Лента новостей

17:11
Интересный поворот в отношениях России и Ирака
16:35
Президент Монголии дал олигархам 49 суток, чтобы вернуть деньги с офшорных счетов
16:34
ВЦИОМ: большинство слышавших о «Свидетелях Иеговы» россиян поддерживают их запрет
16:16
Путь к банкротству Westinghouse
15:16
Никакой «миротворческой миссии ООН», заявляют в ДНР
15:15
Побывав в Москве и Питере, экс-волонтер «Правого сектора» заявила, что на Украине лгут о России
15:13
Харьков: Уровень Ж
15:12
Украинская группировка разоряет сёла Донбасса
15:11
Скандал в Госдепе: Тиллерсон разочарован в политике США и хочет уйти
15:09
ЕСПЧ обязал Россию выплатить одному из убийц Немцова шесть тысяч евро
15:06
Психология, friendly fire и самые страшные санкции
14:11
Rollingstone: «Рашагейт» глазами русских
13:59
Кремль и «лающая мышь» против ИГИЛ
13:52
Handelsblatt: Последствия крымского кризиса
12:31
Распродажа Родины: Украина «сливает» секреты Российской армии
12:24
Стиратели
12:22
Эти странные русские
12:20
Ренат Кузьмин: когда мы все вернемся, киевский режим рухнет
12:16
Если Курт оказался вдруг...
12:07
Украинский генштаб в трех российских дивизиях заблудился
12:07
Американский сенат шокирован наглым посягательством Украины на суверенитет США
12:05
«Нормандцы» требуют от Порошенко подчинить Раду и выполнить Минск-2
12:04
«Курортная Херсонщина»: бандиты на границе, аллергичная мусорка на побережье
11:59
Героиновая игла Westinghouse держит Киев за глотку
11:51
Параноики из Госдепа
11:49
Военный эксперт: покупка Турцией С-400 будет означать, что США проиграли РФ
11:48
Эдуард Лимонов: Депутатша Поклонская лучше бы чем-нибудь полезным занялась
11:44
Новые американские санкции: целились в Россию, а попали в ЕС
11:43
Постмодерн – смешные мальчишки-лгунишки
11:40
Порошенко грозит России санкциями
11:38
Рабство 21-ого века: на Западе приступили к массовому чипированию населения
09:10
Defence24: «Запад-2017» — «троянский конь» для НАТО
09:06
Рука Кремля душит сланцевую революцию в США
09:04
Миротворцы ООН вместо Малороссии
08:51
Экономический бум обещают всему миру, но не России
08:49
Украина и Белоруссия — дружба или прагматический расчет?
08:46
Российский спецназ действует из Египта
08:43
В Америке не дадут Трампу дружить с Кремлем
08:36
Этот день в истории - 25 Июля
18:30
Почему Захарченко решил создать Малороссию?
18:27
Битва за Дейр эз-Зор: Асаду необходим контроль над нефтью в Сирии
18:25
Украина считает Мариуполь русским городом
18:25
Российский режиссер в прямом эфире обьявил генералов Вермахта «оппозицией Гитлеру»
18:16
Самые эффектные моменты лётной программы авиасалона МАКС-2017
18:15
МАКС-2017 закончился подписанием контрактов на 400 млрд рублей
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
» » Понять и простить: Узбекистан сближается с Россией

Понять и простить: Узбекистан сближается с Россией

Противоречие между Узбекистаном и Россией, возникшее более двадцати лет назад, наконец, разрешилось. РФ простила очередной стране крупный кредит. Однако на бюджете страны «жест доброй воли» никак не отразится. Почему Россия пошла навстречу Узбекистану и что из этого выйдет?


В связи с распадом СССР между не так давно родственными РСФСР и Узбекской ССР возникли разногласия финансового характера. Узбекистану были предоставлены технические кредиты в 1992-1993 годах, когда страна вышла из рублевой зоны и получала российские товары и технику в рассрочку.


В 1998 году узбекская сторона перестала погашать задолженность и заявила «об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинула встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР».


По состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность Узбекистана составила $899,3 млн, из которых $500,6 млн – основной долг, а $388,7 млн – процент по нему. Однако с заявленной суммой должник оказался не согласен: правительство Узбекистана признало только $43,1 млн по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 года. Кроме того, правительством республики были выдвинуты встречные финансовые претензии (в том числе по Алмазному фонду бывшего СССР, на который также претендовала в 2014 году Украина, стоимость которого оценивается в $1-2 млрд).


10 декабря 2014 года был подписан документ, согласно которому были урегулированы все имеющиеся между Россией и Узбекистаном взаимные финансовые требования и обязательства, что возникли по операциям бывшего СССР в связи с его распадом, а также по кредитам, которые были предоставлены Узбекистану в 1992-1993 годах.


23 июля 2015 года правительство РФ внесло на ратификацию соглашение, предполагающее взаимный отказ от всех требований и обязательств от 10.12.2014. Согласно данному соглашению:


1. Российская и узбекская стороны отказываются от всех претензий, которые возникли по операциям распавшегося Советского Союза, а также по кредитам 1992-1993 годов;


2. Узбекистан должен будет выплатить лишь $25 млн в течение 30 дней после вступления документа в силу единовременным платежом;


3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа задолженность будет объявлена просроченной, а штрафные проценты будут начисляться на сумму задолженности по ставке Libor +3% годовых;


4. Российская и узбекская стороны будут самостоятельно разрешать претензии своих физических и юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по операциям, которые могут быть урегулированы Соглашением.


Официальный Ташкент признал обстоятельства по всем ранее полученным кредитам и отказался от финансовых претензий в отношении Алмазного фонда бывшего СССР. Россия же согласилась на списание 95% суммы основного долга Узбекистана. Для обеих стран подписание соглашения «явилось сложным компромиссом», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.


«Мы долго на этот счет вели переговоры и даже спорили: у Узбекистана была своя позиция, у России — своя. Но мы, как и подобает добрым друзьям и хорошим партнерам, нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевернута», – высказался на этот счет Владимир Путин.


Несомненно, шаг со стороны российского правительства может быть негативно воспринят в кругу критиков власти, ведь сумма, которую Россия готова простить Узбекистану, немаленькая.


«Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике. Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.


С учетом того, что в Российской Федерации практика списания долгов имеет место, некоторые эксперты восприняли решение в отношении Узбекистана довольно жестко:


«Списывают долг, чтобы появилась возможность снова дать Узбекистану взаймы, – объясняет феномен Андрей Черепанов, руководитель Проекта национального развития, в прошлом директор департамента внешнего долга Минфина. – Но долги дают ведь не деньгами. А прежде всего оружием. То есть, оборонные заводы в России получают новые заказы. Потом, когда долг вырастает, его снова списывают. Это хорошо для определенных предприятий, но нехорошо для бюджета, у которого лишних денег вообще-то нет (многие эксперты заявляют о том, что в стране и так не хватает денег. – Прим. автора)».


У России был опыт списания долга Кубе в размере $31,7 млрд, Монголии – $11,1 млрд, КНДР – $10 млрд и многим другим, когда российское правительство также подверглось критике и встретило непонимание в глазах экспертов-аналитиков.


«Проще списать, чем обслуживать такие долги, – резюмирует Михаил Хромов из института им. Гайдара. — Но последний списанный долг Узбекистана — не советский, новый, и вряд ли этот сосед так уж безнадежен, как Куба».


В отношении с Кубой законопроект о ратификации межправительственных соглашений с кубинским правительством встретил недовольства со стороны депутата Антона Ищенко (ЛДПР):


«Когда речь заходит о списании задолженности даже братским странам, почему-то мы всегда забываем о своих собственных гражданах. Почему не был поставлен правительством вопрос, например, о предоставлении бесплатных путевок всем гражданам страны на Кубу? Почему не прорабатывался этот вопрос?»


Несомненно, деньги стране не помешали бы, ведь есть те сферы, которые требуют вложений. Так, например, извечная проблема с российскими дорогами, на решение которой ежегодно тратятся огромные деньги. Недавно Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому на строительство и реконструкцию автомобильных дорог выделяется 4,5 млрд рублей. И ведь это лишь на год, после чего потребуются еще вложения…

Это лишь толика того, что можно было бы сделать на $900 млн! Но если бы да кабы, как говорится… Нужно жить реальностью, которая не так уж и плоха без этих денег.


Подписание соглашения между Россией и Узбекистаном может стать своего рода рычагом в развитии отношений между двумя государствами, что в будущем способно принести плоды обеим сторонам.


В декабре прошлого года президент России Владимир Путин посетил Узбекистан. По итогам переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым было подписано сотрудничество на ближайшие четыре года.


«Россия уверенно занимает первое место среди торгово-экономических партнеров, мы стараемся эту планку высокую сохранить. А Узбекистан, разумеется, является одним из приоритетных партнеров в регионе. Это само собой разумеется. Имею в виду, что Узбекистан — крупнейшая страна региона, и не для вас, и не для нас не безразлично, как складывается ситуация в регионе в целом», – говорит Путин.


«Лукойл» вместе с узбекскими партнерами осваивает группу газоконденсатных месторождений в Бухарской области (данный проект рассчитан до 2039 года). Предполагается, что данное сотрудничество привлечет до $5 млрд инвестиций. Кроме того, будет построен крупный газоперерабатывающий комплекс мощностью 8 млрд кубических метров в год.


Наращивает свою активность «Газпром». За последние годы концерн инвестировал в геологоразведку в стране 390 миллионов долларов, что уже дало реальные результаты, открыты месторождения, запасы газа — 6,4 млрд кубических метров.


Отмечаются сдвиги в торговле оружием, что было невозможно до подписания соглашения. В настоящее время российское законодательство запрещает открывать новые кредитные линии странам, с которыми у РФ есть неурегулированные финансовые отношения. Однако теперь, после подписания соглашения, российская сторона сможет продавать свое вооружение Узбекистану.


«Государственная гарантийная поддержка экспорта в указанные страны осуществляется при условии решения вопросов неурегулированных долговых обязательств (требований) в сфере кредитно-финансовых отношений с Российской Федерацией», — выдержка из Приказа Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 25 сентября 2014 г. N 103н г. Москва.


Товарооборот между Россией и Узбекистаном довольно неплохой. В 2014 году он составил сумму в $4 млрд.


«Основа нашего товарооборота – это машиностроение, продукцию которого Россия закупает у Узбекистана, – отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. – Половина продукции, которую выпускает автомобильный завод GM Uzbekistan в Ферганской долине, отправляется в Россию. В этом смысле торговые позиции у нас неплохие, и есть возможности для расширения товарооборота».


Удастся также решить имеющийся между странами газовый вопрос, а именно урегулировать поставки в Киргизию. В 2014 году Узбекистан прекратил поставки газа после покупки «Газпромом» «Кыргызгаза», так как в договоре «УзТрансГаза» было прописано, что в случае смены владельца «Кыргызгаза» узбекская сторона прекращает выполнять свои обязательства. Что, собственно, и произошло.


Налаживая отношения с Узбекистаном, Владимир Путин усиливает свое влияние в регионе в противовес НАТО в преддверии президентских выборов в 2018 году. Конечно, пока что нет точного прогноза по поводу участия Владимира Путина, однако, судя по опросам, проведенным среди населения России, его хотели бы видеть в числе кандидатов на пост президента.


Пожалуй, одной из основных причин, что послужили подписанию соглашения, является вероятность вступления Узбекистана в ЕАЭС. В последние годы Узбекистан старается не входить ни в какие союзы, однако тремя крупнейшими торговыми партнерами страны являются Россия, Казахстан и Китай, двое из которых входят в ЕЭАС. С Китаем Узбекистан связывают транспортная и трубопроводная структура, поэтому торговать Узбекистану придется на тех условиях, что существуют в ЕАЭС. В перспективе вхождение Узбекистана в ЕАЭС дает расширение российско-китайского проекта «Нового шелкового пути».


Россия и Узбекистан не связаны союзническими отношениями: последний не входит ни в ОДКБ, ни в ТС, ни в какие другие формы интеграции. Но первый шаг на пути к укреплению отношений сделан. И речь идет не об односторонней выгоде…


Узбекистан является одной из знаковых республик для Средней Азии, которая готовится отражать исламистское вторжение. И в интересах же России помогать этому государству.


Россия простила этот долг Узбекистану не просто так. Все просчитано, страна не останется у «разбитого корыта», как этого ожидают некоторые скептически настроенные эксперты. Да и поддерживать добрососедские отношения с государствами необходимо, ведь никто не хочет остаться в изоляции.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


2 комментария

  1. Ефрейтор
    Vanda
    так опять халяву разводим? .. так ни чему не научились?
    0
    1. Генералиссимус
      legioner
      А вы прочитайте материал до конца...
      +2

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх