Лента новостей

09:15
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.04.2024
08:33
В Малайзии на репетиции парада столкнулись два военных вертолета
04:53
Самоубийство Польши: Барская конфедерация и Первый раздел
01:54
«Плана Б» просто нет: почему Конгресс США одобрил новую военную помощь Украине?
00:14
«Великий энергопереход» как очередная уловка Запада
23:59
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 апреля, вечер
21:58
Песков подтвердил желание Кремля договориться по Украине мирным путём
21:23
В Москве суд арестовал мигранта-убийцу с парковки и его подельников. Семье убитого угрожают близкие арестантов
20:14
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 апреля
20:13
Российские войска ликвидировали в Харькове источник зомбирования населения киевским режимом
20:12
The Wall Street Journal: Трамп в деловых беседах называл Украину частью России
20:11
Гуцул: 30−35 тысяч жителей Гагаузии получат карты в «Промсвязьбанке»
19:43
СМИ: Вашингтон согласился вывести войска США из Нигера
19:35
Азаров: киевский режим будет наращивать темпы могилизации украинцев
19:34
Новые мебель и оборудование поставили в 64 дворца культуры ДНР
19:33
США запутывают свои следы в деле о подрыве Северных потоков
19:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 22 апреля
19:26
Противоречивый и запутанный характер политики США в отношении КНР будет усиливаться
19:02
Битва за язык: Украина насаждает насильственное одноязычие
18:55
Французский издатель подал иск в суд на Столтенберга за ложь и провоцирование конфликта на Украине
18:54
Зеленский обвинил Запад в боязни России и призвал Папу Римского помочь материально
18:46
Может написать «Слава России»: на Украине ребенку из Харькова отказались выдавать школьные книги
18:18
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное — найти деньги на его финансирование
18:17
The Economist: население Украины нищает, что выгодно России
18:12
Нанесён удар по объекту инфраструктуры в Харькове (ВИДЕО)
18:08
Политолог Светов: власти ФРГ не понимают опасностей перехода к «зеленой энергетике»
17:33
На Украине пропал координатор подрывов «Северных потоков»
16:58
Мировые военные расходы достигли рекордного уровня
16:36
Бандеровцы уличили команду Епифания в обворовывании украинской армии
16:25
Польский Krab уничтожен «Ланцетом» 238-й бригады (ВИДЕО)
16:23
Новоявленные морские границы с Норвегией в Баренцевом море требуют пересмотра?
16:20
Политолог Елисеева: США начинают игнорировать проблемы Украины
15:52
Немецкие округа отказываются принимать украинских беженцев
15:51
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное - найти деньги на его финансирование
15:44
Грубые, дешевые и смертоносные: российские планирующие бомбы вынуждают Украину сдаться
15:16
Дороги, которые мы заслужили: в Киевской области микроавтобус с людьми провалился под землю
15:15
Не уберегли — Буданов о ликвидации российского летчика-предателя Кузьминова
15:14
Германия сорвала поставки Украине бронемашин MRAP
15:13
МВД России: глава МЧС Чечни ехал по встречной полосе и при задержании оказал сопротивление
15:12
В Луцке власти запретили семьям погибших солдат ВСУ отпевать их в храмах Украинской православной церкви
15:10
Российская армия с трудом поддается так нужным реформам
14:37
Украинские чиновники продолжают «восстанавливать» российские города - теперь Бахмут
14:36
Выкрутились. На Украине убийство полицейского в Винницкой области ВСУшниками связали с РФ
14:29
Действительно ли Путин стремится завоевать Европу?
14:01
Песков: выделенные США средства не изменят ситуацию на фронте и приведут к новым жертвам среди украинцев
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Дух Америки» в погоне за Ту-160

«Дух Америки» в погоне за Ту-160


В области стратегической авиации наше превосходство над США гарантировано на полтора десятилетия

 

B-2 Spirit17 июля 1989 года совершил первый полет американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit (Дух). Этот самолет должен был поднять на недосягаемую высоту третью составляющую ядерной триады США — дальнюю авиацию. Однако мечта Пентагона не осуществилась в силу ряда проблем. Как внутренних, возникших в процессе разработки машины, так и внешних, вызванных появлением у России нового вида оружия.


На В-52 жизнь не остановилась


История создания B-2 Spirit прекрасно иллюстрирует, как много зависит в соотношении сил «вероятных противников» не только от техники и экономики, но и от разведки и политики. В конце 60-х годов, когда полным ходом шла холодная война, в области стратегических бомбардировщиков новейших типов США уступали Советскому Союзу. В СССР начинал эксплуатироватьс я сверхзвуковой Ту-22М, способный нести 24 тонны бомб и ракет. Как обычных, так и с ядерной начинкой. Всего у нас было произведено 260 таких машин. В США же тогда главным дальним бомбардировщиком был дозвуковой «старослужащий» В-52.


Для выправления положения компания Rockwell International в середине 70-х годов запустила в серию B-1B Lancer. Получилась прекрасная по тем временам машина, выигрывавшая у Ту-22М по полезной нагрузке и дальности, но уступавшая по скорости.


Казалось бы, на этом можно было бы на некоторое время успокоиться. Однако в конце 70-х американской разведке стало известно, что фирма Туполева разрабатывает бомбардировщик Ту-160, который должен затмить и Ту-22М, и В-1. причем — по всем параметрам. Тогда США взялись за свой супербомбардиров щик — В-2 Spirit.


Впрочем, «супером» он не стал. Однако его появление в 90-х годах позволило закрыть оголившийся было участок в противостоянии с воздушной ядерной армадой России. Дело в том, что в 1990 году в соответствии с договором о разоружении В-1 В был лишен права нести ядерное оружие. И в роли стратегического ракетоносца у США оставался лишь В-52, относившийся к тому же поколению и классу, что и советский Ту-95.


«Спарринг-партне ра» у нового сверхзвукового ракетоносца Ту-160 не было. И волею судеб в этой роли с середины 90-х годов стал выступать В-2.


Бомбардировщик Ту-160 (Фото: Анатолия Морковкин/ ТАСС)
 
Заложник стелс-технологий

Компания Northrop Grumman работала над созданием прототипа B-2 Spirit десять лет, начав эпохальную разработку в 1979 году. Эпохальной она стала хотя бы потому, что в результате получился самый дорогой в мире самолет стоимостью 2 млрд. долларов. По причине дороговизны американцы сумели выпустить всего таких 20 машин. Одна из них, впрочем, уже утрачена.


Каждому B-2 Spirit присвоено помпезное имя, начинающееся со слова «дух»: «Дух Аризоны», «Дух Индианы», «Дух Техаса», «Дух Калифорнии»… Флагманская машина названа «Духом Америки».


Разработка шла нервно. Поскольку постоянно приходилось оглядываться на то, что же успели сделать русские, и что может помешать американским «духам» выполнять боевые задания. Приоритетным качеством самолета была выбрана минимальная видимость бомбардировщика для РЛС ПВО. Стелс-технологии на разрабатываемом «стратеге» применили на полную катушку.


Точных данных по ЭПР (эффективной площади рассеяния) В-2 нет и быть не может. Но можно не сомневаться, что этот параметр совсем невелик. Порядка 0,01 кв.м. Что для класса тяжелых бомбардировщиков несомненный рекорд.


Самолет аэродинамической схемы «летающее крыло» покрыли эффективными поглощающими покрытиями, продумали и просчитали геометрию для максимальной «обтекаемости» лучами радаров. И начали делать машину, способную прорываться через зону ПВО на большой высоте со сверхзвуковой скоростью.


Но все это оказалось практически бесполезным, когда в процессе проектирования выяснилось, что у русских появилась модификация ЗРК С-300, которая с легкостью и обнаружит В-2 на большой высоте, и собьет его. Тогда концепция изменилась. Прорываться к вражеским объектам стало необходимым на минимальной высоте. И по возможности огибать складки местности. Для 170-тонной махины это крайне непросто. Высоту полета снизили, но лишь метров до 70-и. И максимальная скорость стала околозвуковой.


Конструкторы были буквально загнаны в угол, добиваясь минимально возможной видимости самолета. Ее достигли в ущерб буквально всем другим характеристикам. В-2 проигрывает даже В-1 В по скорости, маневренности, дальности, боевой нагрузке, потолку, тяге двигателей, А крейсерская скорость у него ниже, чем у «старичка» В-52.


Ну а российскому ракетоносцу Ту-160 (именно для «состязания» с ним и был сконструирован американский «невидимка») по основным параметрам он проигрывает в полтора раза. А по некоторым характеристикам — и в два.


Абсолютный чемпион в тяжелом весе


А Ту-160, совершивший первый полет в декабре 1981 года, стал абсолютным чемпионом мира по всем параметрам, характеризующим самолеты дальней бомбардировочной авиации. Этим титулом он владеет и по сей день. Ту-160 является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла. А также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку внутри фюзеляжа (45 тонн).

Правда, наш абсолютный рекордсмен, как уже было сказано, уступает бомбардировщику В-2 Spirit по незаметности. Однако и здесь он не так уж беспомощен: при создании «Белого лебедя», как называют Ту-160, также частично были использованы стелс-технологии . Тут он выступает на равных с В-1В — также самолетом с пониженной видимостью.

Всего в нашей стране выпущено 35 Ту-160 — 27 серийных и 8 прототипов. В настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 16 таких машин.


В середине нулевых годов началась их последовательная модернизация с целью замены авионики на более современную. Также серьезные доработки проводятся на двигателях — повышается их мощность, надежность и межремонтный срок.


К несчастью, к моменту распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украины. Однако вскоре восемь из них в счет оплаты долгов за газ Киев передал России, 10 «стратегов» украинцы распилили в присутствии наблюдателей из США. И лишь один Ту-160 в «незалежной» уцелел и находится сейчас в Полтавском музее дальней авиации. Как напоминание о славных былых временах.


В двух бомбоотсеках Ту-160 может располагаться до 45 тонн различного оружия — крылатые ракеты Х-55 и Х-55М, гиперзвуковые ракеты Х-15 (скорость 5М), свободнопадующие и корректируемые бомбы и мины — как фугасные, так и с термоядерными боеголовками.


Последняя модификация — Ту-160М — оснащается новыми ракетами Х-101 и Х-102 с дальностью полета в 5500 км, боезарядом 400 кт и максимальным отклонением от цели в 10 м. Их ЭПР равна 0,01 кв.м., а полет выполняется на низкой высоте с отслеживанием рельефа местности.


У В-2 также есть «дальнобойная» ракета с такой же ЭПР — AMG-129ACM. Но по характеристикам она уступает российской, имея дальность всего в 3700 км и отклонение от цели от 30 м до 90 м.


Необходимо сказать, что по уязвимости со стороны средств ПВО Ту-160 в более выигрышном положении, чем В-2. И не только потому, что он оснащен мощными средствами радиоэлектронной борьбы. У «Белого лебедя» более длинные «руки» — ракеты класса «воздух-земля». В связи с чем он может работать на большем удалении от ПВО противника.

И еще один момент: американские ЗРК Patriot уступают по боевым возможности нашим С-300. Не говоря уж об С-400.

Что придет на смену «Спириту»?


В заключение необходимо сказать, что Россия в сфере дальней стратегической авиации в техническом отношении будет опережать США как минимум до конца 20-х годов. В США уже давно висит в воздухе программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически программа меняет свое название с «Bomber-2016» (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. Сейчас программа называется уже «Bomber-2022».

Есть и еще один амбиционный проект — «Bomber-2037». Он предполагает создание чего-то совершенно запредельного. Однако дальше разговоров и совсекретных заседаний дело пока не идет.


А ОКБ Туполева приступило к реализации проекта создания перспективного бомбардировщика с использованием стелс-технологии (ПАК ДА), который должен появиться в 2025 году. Даже если сроки сместятся, то до 2037 года у нас уйма времени, чтобы сохранить лидерство в этой сфере.


Так что неизвестно, сколько еще лет, а то и десятилетий Ту-160 будет лучшим из лучших. Причем численность этих машин в дальней авиации будет наращиваться за счет возобновления их производства на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. В следующем году в ВВС должны поступить еще два Ту-160М. Всего же ВВС РФ планирует закупить 50 Ту-160М. Правда, сроки при этом не указываются.


Тем временем


 

Во время посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова (филиал ОАО «Туполев») заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что заключены первые контракты по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.


По словам Борисова, версия Ту-160М2 от базовой модели самолета отличается принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. Как отметил замминистра обороны, эти машины смогут прослужить до 2060-х годов.


В боекомплект Ту-160М2 войдут новые ракеты, а по используемому набору авиационных средств поражения он будет унифицирован с бомбардировщиком, проектируемым сейчас по программе Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

 
 



Опубликовано: Gladiator     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх