Лента новостей

11:12
Глава Генштаба РФ выразил благодарность сирийскому генералу Хасану Сухелу
11:11
Сюрприз на День Независимости Украины
11:07
Мощный и доходный: как российский минивэн Lada Largus «обогнал» зарубежные аналоги?
11:06
Гордон о массовом бегстве украинцев: нас осталось не больше 35 миллионов
11:05
Польша запретила въезд украинским боевикам
11:02
Как украинцы с поляками Москву не взяли
11:01
Гривна неинтересна: московская биржа приостановила торги украинской валютой
11:01
Александр Роджерс: «Патриоты» и истерика западной прессы
10:59
Der Spiegel: китайцы выбирают Россию
10:58
Киеву будет непросто избавиться от легендарной киностудии им. Довженко
10:57
О валютной политике в условиях экономических санкций
10:57
Пиарщики с хутора близ Диканьки
10:56
Путин поручил сократить количество внеплановых проверок бизнеса
10:55
Война с террором: Почему Москва не Барселона
10:54
Испанское чудо: или что на самом деле должно было случиться в Барселоне
10:54
Врагу не сдается «балтийский Варяг»
12:08
Воздушная разведка: НАТО вскрывает позиции С-300 и С-400
12:04
Helsingin Sanomat: Смоленские леса хранят тайну рождения России
12:00
Этот день в истории - 19 Августа
11:48
Экономическое киллерство: Трампа обвинили в «убийстве доллара»
11:47
Соединенные Штаты намереваются покинуть Сирию
11:32
Миротворец, мир не творящий
11:31
Демонизация России уже не работает
11:29
Приемные дети - единственный способ заработка
11:26
Достали общественные организации
11:24
Правительственная армия Сирии начала наступление на базу США
11:23
Иностранцы объявили бойкот российским акциям
18:47
На Украине запускают систему распознавания сепаратистов и врагов нации
18:46
Порошенко вляпался в новый международный скандал
18:45
После скандала с КНДР Украина предложила сделку еще одному врагу США
18:44
Такие «киборги» никогда не возьмут Донбасс
18:41
«Потешный флот» Украины переходит на стандарты НАТО
18:40
Киев из-за жадности подставил ЦРУ по «ракетной» теме
18:39
Константинополь и Госдеп уже назначили на Украину своего предстоятеля?
18:26
Свидание с Америкой
18:21
Разные теракты: Навальный провалился в госдеповские двойные стандарты
18:02
Учения Морской пехоты США в русской деревне. Секретный фельетон
16:03
Особенности национальной борьбы с терроризмом: в России – «Калибры», в Европе – скорбные лица
16:01
Руины США: «Путин выиграл Третью Мировую войну»
16:00
Сирийские успехи: «Акербатский котел» и выход на Дейр-эз-Зор
15:52
Прыгающая бомба
14:14
The Washington Post: Конфликт Китая и Индии в Гималаях
14:06
Киев из-за жадности подставил ЦРУ по «ракетной» теме
14:03
Поляки боятся России
13:50
«Потешный флот» Украины переходит на стандарты НАТО
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
» » Тайны крейсера «Аврора»

Тайны крейсера «Аврора»

115 лет назад – 24 мая 1900 года был спущен на воду корабль, которому суждено было стать легендарным

Крейсер «Аврора», 1904 годНа торжественной церемонии присутствовал император Николай Второй. Именно он повелел именовать крейсер «Авророй» в честь богини зари. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей судно плавно опустилось в водную стихию.

На другой день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. В 1900 проба показала, что все механизмы работают исправно. В ноябре прошли испытания, после чего был подписан акт, в котором говорилось, что «комиссия не находит препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами».

«Команда веселая, бодрая…»

Боевое крещение «Аврора» получила спустя пять лет, участвуя в Русско-японской войне. Крейсеру, который находился в составе Второй Тихоокеанской эскадры, выпала горькая доля – участвовать в Цусимском сражении, как известно закончившимся полным поражением отечественного флота. Судно уцелело, однако «Аврора» получила несколько серьезных попаданий. Крейсер поразили два снаряда, попавшие в правый борт. Осколки вывели из строя расчеты двух орудий, а взрывы вызвали пожар, который был потушен.

Но «Аврору» ждало еще несколько тяжелых ударов. От осколков одного из снарядов крейсер получил две пробоины, после чего вода затопила отделение носового торпедного аппарата. Японцы шесть раз сбивали российский флаг, но всякий раз матросы водружали его на мачту. Стяг был буквально изрешечен, однако продолжал реять над кораблем.

В Цусимском сражении «Аврора» потеряла одного офицера и девять матросов, кроме того, пятеро нижних чинов позже скончались от ран. Около ста человек получили ранения различной степени тяжести. Но главной утратой стала гибель командира крейсера, капитана первого ранга Евгения Егорьева. Он навел на корабле дисциплину, но отнюдь не карательными мерами. «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное, - писал очевидец. - Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть...»

В дальнейших боевых действиях «Аврора» не участвовала. Крейсер отправился на ремонт в Манилу, где американские эксперты установили, что за короткий срок возвратить крейсер в боевое состояние не удастся.
 
На снимке: команда крейсера «Аврора» /Фото: РИА Новости

Атака с воздуха

17 июля 1914 года на «Авроре» была получена краткая радиограмма: «Морские силы и порта, дым, дым, дым». Это означало, что Балтийский флот приводится в полную боевую готовность. Война с Германией, которую ждали со дня на день, становилась реальностью.

Судно долго не участвовало в боевых действиях. «Аврора» выходила в дозор выходила в дозор в устья Финского залива, затем приняла участие в охранении потерпевшего крушение крейсера «Магдебург». В 1915 году «Аврора» прибыла в Кронштадт, где на корабль установили четыре новые мощные пушки, сняв старые. Теперь «Аврора» была вооружена четырнадцатью 152-миллиметровыми пушками и четырьмя 75-миллиметровыми. Кроме того, на судно установили 40-миллиметровую зенитную пушку Виккерса и четыре «противоаэропланных» 75-миллиметровых орудия Канэ. Теперь крейсер был готов к отражению воздушной атаки противника.

Только в 1916 году «Аврора» приняла участие в боевых действиях, а точнее в десантной операции в Рижском заливе. Крейсер поддерживал сухопутные войска огнем своей артиллерии. Было несколько случаев, когда «Аврору» пытались атаковать немецкие аэропланы, однако они не сумели нанести крейсеру никаких повреждений.

Отважные офицеры

Февральскую революцию экипаж крейсера встретил в Кронштадте, где судно стояло на капитальном ремонте. До этого события команда «Авроры», в которой преобладали старослужащие, отличалась сплоченностью и верностью воинскому долгу. Но в течение нескольких дней все изменилось…

Возле «Авроры» стали появляться рабочие с красными флагами. Из толпы слышались выкрики, призывающие команду крейсера присоединиться к восставшим. Командир боевого корабля, капитан первого ранга Михаил Никольский не возражал, видимо опасаясь выступлений матросов, и они сошли на берег. При этом все оружие они отдали демонстрантам.

На «Авроре» началось брожение, закончившееся перестрелкой. Матросы перестали подчиняться командованию, более того, они стали издеваться над офицерами, бить их, срывать с них погоны. Никольского и старшего офицера Павла Ограновича вывели на берег и издевательски потребовали, чтобы они взяли в руки красные флаги и возглавили шествие.

На это отважные офицеры ответили гордым отказом. Он едва не стоил им жизни - Ограновича чуть не закололи штыком, а в Никольского выстрелили из разъяренной толпы, К счастью, они остались живы…

Холостой выстрел

Незадолго до Октябрьского вооруженного восстания на «Авроре» был завершен капитальный ремонт. К утру 25 октября (по старому стилю) в руках большевиков находился почти весь Петроград. И только Зимний дворец оставался вотчиной Временного правительства.

Начальник полевого штаба восставших Владимир Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер, который перешел в подчинение восставших, отдал распоряжение, которое вошло в историю. По сигналу из Петропавловской крепости «Аврора», стоявшая на Неве, должна была дать два холостых выстрела...

В 21 час 40 минут из бакового орудия «Авроры» был произведен один холостой выстрел. Но и его – многие, впрочем, утверждали, что выстрелы были боевыми - было достаточно, что порядком перепугать засевших в Зимнем людей. После этого начался захват дворца, который на много десятилетий изменил политический строй России.

Впрочем, по данным историка Сергея Мельгунова, штурм начался раньше и не после залпа «Авроры», а с холостого выстрела из Петропавловской крепости. Другие историки, что считают, что решающие события на Дворцовой площади вообще начались стихийно, без всякого сигнала.

Снова под немецким огнем

«Аврора» стала учебным кораблем Балтийского флота, совершила несколько заграничных плаваний. В конце тридцатых годов на крейсере сделали новый капитальный ремонт и уже было планировали исключить из списков флота. Но тут грянула война…
Судно включили в состав в систему противовоздушной обороны Кронштадта, и оно не раз подверглось массированным немецким налетам. Но и зенитчики крейсера не дремали. К примеру, 16 сентября 1941 года они сбили вражеский самолет.

Но «Аврору» терзала и артиллерия неприятеля, причем настолько часто и интенсивно, что было принято решение снять экипаж с борта судна, оставив постоянную вахту. Вскоре крейсер получил несколько попаданий, после которых сильно накренился на правый борт. Но немцы продолжали его обстреливать, словно надеясь, что если они отправят на дно реликвию Октября, к ним вернется боевое счастье. Но у них ничего не вышло - гордая «Аврора» оставалась на плаву…

В августе 1944 года «Аврора» была отбуксирована в Ленинград. В октябре сорок пятого героический крейсер стал объектом художественного фильма о своем легендарном «родственнике». Имеется в виду крейсер «Варяг», который вместе с «Авророй» воевал под российским флагом ровно сорок лет назад…

Старейший на планете

17 ноября 1948 года «Аврора» встала на место постоянной стоянки на Большую Невку. Спустя двенадцать лет постановлением Совета Министров СССР крейсер был включен в число памятников, охраняемых государством. И тем не менее…
К концу семидесятых годов корпус судна пришел в аварийное состояние и было принято решение провести восстановительный ремонт на судостроительном заводе имени А.А. Жданова. Он завершился в августе 1987 года. После этого «Аврору» возвратили на место прежней стоянки, и на палубу крейсера возвратились многочисленные группы желающих осмотреть знаменитый крейсер. Он значительно обновился, но…

Пошли упорные слухи, что это уже не прежний крейсер, а, по сути, его копия. Говорят, что многие части «Авроры», выброшенные на берег, забрали в качестве сувениров жители поселка Ручьи, вблизи которого шел ремонт. Корреспондент питерской газеты «Смена» писал, опираясь на рассказ очевидца: «Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. Позже их использовали при строительстве. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически не тронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы…

Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами…».

Чтобы можно сказать по одному поводу? Остается лишь горестно вздохнуть…

Есть ли будущее у знаменитого крейсера? Судя по всему, да. В январе 2013 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведен в ходовое состояние. Может, легенда российского флота еще пройдет по пути боевой славы? И крейсеру снова будут сниться сны о его славном прошлом…

Крейсер «Аврора», который сейчас снова на ремонте, одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И не только потому, что стал символом революции. Это один из немногих кораблей столь почтенного возраста, доживший до наших дней.

Кроме «Авроры» на планете осталось лишь два подобных корабля-музея. Это - японский броненосец «Микаса», спущенный на воду, как и русский крейсер в 1900 году. С ним, между прочим, «Аврора» встречалась в Цусимском сражении.

Другой ветеран - греческий броненосный крейсер «Авероф», которому 105 лет. Но, в отличие от двух старых «собратьев», он ни в каких исторических событий не участвовал.

Снимок в открытие статьи: крейсер «Аврора», 1904 год/Фото: РИА Новости





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх