Лента новостей

22:33
The Washington Post: Кто такой источник D?
22:12
Навальному надо срочно ехать в Киев
22:08
Al Arab: Сирийская оппозиция приветствует «русскую весну»
22:04
НАТО ищет русскоговорящие мишени за 120 евро
22:00
Le Monde: Россия напрасно винит во всем Запад
21:57
Роскосмос остался без 71 двигателя к «Протонам»
21:54
Вашингтону следует забыть о Крыме
18:37
Экс-глава ЦРУ: США должны нанести ядерный удар по Северной Корее до того, как Северная Корея нанесет его по Америке.
18:37
Советы непостороннего. Продолжение
18:32
Россия разрабатывает первую в мире гражданскую атомную подлодку
18:28
Скупой платит дважды: Вместо трех Украине придется отдавать России пять миллиардов
18:27
Президент РФ Владимир Путин выступил на международном форуме, посвященном Арктике
18:26
Вооружение по принуждению. С кем готовится воевать НАТО
18:13
The Times: И снова шок и трепет
18:13
Майдан в России - меньше чем майдан?
18:10
Невровидение
18:06
Первое боевое: «Панцирь-С1» сбил вражеские ракеты на авиабазе Хмеймим
18:04
Le Point: Французская армия зависит от России?
17:56
Шойгу подводит артиллерию для защиты Ростова и Крыма
17:56
Иностранцы отказываются от перевозок по Северному морскому пути
17:51
Русское оружие, лучше всего проявившее себя в Сирии
17:50
Аляску продали за сумму, равную тратам царя на двор за год
17:46
Кремль привел Трампа на грань отставки
17:43
Турция уносит ноги из Сирии на «Щите Евфрата»
17:41
Рокфеллеры затеяли хитрую игру с нефтью
17:11
Handelsblatt: «Северный поток — 2» не нужен?
17:06
«Северный поток-2»: Брюссель ставит Польшу, Украину и прибалтов на место
16:06
The National Interest: Супероружие России, которого нет у Америки
15:52
Пьянка северных народов: кто «принимает на грудь» больше
15:17
Handelsblatt: Газпром нацелился на Европу
15:09
Китай закрыл технологический разрыв с Америкой
14:31
Yle: Крым — головная боль надолго
14:19
Лондон принес Украину в сакральную жертву
12:52
Svenska Dagbladet: 300 лет шведского страха
12:46
2-й Белорусский: Лукашенко держит фронт
12:40
Если полыхнет, русские отправят нам С-300
12:36
Белорусский «цветник»: истоки
12:35
Классические новости США: Трамп и российское влияние
12:34
Александр Проханов. Невзороф. Live - главы из нового романа
12:32
Крымские немцы отреагировали возмущением на призыв МИД Германии
12:31
Молдавия на острие атаки: Додон против НАТО, премьер против президента
12:12
The National Interest: Россия — не агрессор
12:12
Киев бьет по своим
12:11
Одесса. Ад
12:08
Боевые самолеты России через 30 лет: конструктор раскрыл будущее авиации
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » Понять и простить: Узбекистан сближается с Россией

Понять и простить: Узбекистан сближается с Россией

Противоречие между Узбекистаном и Россией, возникшее более двадцати лет назад, наконец, разрешилось. РФ простила очередной стране крупный кредит. Однако на бюджете страны «жест доброй воли» никак не отразится. Почему Россия пошла навстречу Узбекистану и что из этого выйдет?


В связи с распадом СССР между не так давно родственными РСФСР и Узбекской ССР возникли разногласия финансового характера. Узбекистану были предоставлены технические кредиты в 1992-1993 годах, когда страна вышла из рублевой зоны и получала российские товары и технику в рассрочку.


В 1998 году узбекская сторона перестала погашать задолженность и заявила «об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинула встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР».


По состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность Узбекистана составила $899,3 млн, из которых $500,6 млн – основной долг, а $388,7 млн – процент по нему. Однако с заявленной суммой должник оказался не согласен: правительство Узбекистана признало только $43,1 млн по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 года. Кроме того, правительством республики были выдвинуты встречные финансовые претензии (в том числе по Алмазному фонду бывшего СССР, на который также претендовала в 2014 году Украина, стоимость которого оценивается в $1-2 млрд).


10 декабря 2014 года был подписан документ, согласно которому были урегулированы все имеющиеся между Россией и Узбекистаном взаимные финансовые требования и обязательства, что возникли по операциям бывшего СССР в связи с его распадом, а также по кредитам, которые были предоставлены Узбекистану в 1992-1993 годах.


23 июля 2015 года правительство РФ внесло на ратификацию соглашение, предполагающее взаимный отказ от всех требований и обязательств от 10.12.2014. Согласно данному соглашению:


1. Российская и узбекская стороны отказываются от всех претензий, которые возникли по операциям распавшегося Советского Союза, а также по кредитам 1992-1993 годов;


2. Узбекистан должен будет выплатить лишь $25 млн в течение 30 дней после вступления документа в силу единовременным платежом;


3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа задолженность будет объявлена просроченной, а штрафные проценты будут начисляться на сумму задолженности по ставке Libor +3% годовых;


4. Российская и узбекская стороны будут самостоятельно разрешать претензии своих физических и юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по операциям, которые могут быть урегулированы Соглашением.


Официальный Ташкент признал обстоятельства по всем ранее полученным кредитам и отказался от финансовых претензий в отношении Алмазного фонда бывшего СССР. Россия же согласилась на списание 95% суммы основного долга Узбекистана. Для обеих стран подписание соглашения «явилось сложным компромиссом», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.


«Мы долго на этот счет вели переговоры и даже спорили: у Узбекистана была своя позиция, у России — своя. Но мы, как и подобает добрым друзьям и хорошим партнерам, нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевернута», – высказался на этот счет Владимир Путин.


Несомненно, шаг со стороны российского правительства может быть негативно воспринят в кругу критиков власти, ведь сумма, которую Россия готова простить Узбекистану, немаленькая.


«Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике. Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.


С учетом того, что в Российской Федерации практика списания долгов имеет место, некоторые эксперты восприняли решение в отношении Узбекистана довольно жестко:


«Списывают долг, чтобы появилась возможность снова дать Узбекистану взаймы, – объясняет феномен Андрей Черепанов, руководитель Проекта национального развития, в прошлом директор департамента внешнего долга Минфина. – Но долги дают ведь не деньгами. А прежде всего оружием. То есть, оборонные заводы в России получают новые заказы. Потом, когда долг вырастает, его снова списывают. Это хорошо для определенных предприятий, но нехорошо для бюджета, у которого лишних денег вообще-то нет (многие эксперты заявляют о том, что в стране и так не хватает денег. – Прим. автора)».


У России был опыт списания долга Кубе в размере $31,7 млрд, Монголии – $11,1 млрд, КНДР – $10 млрд и многим другим, когда российское правительство также подверглось критике и встретило непонимание в глазах экспертов-аналитиков.


«Проще списать, чем обслуживать такие долги, – резюмирует Михаил Хромов из института им. Гайдара. — Но последний списанный долг Узбекистана — не советский, новый, и вряд ли этот сосед так уж безнадежен, как Куба».


В отношении с Кубой законопроект о ратификации межправительственных соглашений с кубинским правительством встретил недовольства со стороны депутата Антона Ищенко (ЛДПР):


«Когда речь заходит о списании задолженности даже братским странам, почему-то мы всегда забываем о своих собственных гражданах. Почему не был поставлен правительством вопрос, например, о предоставлении бесплатных путевок всем гражданам страны на Кубу? Почему не прорабатывался этот вопрос?»


Несомненно, деньги стране не помешали бы, ведь есть те сферы, которые требуют вложений. Так, например, извечная проблема с российскими дорогами, на решение которой ежегодно тратятся огромные деньги. Недавно Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому на строительство и реконструкцию автомобильных дорог выделяется 4,5 млрд рублей. И ведь это лишь на год, после чего потребуются еще вложения…

Это лишь толика того, что можно было бы сделать на $900 млн! Но если бы да кабы, как говорится… Нужно жить реальностью, которая не так уж и плоха без этих денег.


Подписание соглашения между Россией и Узбекистаном может стать своего рода рычагом в развитии отношений между двумя государствами, что в будущем способно принести плоды обеим сторонам.


В декабре прошлого года президент России Владимир Путин посетил Узбекистан. По итогам переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым было подписано сотрудничество на ближайшие четыре года.


«Россия уверенно занимает первое место среди торгово-экономических партнеров, мы стараемся эту планку высокую сохранить. А Узбекистан, разумеется, является одним из приоритетных партнеров в регионе. Это само собой разумеется. Имею в виду, что Узбекистан — крупнейшая страна региона, и не для вас, и не для нас не безразлично, как складывается ситуация в регионе в целом», – говорит Путин.


«Лукойл» вместе с узбекскими партнерами осваивает группу газоконденсатных месторождений в Бухарской области (данный проект рассчитан до 2039 года). Предполагается, что данное сотрудничество привлечет до $5 млрд инвестиций. Кроме того, будет построен крупный газоперерабатывающий комплекс мощностью 8 млрд кубических метров в год.


Наращивает свою активность «Газпром». За последние годы концерн инвестировал в геологоразведку в стране 390 миллионов долларов, что уже дало реальные результаты, открыты месторождения, запасы газа — 6,4 млрд кубических метров.


Отмечаются сдвиги в торговле оружием, что было невозможно до подписания соглашения. В настоящее время российское законодательство запрещает открывать новые кредитные линии странам, с которыми у РФ есть неурегулированные финансовые отношения. Однако теперь, после подписания соглашения, российская сторона сможет продавать свое вооружение Узбекистану.


«Государственная гарантийная поддержка экспорта в указанные страны осуществляется при условии решения вопросов неурегулированных долговых обязательств (требований) в сфере кредитно-финансовых отношений с Российской Федерацией», — выдержка из Приказа Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 25 сентября 2014 г. N 103н г. Москва.


Товарооборот между Россией и Узбекистаном довольно неплохой. В 2014 году он составил сумму в $4 млрд.


«Основа нашего товарооборота – это машиностроение, продукцию которого Россия закупает у Узбекистана, – отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. – Половина продукции, которую выпускает автомобильный завод GM Uzbekistan в Ферганской долине, отправляется в Россию. В этом смысле торговые позиции у нас неплохие, и есть возможности для расширения товарооборота».


Удастся также решить имеющийся между странами газовый вопрос, а именно урегулировать поставки в Киргизию. В 2014 году Узбекистан прекратил поставки газа после покупки «Газпромом» «Кыргызгаза», так как в договоре «УзТрансГаза» было прописано, что в случае смены владельца «Кыргызгаза» узбекская сторона прекращает выполнять свои обязательства. Что, собственно, и произошло.


Налаживая отношения с Узбекистаном, Владимир Путин усиливает свое влияние в регионе в противовес НАТО в преддверии президентских выборов в 2018 году. Конечно, пока что нет точного прогноза по поводу участия Владимира Путина, однако, судя по опросам, проведенным среди населения России, его хотели бы видеть в числе кандидатов на пост президента.


Пожалуй, одной из основных причин, что послужили подписанию соглашения, является вероятность вступления Узбекистана в ЕАЭС. В последние годы Узбекистан старается не входить ни в какие союзы, однако тремя крупнейшими торговыми партнерами страны являются Россия, Казахстан и Китай, двое из которых входят в ЕЭАС. С Китаем Узбекистан связывают транспортная и трубопроводная структура, поэтому торговать Узбекистану придется на тех условиях, что существуют в ЕАЭС. В перспективе вхождение Узбекистана в ЕАЭС дает расширение российско-китайского проекта «Нового шелкового пути».


Россия и Узбекистан не связаны союзническими отношениями: последний не входит ни в ОДКБ, ни в ТС, ни в какие другие формы интеграции. Но первый шаг на пути к укреплению отношений сделан. И речь идет не об односторонней выгоде…


Узбекистан является одной из знаковых республик для Средней Азии, которая готовится отражать исламистское вторжение. И в интересах же России помогать этому государству.


Россия простила этот долг Узбекистану не просто так. Все просчитано, страна не останется у «разбитого корыта», как этого ожидают некоторые скептически настроенные эксперты. Да и поддерживать добрососедские отношения с государствами необходимо, ведь никто не хочет остаться в изоляции.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


2 комментария

  1. Российская Федерация
    Ефрейтор
    Vanda
    так опять халяву разводим? .. так ни чему не научились?
    0
    1. Российская Федерация
      Генералиссимус
      legioner
      А вы прочитайте материал до конца...
      +2

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх