Лента новостей

17:02
В России испытали модель экранплана с грузоподъемностью до 500 тонн
17:01
Небо Израиля «охраняют» российские комплексы ПВО
16:57
К чему приведут планы Трампа отказаться от нефти ОПЕК?
15:05
Повитухи, бурная Ангара и учителя-вахтовики: как живет деревня староверов
15:05
Румен Радев вступил в должность президента Болгарии
15:04
Застрельщик Майдана признал, что на Западе украинцы всегда будут отбросами второго сорта
15:03
Бери или плати, Украина...
15:02
Будущее Украины было запрограммировано в 90-х: Это не государство, а колхоз
14:59
«Лицемеры и вруны»: бегун Андрей Дмитриев дал оценку российскому спорту в эфире ARD
14:57
Элитное подразделение сирийских войск «Щит» готовится к рывку на Пальмиру
14:57
Щит ВКС РФ прикрыл страну от вражеского ракетного удара
12:37
В России намерены создать летающий внедорожник
12:35
Украинский корабль открыл огонь по российской буровой вышке в Черном море
12:35
Боксер Александр Усик резко ответил украинским журналистам на вопрос о Крыме
12:33
Сирийская армия зачищает «котел» в Вади Барада: боевики сдаются
12:32
Потенциал модернизации для МиГ-31 еще далеко не исчерпан
12:30
Пусячий марш: Анализируем мировое безумие
12:28
Прогресс возможен: чего стоит ожидать от переговоров по сирийскому урегулированию в Астане
12:27
Правые пообещали Европе «патриотическую весну»
12:27
Масштабы военного строительства достигли уровня послевоенного периода
12:26
У красной черты. О сокращении ядерного оружия – справедливом и пропорциональном
12:25
«Газпром» построит «Северный поток-2» без европейских инвесторов
09:52
Как чубатые в Европу без виз попасть хотели
09:45
США создают новую расу людей – MENA
09:45
Фийон: Наивно полагать, что народ России можно сломать санкциями
09:18
Может ли Россия стать врагом Белоруссии?
09:07
«Танк в тельняшке» добавит огня российской «десантуре»
08:58
В России людям врали всегда и обо всем
08:51
Пентагон вползает на восточный плацдарм
08:48
Гнетущая неопределенность
08:43
Этот день в истории - 23 Января
02:01
На пути фашизма или закон об исключительности украинского языка
02:00
Ответ Сталинграда Возрождение города-героя начиналось… со школ
01:57
Голь на выдумку хитра, или что делают украинцы, доведенные до отчаяния
01:56
Неизвестный Берия: Несостоявшийся триумф социализма
01:43
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 22.01.17
01:41
Будет голод, но будет и холод
01:40
Закон о «лингвистическом геноциде» грозит Украине появлением новых «народных республик»
01:39
Конец резидента: Порошенко «спалил» «украинского подпольщика» из Луганщины
01:38
Черчиль: мы вызвали к существованию армии Колчака и Деникина
01:37
Псевдоискусство как технология расчеловечивания
16:58
Новое лицо войны
16:56
Убить ИС-3: Как шведы безуспешно пытались создать мощный танк
16:53
75 лет в авангарде
16:52
Трамп делает ставку на морпехов
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » Тайны крейсера «Аврора»

Тайны крейсера «Аврора»

115 лет назад – 24 мая 1900 года был спущен на воду корабль, которому суждено было стать легендарным

Крейсер «Аврора», 1904 годНа торжественной церемонии присутствовал император Николай Второй. Именно он повелел именовать крейсер «Авророй» в честь богини зари. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей судно плавно опустилось в водную стихию.

На другой день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. В 1900 проба показала, что все механизмы работают исправно. В ноябре прошли испытания, после чего был подписан акт, в котором говорилось, что «комиссия не находит препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами».

«Команда веселая, бодрая…»

Боевое крещение «Аврора» получила спустя пять лет, участвуя в Русско-японской войне. Крейсеру, который находился в составе Второй Тихоокеанской эскадры, выпала горькая доля – участвовать в Цусимском сражении, как известно закончившимся полным поражением отечественного флота. Судно уцелело, однако «Аврора» получила несколько серьезных попаданий. Крейсер поразили два снаряда, попавшие в правый борт. Осколки вывели из строя расчеты двух орудий, а взрывы вызвали пожар, который был потушен.

Но «Аврору» ждало еще несколько тяжелых ударов. От осколков одного из снарядов крейсер получил две пробоины, после чего вода затопила отделение носового торпедного аппарата. Японцы шесть раз сбивали российский флаг, но всякий раз матросы водружали его на мачту. Стяг был буквально изрешечен, однако продолжал реять над кораблем.

В Цусимском сражении «Аврора» потеряла одного офицера и девять матросов, кроме того, пятеро нижних чинов позже скончались от ран. Около ста человек получили ранения различной степени тяжести. Но главной утратой стала гибель командира крейсера, капитана первого ранга Евгения Егорьева. Он навел на корабле дисциплину, но отнюдь не карательными мерами. «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное, - писал очевидец. - Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть...»

В дальнейших боевых действиях «Аврора» не участвовала. Крейсер отправился на ремонт в Манилу, где американские эксперты установили, что за короткий срок возвратить крейсер в боевое состояние не удастся.
 
На снимке: команда крейсера «Аврора» /Фото: РИА Новости

Атака с воздуха

17 июля 1914 года на «Авроре» была получена краткая радиограмма: «Морские силы и порта, дым, дым, дым». Это означало, что Балтийский флот приводится в полную боевую готовность. Война с Германией, которую ждали со дня на день, становилась реальностью.

Судно долго не участвовало в боевых действиях. «Аврора» выходила в дозор выходила в дозор в устья Финского залива, затем приняла участие в охранении потерпевшего крушение крейсера «Магдебург». В 1915 году «Аврора» прибыла в Кронштадт, где на корабль установили четыре новые мощные пушки, сняв старые. Теперь «Аврора» была вооружена четырнадцатью 152-миллиметровыми пушками и четырьмя 75-миллиметровыми. Кроме того, на судно установили 40-миллиметровую зенитную пушку Виккерса и четыре «противоаэропланных» 75-миллиметровых орудия Канэ. Теперь крейсер был готов к отражению воздушной атаки противника.

Только в 1916 году «Аврора» приняла участие в боевых действиях, а точнее в десантной операции в Рижском заливе. Крейсер поддерживал сухопутные войска огнем своей артиллерии. Было несколько случаев, когда «Аврору» пытались атаковать немецкие аэропланы, однако они не сумели нанести крейсеру никаких повреждений.

Отважные офицеры

Февральскую революцию экипаж крейсера встретил в Кронштадте, где судно стояло на капитальном ремонте. До этого события команда «Авроры», в которой преобладали старослужащие, отличалась сплоченностью и верностью воинскому долгу. Но в течение нескольких дней все изменилось…

Возле «Авроры» стали появляться рабочие с красными флагами. Из толпы слышались выкрики, призывающие команду крейсера присоединиться к восставшим. Командир боевого корабля, капитан первого ранга Михаил Никольский не возражал, видимо опасаясь выступлений матросов, и они сошли на берег. При этом все оружие они отдали демонстрантам.

На «Авроре» началось брожение, закончившееся перестрелкой. Матросы перестали подчиняться командованию, более того, они стали издеваться над офицерами, бить их, срывать с них погоны. Никольского и старшего офицера Павла Ограновича вывели на берег и издевательски потребовали, чтобы они взяли в руки красные флаги и возглавили шествие.

На это отважные офицеры ответили гордым отказом. Он едва не стоил им жизни - Ограновича чуть не закололи штыком, а в Никольского выстрелили из разъяренной толпы, К счастью, они остались живы…

Холостой выстрел

Незадолго до Октябрьского вооруженного восстания на «Авроре» был завершен капитальный ремонт. К утру 25 октября (по старому стилю) в руках большевиков находился почти весь Петроград. И только Зимний дворец оставался вотчиной Временного правительства.

Начальник полевого штаба восставших Владимир Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер, который перешел в подчинение восставших, отдал распоряжение, которое вошло в историю. По сигналу из Петропавловской крепости «Аврора», стоявшая на Неве, должна была дать два холостых выстрела...

В 21 час 40 минут из бакового орудия «Авроры» был произведен один холостой выстрел. Но и его – многие, впрочем, утверждали, что выстрелы были боевыми - было достаточно, что порядком перепугать засевших в Зимнем людей. После этого начался захват дворца, который на много десятилетий изменил политический строй России.

Впрочем, по данным историка Сергея Мельгунова, штурм начался раньше и не после залпа «Авроры», а с холостого выстрела из Петропавловской крепости. Другие историки, что считают, что решающие события на Дворцовой площади вообще начались стихийно, без всякого сигнала.

Снова под немецким огнем

«Аврора» стала учебным кораблем Балтийского флота, совершила несколько заграничных плаваний. В конце тридцатых годов на крейсере сделали новый капитальный ремонт и уже было планировали исключить из списков флота. Но тут грянула война…
Судно включили в состав в систему противовоздушной обороны Кронштадта, и оно не раз подверглось массированным немецким налетам. Но и зенитчики крейсера не дремали. К примеру, 16 сентября 1941 года они сбили вражеский самолет.

Но «Аврору» терзала и артиллерия неприятеля, причем настолько часто и интенсивно, что было принято решение снять экипаж с борта судна, оставив постоянную вахту. Вскоре крейсер получил несколько попаданий, после которых сильно накренился на правый борт. Но немцы продолжали его обстреливать, словно надеясь, что если они отправят на дно реликвию Октября, к ним вернется боевое счастье. Но у них ничего не вышло - гордая «Аврора» оставалась на плаву…

В августе 1944 года «Аврора» была отбуксирована в Ленинград. В октябре сорок пятого героический крейсер стал объектом художественного фильма о своем легендарном «родственнике». Имеется в виду крейсер «Варяг», который вместе с «Авророй» воевал под российским флагом ровно сорок лет назад…

Старейший на планете

17 ноября 1948 года «Аврора» встала на место постоянной стоянки на Большую Невку. Спустя двенадцать лет постановлением Совета Министров СССР крейсер был включен в число памятников, охраняемых государством. И тем не менее…
К концу семидесятых годов корпус судна пришел в аварийное состояние и было принято решение провести восстановительный ремонт на судостроительном заводе имени А.А. Жданова. Он завершился в августе 1987 года. После этого «Аврору» возвратили на место прежней стоянки, и на палубу крейсера возвратились многочисленные группы желающих осмотреть знаменитый крейсер. Он значительно обновился, но…

Пошли упорные слухи, что это уже не прежний крейсер, а, по сути, его копия. Говорят, что многие части «Авроры», выброшенные на берег, забрали в качестве сувениров жители поселка Ручьи, вблизи которого шел ремонт. Корреспондент питерской газеты «Смена» писал, опираясь на рассказ очевидца: «Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. Позже их использовали при строительстве. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически не тронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы…

Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами…».

Чтобы можно сказать по одному поводу? Остается лишь горестно вздохнуть…

Есть ли будущее у знаменитого крейсера? Судя по всему, да. В январе 2013 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведен в ходовое состояние. Может, легенда российского флота еще пройдет по пути боевой славы? И крейсеру снова будут сниться сны о его славном прошлом…

Крейсер «Аврора», который сейчас снова на ремонте, одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И не только потому, что стал символом революции. Это один из немногих кораблей столь почтенного возраста, доживший до наших дней.

Кроме «Авроры» на планете осталось лишь два подобных корабля-музея. Это - японский броненосец «Микаса», спущенный на воду, как и русский крейсер в 1900 году. С ним, между прочим, «Аврора» встречалась в Цусимском сражении.

Другой ветеран - греческий броненосный крейсер «Авероф», которому 105 лет. Но, в отличие от двух старых «собратьев», он ни в каких исторических событий не участвовал.

Снимок в открытие статьи: крейсер «Аврора», 1904 год/Фото: РИА Новости





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх