Лента новостей

09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.04.2024
08:04
Вооружённый конфликт на Украине: Запад всё ближе к роковой точке
05:14
«Библия Святого Людовика»: самая иллюстрированная Библия на свете
01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Шойгу продлил полет «Белого лебедя»

Шойгу продлил полет «Белого лебедя»


Недавнее заявление Шойгу о необходимости возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160 вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Одни радовались, что этих необыкновенно красивых машин в нашей армии станет больше. Другие хмурились, прикидывая, насколько это решение замедлит производство ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Стратеги НАТО рефлекторно поежились, а те, кому по должности положено, заныли о нехватке теплых туалетов.
 

Однако министр обороны заявление сделал, значит, строить будут. В этом сомневаться не приходится. Осталось только разобраться, как сочетается строительство дополнительных «Белых лебедей» с разработкой и выпуском перспективного комплекса дальней авиации. Ту-160, конечно, не атомный подводный крейсер, но тоже товар штучный. Всего на данный момент у нас таких 16 штук. И все именные. Последний вставший в строй ракетоносец носит имя Виталия Копылова, под руководством которого Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) освоило серийное производство этих машин.


Стоят такие ракетоносцы очень недешево, что вызывает законные вопросы у всех, кто ждет появления в нашей армии ПАК ДА. Однако главком ВВС Виктор Бондарев считает, что других вариантов, кроме как параллельного наращивания парка Ту-160 и разработки нового перспективного ракетоносца, быть не может.


В перспективе министерство обороны планирует заказать еще не менее 50 Ту-160 и модернизировать все имеющиеся. Но, чтобы понять причины этого заказа, стоит сначала разобраться, что из себя представляет Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который в теории должен заменить стоящие сейчас на вооружении самолеты дальней авиации.


Самолет будущего


Работы над перспективным стратегом начались еще в 2009 году. Выбор Минобороны вполне ожидаемо пал на конструкторское бюро Туполева, с которым был заключен контракт на проведение НИОКР по теме ПАК ДА. Эскизный проект был закончен уже в 2012, а к 2014 году Михаил Погосян заявил об успешном завершении работ над проектом.


Несмотря на всеобщие ожидания и высказывания Рогозина, гиперзвукового бомбардировщика проектировать не стали. Самолет получился исключительно дозвуковым. При выборе между скоростью и пониженной радиолокационной заметностью победила малозаметность. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло» и отличается формой корпуса, способствующей рассеиванию лучей локаторов.


Нельзя не признать, что такой подход логичен для ракетоносца. Времена свободнопадающих бомб постепенно уходят в прошлое, самолет становится платформой для запуска ракет, а потому ему совершенно необязательно пролетать прямиком над целью. Достаточно выйти на расстояние пуска ракет, а в этом деле не всегда скорость важнее скрытности перемещения.


Правда, в качестве компенсации относительной тихоходности, перспективный ракетоносец может получить гиперзвуковое вооружение, но первые образцы ожидаются к началу 20-х. Однако и сам ПАК ДА должен подняться в воздух не раньше 2019 года. Пока же идет разработка узлов будущей машины.


Концерн «КРЭТ» занят авионикой и системами бортового радиоэлектронного оборудования. В целях уменьшения расходов на производство планируется использовать некоторые узлы, уже обкатанные на Т-50, однако систему радиоэлектронной борьбы обещают принципиально новую.

Полным ходом идут работы над двигателем. Самарское предприятие «Кузнецов» уже полгода как гоняет на испытаниях готовую модель. По заявлениям пресс-службы предприятия, удалось добиться характеристик, приближенных к требуемым. Конструкторские работы продолжаются.


Развитие белого лебедя


В то же время идет модернизация стоящих на вооружении Ту-160. Началась она в 2012 году и проходит в три этапа. Первый уже пройден — это замена оборудования, произведенного еще в Советском Союзе, на российское. На втором этапе происходит замена уже российского радиолокационного и навигационного оборудования девяностых годов на современные аналоги. И к 2017 году в войска должны поступить модернизированные двигатели НК-32 с обновленными электронными схемами. Кроме того, проводится последовательный капитальный ремонт всех имеющихся в наличии машин.


Здесь надо отметить, что созданный в восьмидесятых ТУ-160, как и другие передовые отечественные разработки, обладает большим потенциалом для модернизации. Этот подход зародился еще во времена Великой Отечественной войны.


Самолет попросту еще не раскрыл весь свой потенциал, поэтому нет ничего удивительного в постоянно вносимых усовершенствованиях. Появляются новые технологии радиоэлектронной борьбы, усовершенствуется навигационное оборудование, улучшается аппаратура связи. В конце концов, разрабатываются новые системы вооружений.


За время своего существования Ту-160, который изначально позиционировался исключительно как ракетоносец, получил возможность использовать свободнопадающие бомбы разных калибров, морские мины и бомбовые кассеты. А принятая на вооружение практически одновременно с ним ракета Х-55 была модифицирована до Х-555. В результате мощность заряда выросла, а точность попадания увеличилась в 5 раз. Правда, на 500 километров уменьшилась дальность действия, но это удалось компенсировать конформными баками.


А нужно ли это?


Так зачем же модернизировать, а уж тем более, строить дополнительно пусть даже и очень хороший самолет, если его все равно должен заменить ПАК ДА? Тратить немаленькие деньги, обучать пилотов, содержать, ремонтировать? На то есть три вполне разумные причины.


Во-первых, поскольку перспективный ракетоносец будет дозвуковым, то логично предположить, что идет он, в первую очередь, на замену Ту-95. То, что в США решили продлить эксплуатацию ровесника нашего девяносто пятого — Б-52 аж до 2040 года, совсем не означает, что и нам стоит цепляться за самолет, разработанный в начале пятидесятых. Он снят с производства 13 лет назад и куда больше, чем Ту-160, подходит для кандидата на постепенный вывод из состава вооруженных сил.


Во-вторых, первый полет ПАК ДА намечен на 2019 год. А государственные испытания на 2021. Пока пройдут все испытания, пока произведут заметное количество новейших ракетоносцев и обучат экипажи. Это еще несколько лет. В итоге он станет полноценной силой ближе к концу двадцатых. Хорошо бы, чтобы за это время имеющиеся в наличии Ту-160 не пригодились, но Министерство обороны не может подходить к вопросу государственной безопасности с такой обывательской точки зрения.


В-третьих, инфраструктуру необходимо поддерживать. Если на ближайшие 5-7 лет казанский авиастроительный завод перейдет от постройки ракетоносцев на выпуск конверсионных кастрюль и чайников, то сможет ли он вернуться к былому уровню производства? А двигателисты, специалисты по авионике, ракетам? В конце концов, обслуживание стратегического ракетоносца — задача не из легких, аэродромные техники тоже должны заниматься своим делом. Уже сейчас то тут, то там возникают разговоры о том, что нарушена преемственность поколений, а если сделать перерыв еще на несколько лет, то молодым специалистам будет попросту не у кого учиться.


Так что когда следом за ПАК ДА начнет поступать в войска сверхновый гиперзвуковой орбитальный ракетоносец, тогда можно будет подумать об отправке Ту-160 на заслуженный отдых. А пока «Белый лебедь» определенно нужен. И уж точно не в количестве 16 штук.



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх