Лента новостей

19:05
На митинг Навального во Владивостоке пришло не более 700 человек
19:04
Антиукраинская коалиция ЕС растёт как на дрожжах
19:03
Самые убогие ветераны в истории
19:02
«Свободная и независимая» Латвия превратилась в мировую мусорную свалку
13:16
Двадцать лет спустя: как Яндекс стал не только поисковиком
13:11
Ограничение права вето в СБ ООН поддержали 114 стран, заявил Лихтенштейн
13:00
Выборы в Германии: Русские немцы объединились против Меркель
12:59
Запад паранойя не отпускает: забыли про Белоруссию! Внимание к учениям Китая и России
12:47
Хуторская свадьба. Как Украина воспроизводит клановую модель элит
12:25
О Солженицыне
12:22
The Independent, Великобритания. Россия была целью «фейковых новостей» НАТО
09:43
Позвольте украинцам себя изнасиловать
09:26
США создают сеть, чтобы взорвать Россию
09:26
Подельник Порошенко прибирает к рукам самое успешное предприятие Харькова
09:25
Москва и Пекин готовятся к войне
08:55
«Косяки» Запада
08:52
Звёздный час Порошенко — позор вместо «джавелинов»
08:51
БесогонTV: «Хочет ли Серебренников быть Мейерхольдом?
08:50
Пентагон показал кадры уничтожения сирийского истребителя Су-22
06:55
Велик телом, да мал делом: Навального высмеяли в Новосибирске
22:04
На «Неве» впервые представили Эльбрус-8СВ и ноутбук на Эльбрус-1С+
22:01
Куда уж России до процветающих США...
21:29
Ляскин и Говоров бездействуют - преступник гуляет на свободе
21:14
Хватит вопить об убиенном ЦАРЕ
21:10
«Аллея правителей» - символ преемственности истории
21:07
Ракетные стрельбы с ТАРКР «Петр Великий» Северного флота
21:04
Спуск на воду ледокола «Сибирь» в Санкт-Петербурге
20:58
Ошибка на памятнике Михаилу Калашникову устранена
20:56
Цифровая экономика и массовая безработица
20:43
Стратегические уловки Пентагона: США наращивает свои ядерные вооружения
20:39
Скандал на Украине: Мэр Львова заговорил по-русски и похвалил Путина
20:29
Умерову умерово
20:25
«Пургена им в ср..ку!» Депутаты гонят из столовой ВР «честных журналистов» Майдана
17:10
Из Украины в Польшу сбежало уже 7 миллионов патриотов
17:10
Закрывая тему Калашников vs Schmeisser
17:09
Запорожец за Китаем: Мотор Сич переезжает в Поднебесную
17:08
Трамп назвал передачу конгрессу данных о рекламе в фейсбуке частью фальсификаций о России
17:07
Игорь Лесев: вместо второго срока Трамп готовит Порошенко «вольер для барыг»
17:06
Крепнет атмосфера доверия!
17:05
Европейцы начали бить Украине по рукам
16:47
Татарстан согласился на компромисс в отношениях с Россией
16:46
Терпение кончилось: почему Москва жестко предупредила армию США
16:45
Россия может навсегда отстать от ведущих стран мира
16:45
Американские СМИ назвали головоломкой сентябрьские испытания «Ярса»
13:49
Доктор Комаровский: «Вас ведут на бойню, хотя нет, не ведут — уже привели»
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


» » Первый российский «Стелс»: тайна проекта МФИ 1.44

Первый российский «Стелс»: тайна проекта МФИ 1.44

Первый российский «Стелс»: тайна проекта МФИ 1.44На авиасалоне «МАКС-2015» в подмосковном Жуковском, который откроется 25 августа, широкой публике будет впервые представлен самолет конструкторского бюро «МиГ» — больше известный в кругу специалистов как «Изделие 1.44». Впрочем, правильнее, и, главное, понятнее, этот самолет следует называть МФИ – многофункциональный фронтовой истребитель. По крайней мере, так посоветовал авиаконструктор Ованес Микоян, принимавший самое непосредственное участие в создании этого истребителя пятого поколения, который мог получить название МиГ-35.


История МФИ – и уникальна, и драматична одновременно. Работы над его созданием началась даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом – F-22 «Раптор». Но вот американец уже во всю летает, а российский истребитель первый и, увы, единственный раз поднимался в воздух 29 февраля 2000 года.


Пятнадцать лет назад! Не взлетит он и в этом году – боевую машину, долгие годы считавшуюся суперсекретной, практически никому не показывали, а последние годы она вообще пылилась под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М. Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот, поднимавший МФИ в небо, до сих пор хранит «военную тайну» и практически ничего об этом самолете не рассказывает.


Секретность при первых испытаниях, которые начались еще в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Актюбинском была такой, что все работы замирали при пролете в космосе американских спутников-разведчиков. Вообще потенциальным шпионам могло показаться, что здесь идут работы с истребителем МиГ-29 или Су-27.


Первый публичный показ МФИ состоялся в январе 1999 года – истребитель лишь прокатился по полосе на глазах у многочисленных журналистов. Но не взлетел. Первый полет, который длился 18 минут, состоялся годом спустя – уже без присутствия посторонних глаз. По словам упомянутого Владимира Горбунова, «машина вела себя штатно, чувствуется, что у истребителя большой потенциал».


Впрочем, не смотря на то, что характеристики истребителя держались в секрете, некоторые цифры стали известны. Он мог развивать скорость до 2900 км/ч и при этом держать крейсерскую сверхзвуковую скорость. Высота полета самолета, оснащенного двумя двигателями московского КБ «Люлька-Сатурн», могла достигать 20 километров. По боевым характеристикам МФИ мог противостоять в воздушном бою десяти самолетам противника.


Истребитель считался незаметным – технологии покрытия самолета, поглощающие волны радаров, позволяли ему «маскироваться» в воздухе не хуже, а то и лучше американских «Стэлсов». Да и разница в цене по сравнению с тем же F-22 у МФИ было гораздо меньше – 70 миллионов долларов против более чем 100 у конкурента. Тогда же шла речь, что наш истребитель уже через пару месяцев начнет полноценные полеты.


Работы по созданию МФИ начались еще в конце 70-х годов прошлого века. Перед конструкторами МиГа стояла задача создать принципиально новый истребитель – многофункциональный, способный работать по наземным и воздушным целям, сверхманевренный, малозаметный во всех спектрах – визуальном, радиолокационном, тепловом и электромагнитном. Истребитель должен был обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, позволяющую осуществлять энергичную манеру воздушного боя, навязывание инициативы противнику и быстрое реагирование на меняющуюся тактическую обстановку. Естественно, что это был своеобразный ответ на начавшиеся разработки американских конструкторов. Наш истребитель должен был стать лучшим.


«Заложенные в новый истребитель технологии действительно должны были превзойти американские, — говорит авиаконструктор Ованес Микоян. – При его проектировании была заложена формула «трех С» — сверхзвуковая скорость, сверхманевренность, скрытость».


Эскизный проект МФИ был вскоре представлен командованию ВВС и успешно прошел экзамен перед госкомиссией. Впрочем, испытания проходили не всегда гладко. На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения внедрялись и при сборке опытного экземпляра самолета на заводе. К 1994 году проект претерпел шесть существенных изменений, четыре из которых были опробованы уже на летающей модели.


Первоначально планировалось поставить на истребителе двигатели с плоскими соплами – снижающими радиолокационную заметность. Однако такая конструкция оказалась труднореализуемой – прогорали стенки сопла при распределении температур. Зато конструкторы-двигателисты, разрабатывая новый двигатель, сумели осуществить управление вектора тяги самолета за счет регулируемых круглых сопел – маневренность МФИ возросла многократно.


Изрядно поработали конструкторы и с крыльями – они стали с прямой передней кромкой без наплыва и сильно отличались от истребителей предыдущего поколения. Это улучшило аэродинамические качества истребителя – «умное» крыло само приспосабливалось к режиму полета.


Трансформации подверглось и размещение вооружения – если смотреть на фото МФИ, то на нем нет привычных подвесок для бомб и ракет. Все оружие спрятано внутри корпуса тяжелого истребителя. Прорабатывался даже вариант грузового отсека в верхней части фюзеляжа, образно говоря, на крыше самолета, что могло облегчить пуск ракет по высоколетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Но из-за достаточно большого веса ракет от идеи пришлось отказаться – потребовались бы специальные краны при перезарядке на аэродроме. В итоге отсек вооружения разместили в привычной нижней части фюзеляжа, но в закрытом корпусе.


Должен был получить МФИ и РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой – намного эффективнее обычных РЛС с поворотным зеркалом антенны. Новинкой была и антенна «заднего вида», позволяющая обнаружить цели в задней полусфере и дать целеуказание ракетам, в том числе и с обратным стартом – запускаемыми в противоположную сторону от курса истребителя.


Новые разработки, применяемые при создании МФИ можно перечислять долго – их наберется ни на одну докторскую диссертацию. Самолет и впрямь обещал стать истребителем пятого поколения, равных которому нет в мире. Но так и не стал.


«Он хорошо летал, отменно показывал себя в полете, у этого истребителя должно было быть прекрасное будущее. Тем более, что самолет уже ждали в войсках, — рассказывает авиаконструктор Ованес Микоян. – Однако финансирование свернули – времена для ВПК в начале 90-х были не лучшими. Уходили ведущие специалисты, деньги растворялись непонятно где. МФИ по сути были вынуждены законсервировать. А потом предпочтение отдали другому истребителю — Т-50».


Тем не менее, не смотря на небольшой пессимизм в рассуждениях, авиаконструктор считает, что работы по созданию МФИ не пропали даром. Те наработки, а порой и настоящие открытия и изобретения, уже используются в отечественном авиастроении.


«Сейчас предпочтение отдается глубокой модернизации существующих истребителей, что обусловлено финансовой составляющей, — говорит Микоян. – Но я убежден, что России в ближайшее время будет нужен такой многофункциональный истребитель. Перспективы есть, осталось дело за заказами от ВВС».





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх