Лента новостей

13:12
Убийство Порошенко, полицай-миллионер и другие истории украинских фавел
13:08
Возвращение в август 2014-го
13:06
Толерантность 2.0: или высшая форма безнаказанности радикального ислама
13:02
National Interest рассказал, почему российский флот боеспособнее, чем кажется
12:54
Супружеская пара из Германии побывала в РФ: Мы и мечтать не могли о такой стране
11:34
«Запад-2017»: три дня на организацию обороны и четыре – на отражение агрессии
11:23
Грязная журналистика «Фонтанки»: кто пляшет на могилах погибших в Сирии
09:11
России скоро будет не до Крыма и не до Донбасса
08:58
Страна холопов и батраков празднует День независимости
08:55
Asharq Al-Awsat: Сладкий запах сирийской нефти
08:48
Победу в Сирии России отмечать еще рано
07:59
The National Interest: Почему российский флот боеспособнее, чем кажется
07:56
Истребители ЗВО уничтожили системы ПВО в ходе летно-тактического учения в Астраханской области
07:54
The National Interest: Заменит ли Россия МиГ-31 беспилотным перехватчиком ПАК-ДП?
07:52
На Тихоокеанский флот поступил первый модульный катер
07:44
La Stampa: Россия и США воюют за газ
07:42
Этот день в истории - 24 Августа
20:20
Почему Казахстан переходит на латиницу
20:14
За Серебренникова поручились Киркоров, Малахов, Бондарчук и пр.
20:10
Будущее под прицелом: Как предупреждать теракты нового типа и к чему готовиться завтра?
20:09
Рекс Тиллерсон пошел по пути своего предшественника-русофоба
20:04
В Раде хотят принять закон о «гибридной войне», чтобы закрывать СМИ, которые «очерняют действительность»
20:03
Украинцы на экспорт: британское рабство по европейскому безвизу
19:08
Польша: шизофрения прогрессирует
19:07
Безработицей по всепропальщикам! Рынок труда растет больше полугода
19:04
США продолжают провокации и конфронтации. КНДР моделирует атаку
19:04
Сатановский об Акербатском «котле» в Сирии: Неправильно давать какие-то прогнозы
19:03
Печальные новости, Европа: своих деток мало, а мусульман много?
19:02
The New York Times – рупор «кремлевской пропаганды»
19:02
Миф об украинских миротворцах. О чем говорили Сурков и Волкер
19:01
В Киеве украинцы жгут покрышки, требуя расследовать дело о похищении людей на Майдане
18:59
Гулять – так на последние! Украина нашла уголь на краю земли
18:59
На рубль надвигается «идеальный шторм»
18:58
«Тигры» и ВКС России сжимают котёл, завершая разгром ИГИЛ
18:58
Запад готовит грандиозный удар по России со всех направлений
18:56
Киев вывел на парад независимости Украины весь свой металлолом
18:56
Американцы подсчитали украденные у России триллионы
18:55
«Кузнецов» уходит в отпуск. Каким станет российский авианосец после ремонта
18:54
Советское танковое наследие на Украине близко к исчерпанию
18:10
Уроки сирийской войны
13:45
Окончательно потерялись в «перемогах». Украина прошла точку невозврата
13:44
Тополь-М против Minuteman III: почему наша ракета мощнее
12:50
Ядерное оружие КНДР: Сделано в США
11:38
В Киеве опять оценили Крым: хроники украинского стяжательства
11:37
Режиссёра Кирилла Серебренникова поместили в изолятор временного содержания
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
» » «Дух Америки» в погоне за Ту-160

«Дух Америки» в погоне за Ту-160

В области стратегической авиации наше превосходство над США гарантировано на полтора десятилетия

 

B-2 Spirit17 июля 1989 года совершил первый полет американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit (Дух). Этот самолет должен был поднять на недосягаемую высоту третью составляющую ядерной триады США — дальнюю авиацию. Однако мечта Пентагона не осуществилась в силу ряда проблем. Как внутренних, возникших в процессе разработки машины, так и внешних, вызванных появлением у России нового вида оружия.


На В-52 жизнь не остановилась


История создания B-2 Spirit прекрасно иллюстрирует, как много зависит в соотношении сил «вероятных противников» не только от техники и экономики, но и от разведки и политики. В конце 60-х годов, когда полным ходом шла холодная война, в области стратегических бомбардировщиков новейших типов США уступали Советскому Союзу. В СССР начинал эксплуатироватьс я сверхзвуковой Ту-22М, способный нести 24 тонны бомб и ракет. Как обычных, так и с ядерной начинкой. Всего у нас было произведено 260 таких машин. В США же тогда главным дальним бомбардировщиком был дозвуковой «старослужащий» В-52.


Для выправления положения компания Rockwell International в середине 70-х годов запустила в серию B-1B Lancer. Получилась прекрасная по тем временам машина, выигрывавшая у Ту-22М по полезной нагрузке и дальности, но уступавшая по скорости.


Казалось бы, на этом можно было бы на некоторое время успокоиться. Однако в конце 70-х американской разведке стало известно, что фирма Туполева разрабатывает бомбардировщик Ту-160, который должен затмить и Ту-22М, и В-1. причем — по всем параметрам. Тогда США взялись за свой супербомбардиров щик — В-2 Spirit.


Впрочем, «супером» он не стал. Однако его появление в 90-х годах позволило закрыть оголившийся было участок в противостоянии с воздушной ядерной армадой России. Дело в том, что в 1990 году в соответствии с договором о разоружении В-1 В был лишен права нести ядерное оружие. И в роли стратегического ракетоносца у США оставался лишь В-52, относившийся к тому же поколению и классу, что и советский Ту-95.


«Спарринг-партне ра» у нового сверхзвукового ракетоносца Ту-160 не было. И волею судеб в этой роли с середины 90-х годов стал выступать В-2.


Бомбардировщик Ту-160 (Фото: Анатолия Морковкин/ ТАСС)
 
Заложник стелс-технологий

Компания Northrop Grumman работала над созданием прототипа B-2 Spirit десять лет, начав эпохальную разработку в 1979 году. Эпохальной она стала хотя бы потому, что в результате получился самый дорогой в мире самолет стоимостью 2 млрд. долларов. По причине дороговизны американцы сумели выпустить всего таких 20 машин. Одна из них, впрочем, уже утрачена.


Каждому B-2 Spirit присвоено помпезное имя, начинающееся со слова «дух»: «Дух Аризоны», «Дух Индианы», «Дух Техаса», «Дух Калифорнии»… Флагманская машина названа «Духом Америки».


Разработка шла нервно. Поскольку постоянно приходилось оглядываться на то, что же успели сделать русские, и что может помешать американским «духам» выполнять боевые задания. Приоритетным качеством самолета была выбрана минимальная видимость бомбардировщика для РЛС ПВО. Стелс-технологии на разрабатываемом «стратеге» применили на полную катушку.


Точных данных по ЭПР (эффективной площади рассеяния) В-2 нет и быть не может. Но можно не сомневаться, что этот параметр совсем невелик. Порядка 0,01 кв.м. Что для класса тяжелых бомбардировщиков несомненный рекорд.


Самолет аэродинамической схемы «летающее крыло» покрыли эффективными поглощающими покрытиями, продумали и просчитали геометрию для максимальной «обтекаемости» лучами радаров. И начали делать машину, способную прорываться через зону ПВО на большой высоте со сверхзвуковой скоростью.


Но все это оказалось практически бесполезным, когда в процессе проектирования выяснилось, что у русских появилась модификация ЗРК С-300, которая с легкостью и обнаружит В-2 на большой высоте, и собьет его. Тогда концепция изменилась. Прорываться к вражеским объектам стало необходимым на минимальной высоте. И по возможности огибать складки местности. Для 170-тонной махины это крайне непросто. Высоту полета снизили, но лишь метров до 70-и. И максимальная скорость стала околозвуковой.


Конструкторы были буквально загнаны в угол, добиваясь минимально возможной видимости самолета. Ее достигли в ущерб буквально всем другим характеристикам. В-2 проигрывает даже В-1 В по скорости, маневренности, дальности, боевой нагрузке, потолку, тяге двигателей, А крейсерская скорость у него ниже, чем у «старичка» В-52.


Ну а российскому ракетоносцу Ту-160 (именно для «состязания» с ним и был сконструирован американский «невидимка») по основным параметрам он проигрывает в полтора раза. А по некоторым характеристикам — и в два.


Абсолютный чемпион в тяжелом весе


А Ту-160, совершивший первый полет в декабре 1981 года, стал абсолютным чемпионом мира по всем параметрам, характеризующим самолеты дальней бомбардировочной авиации. Этим титулом он владеет и по сей день. Ту-160 является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла. А также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку внутри фюзеляжа (45 тонн).

Правда, наш абсолютный рекордсмен, как уже было сказано, уступает бомбардировщику В-2 Spirit по незаметности. Однако и здесь он не так уж беспомощен: при создании «Белого лебедя», как называют Ту-160, также частично были использованы стелс-технологии . Тут он выступает на равных с В-1В — также самолетом с пониженной видимостью.

Всего в нашей стране выпущено 35 Ту-160 — 27 серийных и 8 прототипов. В настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 16 таких машин.


В середине нулевых годов началась их последовательная модернизация с целью замены авионики на более современную. Также серьезные доработки проводятся на двигателях — повышается их мощность, надежность и межремонтный срок.


К несчастью, к моменту распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украины. Однако вскоре восемь из них в счет оплаты долгов за газ Киев передал России, 10 «стратегов» украинцы распилили в присутствии наблюдателей из США. И лишь один Ту-160 в «незалежной» уцелел и находится сейчас в Полтавском музее дальней авиации. Как напоминание о славных былых временах.


В двух бомбоотсеках Ту-160 может располагаться до 45 тонн различного оружия — крылатые ракеты Х-55 и Х-55М, гиперзвуковые ракеты Х-15 (скорость 5М), свободнопадующие и корректируемые бомбы и мины — как фугасные, так и с термоядерными боеголовками.


Последняя модификация — Ту-160М — оснащается новыми ракетами Х-101 и Х-102 с дальностью полета в 5500 км, боезарядом 400 кт и максимальным отклонением от цели в 10 м. Их ЭПР равна 0,01 кв.м., а полет выполняется на низкой высоте с отслеживанием рельефа местности.


У В-2 также есть «дальнобойная» ракета с такой же ЭПР — AMG-129ACM. Но по характеристикам она уступает российской, имея дальность всего в 3700 км и отклонение от цели от 30 м до 90 м.


Необходимо сказать, что по уязвимости со стороны средств ПВО Ту-160 в более выигрышном положении, чем В-2. И не только потому, что он оснащен мощными средствами радиоэлектронной борьбы. У «Белого лебедя» более длинные «руки» — ракеты класса «воздух-земля». В связи с чем он может работать на большем удалении от ПВО противника.

И еще один момент: американские ЗРК Patriot уступают по боевым возможности нашим С-300. Не говоря уж об С-400.

Что придет на смену «Спириту»?


В заключение необходимо сказать, что Россия в сфере дальней стратегической авиации в техническом отношении будет опережать США как минимум до конца 20-х годов. В США уже давно висит в воздухе программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически программа меняет свое название с «Bomber-2016» (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. Сейчас программа называется уже «Bomber-2022».

Есть и еще один амбиционный проект — «Bomber-2037». Он предполагает создание чего-то совершенно запредельного. Однако дальше разговоров и совсекретных заседаний дело пока не идет.


А ОКБ Туполева приступило к реализации проекта создания перспективного бомбардировщика с использованием стелс-технологии (ПАК ДА), который должен появиться в 2025 году. Даже если сроки сместятся, то до 2037 года у нас уйма времени, чтобы сохранить лидерство в этой сфере.


Так что неизвестно, сколько еще лет, а то и десятилетий Ту-160 будет лучшим из лучших. Причем численность этих машин в дальней авиации будет наращиваться за счет возобновления их производства на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. В следующем году в ВВС должны поступить еще два Ту-160М. Всего же ВВС РФ планирует закупить 50 Ту-160М. Правда, сроки при этом не указываются.


Тем временем


 

Во время посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова (филиал ОАО «Туполев») заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что заключены первые контракты по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.


По словам Борисова, версия Ту-160М2 от базовой модели самолета отличается принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. Как отметил замминистра обороны, эти машины смогут прослужить до 2060-х годов.


В боекомплект Ту-160М2 войдут новые ракеты, а по используемому набору авиационных средств поражения он будет унифицирован с бомбардировщиком, проектируемым сейчас по программе Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

 
 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх