблям, и гидрографическому судну, и единственному в мире научно-исследовательскому ледоколу «Отто Шмидт». 

Так что вполне вероятно, что «дополнительным экипажем» могут оказаться и пограничники, и морские пехотинцы, и сопровождающие военных грузов, и участники военно-научных экспедиций. На то, что ледоколы проекта 21180 могут выполнять не только вспомогательные, но и вполне себе боевые функции, указывает и еще одна их характерная особенность. В отличие от надстроек обычных ледоколов, имеющих вертикальную переднюю стенку, надстройки военных ледоколов-сторожевиков имеют очень узнаваемую наклонную переднюю стенку, напоминающую надстройки современных фрегатов и эсминцев. Точно такую же имеет и «Илья Муромец». А свободного места между вертолетной площадкой и надстройкой вполне хватит, чтобы при необходимости можно было установить там артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306 (последняя — вероятнее всего, так как она изначально предназначена для довооружения вспомогательных мобилизуемых судов). 

И еще на одну возможную роль нового ледокола намекает история его предшественников. Другой ледокол-«богатырь» проекта 97 — «Добрыня Никитич» — во время службы на Северном флоте неоднократно участвовал в обеспечении перехода атомных подводных лодок СФ в Тихий океан. Учитывая программу строительства новых атомных субмарин проектов «Ясень» и «Борей» на заводе в Северодвинске, можно предположить, что их проводкой на Тихоокеанский флот будут заниматься именно ледоколы проекта 21180. Во всяком случае и дальность хода, и автономность, и пассажировместимость, и грузоподъемность, и ледопроходимость вполне им это позволяют. 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх