Лента новостей

09:03
Al Qabas: Эр-Рияд хочет дружить с Москвой
09:01
Лютая зрада: боевой гопак тоже москали придумали
08:57
The Telegraph UK: Почему Севастополь — это душа России
08:51
Правительство Медведева: «косметика» вместо реформ
08:12
Bloomberg: Трамп — ни «тайный агент» России, ни фашист
00:48
Ситуация вокруг КНДР накаляется: АПЛ США вооруженная ракетами зашла в Пусан
00:47
Войска США на Донбассе готовятся с ВСУ убивать иванов
00:46
«ГТС Украины можно готовить к похоронам»
00:44
Украинские судьи отказываются от дела Януковича, опасаясь смены власти
00:43
Что Киев может бросить на подавление непокорного Донбасса
00:42
Расизм в Мариуполе...
00:40
Цугцванг Киева
00:40
У края пропасти: Россия не даст США и Северной Корее начать ядерную войну
00:39
Россия не отдаст НАТО моря, в которых она доминирует
00:17
Пэтро и Шоколадная фабрика
00:16
Путин запустил в Рыбинске производство турбин для кораблей
00:15
С юбилеем, Владислав Александрович!
00:14
В США подтвердили: доклад Белого Дома о химатаке в Сирии – настоящая дешевка!
00:11
Украина закупит уголь у Грузии
00:06
Турция пугает НАТО покупкой С-400
00:05
В РФ испытывают двигатель для самых больших кораблей на воздушной подушке
00:00
Этот день в истории - 26 Апреля
23:58
Молдавия и Приднестровье объединятся по «плану Козака»
23:57
Артиллерия КНДР может уничтожить Сеул десятком залпов. Но не станет
23:57
Украине остается лишь смириться с новыми условиями газового транзита
18:14
Почему запад прощает геноцид?
18:13
Выборы в Украине? Забудьте! Порошенко готов ввести военное положение
18:13
Евреи Киева пришли в ужас от рекламы спектакля, посвященного украинскому охраннику концлагеря
18:12
Украинский диверсант похвастался, как взрывал в Донбассе железную дорогу и линии электропередач
18:11
Откровения Фабьена Вуазена: «Кризис дал мощный импульс развитию России»
18:11
«Петля анаконды» вокруг России сжимается
18:10
Народная любовь: кого на этот раз обвинит Макаревич в своем «провале»
18:07
Хроники отказа Украины от Донбасса
18:06
Нанотехнологии и их применение в современной России обсудят на научной международной конференции в Самаре
18:05
Президентская гонка во Франции: а выбирает кто?
17:57
Яркие кадры: ВКС России сыграли решающую роль в битве за Хаму
14:45
«Свадьбы, похороны, корпоративы»: как «выживают» американские экс-политики
14:44
Внутренняя политика Украины направлена на снижение социальных выплат и увеличение безработицы
14:44
Ради песенного конкурса «Eurovision» Киев избавится от собственных граждан
12:38
Экспорт газа: настоящих буйных мало, но они есть на Украине
12:37
США сокращают финансовую помощь марионеткам
12:36
Назло Газпрому отморозили уши: Латыши лишили себя прибыли в угоду русофобии
12:36
Россия занимает второе место в мире по объему экспорта подсолнечного масла
12:35
Если завтра война, или паровоз на Украину
12:33
В ЛНР восстановили энергоснабжение после «блэкаута» со стороны Украины
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » Т-4: Стотонный бомбардировщик, способный обогнать звук

Т-4: Стотонный бомбардировщик, способный обогнать звук

 

Т-4


Традиционно считается, что истребитель всегда быстрее бомбардировщика. Однако еще в начале 60-х годов прошлого века в нашей стране был создан сверхзвуковой бомбардировщик, способный развивать скорость в 3200 километров в час, которая не снилась не только истребителям, но и существовавшим тогда ракетам!

 

 

100-тонный «бомбер» был способен обогнать звук в 3 раза! Из-за своих расчетных весовых параметров в 102 тонны самолет в секретных документах получил название «Изделие 100» или просто «Сотка».

 

Еще при жизни Т-4 был закрыт для посторонних глаз. И хотя основные работы велись в подмосковном Жуковском, эту воздушную машину мало кто видел – проект был особой секретности, ведь применяемые при его производстве технологии большей частью были, как бы сейчас сказали, инновационными. Сегодня единственный уцелевший экземпляр находится тоже в Подмосковье – в музее ВВС в Монино.

 

Если кто видел в реальности или на фото лайнер Ту-144, сразу обратит внимание на внешнее сходство с бомбардировщиком – по конфигурации и размерам. Да и судьба этих двух самолетов оказалась чем-то схожей – гражданский авиалайнер был снят с производства и эксплуатации после двух авиакатастроф – в 1973 году на авиасалоне во французском Ле Бурже и в 1978 во время испытательного полета, а «Сотка» прошла лишь десять испытательных полетов, после чего опытные образцы были разрезаны и отправлены на переплавку в 1974 году.

 

«Сотка» имела уникальную для бомбардировщиков скорость (правда, расчетные три звука самолет так ни разу и не преодолел). Т-4 был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров.Четыре двигателя обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн.

 

 

Не случайно его сразу окрестили «убийцей авианосцев» - самолеты предполагалось поставлять в дальнюю и морскую авиациюИ дальность была отменной – 14 тысяч километров. Это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.

 

Т-4 появился как ответ на создаваемые в США в начале 60-х годов прошлого века сверхзвуковые стратегические бомбардировщики ХВ-70 «Валькирия» и самолеты-разведчики SR-71. Отечественными разработками аналогов занимались КБ «Туполева», «Яковлева» и «Сухого».

 

При выборе преобладало значение скорости и боевой массы – наиболее высокие летно-технические характеристики предложило конструкторское бюро «Сухого». Предложенный им самолет обладал большей боевой эффективностью и аэродинамическим совершенством.

 

Процесс производства и проектирования «Сотки» занял почтидевять лет (на западные аналоги тратилось 5-7). Но коэффициент новизны у «Сотки» был близок к 100%. При проектировании обычных самолетов эта величина обычно в два раза меньше. Это означает, например, применение в конструкции 50% абсолютно надежных и проверенных деталей, приборов, методов. Для Т-4 были созданы специальные жаропрочные сплавы, неметаллические материалы, особая резина и пр.

 

 

В стране не было ни одного самолета, который содержал бы так много новинок. Объяснялось все необходимостью обеспечения полета с крейсерской скоростью 3000 км/ч и преодоления так называемого теплового барьера с нагревом конструкции планера до 300 градусов. Предполагаемое использование широкого диапазона скоростей требовало тщательной отработки аэродинамической схемы. Поэтому в аэродинамических трубах ЦАГИ исследовали более двадцати различных компоновок самолета и множество вариантов отдельных элементов - крыла, фюзеляжа, мотогондол и их взаимного расположения и сочетания.

 

«Т-4 был выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом тонкогопрофиля с острой передней кромкой, - рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. - Использование для балансировки переднего оперения при малых запасах устойчивости уменьшило потери качества на балансировку, увеличило дальность полета. Малые запасы устойчивости обеспечивались изменением центровки за счет перекачки топлива в полете. Вертикальное оперение обеспечивало минимальную величину запаса путевой устойчивости, а требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивались системой электродистанционного управления. В продольном и боковом каналах управление осуществлялось элевонами».

 

 

Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования. Навигационным - на базе астроинерциальной системы с индикацией на планшете и многофункциональными пультами управления. Прицельным - на базе радиолокатора переднего обзора с большой дальностью обнаружения. Разведывательным - включавшем оптические, инфракрасные, радиотехнические датчики и впервые применявшуюся РЛС бокового обзора.

 

Самолет предполагалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте. Комплексирование и автоматизация управления бортовым оборудованием были столь высоки, что позволили ограничить экипаж самолета летчиком и штурманом-оператором. Для пилотирования самолетом применялась ручка управления истребительного типа.

 

В КБ «Сухого» специально для Т-4 была разработана высокоэффективная ракета «воздух-земля» Х-33 с пороховым двигателем, головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия. Вооружение Т-4 состояло из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 километров. Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.

 

«Если бы "Сотка" была принята на вооружение отечественных ВВС, то хватило бы всего двух полков – на Западе и Востоке страны, – считает эксперт Валентин Дудин.– Это заставило бы потенциального противника произвести огромные затраты на развитие средств и преобразование объектовых систем ПВО. Интегральная бортовая система Т-4 позволяла иметь автономную информацию о целевой обстановке и поражать цели, не заходя в зону ПВО противника».

 

«Может, "Сотка" и не стала бы основным бомбардировщиком дальней и морской авиации, - подтверждает и экс-командующий Дальней авиацией Василий Решетников, - но для нескольких полков небольшая серия ракетоносцев и разведчиков с тройной крейсерской скоростью звука в боевых условиях, там, где не проткнется "Ту-22М", была бы в самый раз».

 

Но трудоемкость изготовления «Сотки» оказалась такой же, как если бы она была сделана не из титана, а из более легкообрабатываемых алюминиевых сплавов. В результате всех новшеств самолет стал стоить столько, сколько стоит равное ему по весу количество золота.

 

 

Похоже, что именно «цена вопроса», которая при полной реализации оценивалась в 1,3 миллиарда советских рублей, стала одним из факторов, которые привели к окончанию блистательного проекта. Не нашлось для постройки нужного количества самолетов и производственных мощностей. А само ОКБ «Сухого» в это время уже активно работало над истребителем Су-27.Сыграл в незавершившейся судьбе Т-4 злую роль и тот факт, что американцы, не завершив испытаний, оставили свой проект «Валькирия» со сверхзвуковым бомбардировщиком.

 

22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ «Сухого» Владимир Ильюшин вместе со штурманом Николаем Алферовым подняли Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 минут. Через год «Сотка» перешла звуковой барьер со скоростью 1280 километров в час на высоте 12 100 метров. А 22 января 1974 года состоялся десятый полет. В нем Т-4 достиг высоты 12 километров и развил скорость до 1360 километров в час. Предполагалось, чтопри следующем испытательном полете, скорость самолета доведут до трех махов – 3 скорости звука. Но к марту все остановилось – проект неожиданно закрыли.

 

Впрочем, деньги, затраченные на изготовление «Сотки» не пропали даром. Применение титаново-стальных конструкций обеспечило дальнейшее развитие отечественной сверхзвуковой авиации и космонавтики («Буран»). Многие технические достижения и идеи, воплощенные в нем, были использованы в конструкциях летательных аппаратов последующих поколений – Су-27, Су-24 и других самолетах.

 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх