Лента новостей

00:39
Требуется Заступник всея Руси
00:37
Будет ли содержательным разговор Абэ и Путина?
00:32
Россия обновит кубинскую армию
00:30
Почему США и НАТО помогают Украине по-разному
00:00
Этот день в истории - 10 Декабря
19:20
Нет больше сирийской умеренной оппозиции, не с кем, кроме Асада, вести переговоры
19:19
«Бережок» безопасности: завершается работа по повышению огневой мощи БМП-2
19:19
США вооружат террористов ПЗРК
19:17
Йемен рвут на части
19:15
8 пугающих фактов о ядерном арсенале России
19:10
Ахмад аль-Джарба: под Раккой обнаружилась новая многотысячная армия
19:07
Сирия, сводка: авиация Асада разбомбила колонны боевой техники джихадистов
19:05
Глава МИ-6: В руководстве ИГИЛ находятся британцы
19:03
На Донбассе бьют тревогу: на помощь ВСУ к линии фронта прибыли наемники
19:01
США в Сирии: маски падают градом
18:59
Россия начала испытания «Мертвой руки»
18:49
Михалков просит скорректировать программу «Ельцин Центра» в Екатеринбурге
16:24
После 2021 года можно ждать появления роботов в парадном строю
16:21
Украина на грани замерзания — газ в хранилищах иссякает на глазах
16:20
Новый доклад Макларена о допинге: «чёрный день для Олимпийского спорта»
16:15
Как конгресс США пытается настроить Трампа против Путина
16:14
В Ленобласти «шахиды» на учениях без предупреждения захватили студентов колледжа
16:13
Шойгу открыл памятник солдату Великой Отечественной войны
16:12
Военный бюджет США на 2017 год – Россию не забыли
16:10
Вассерман: Украина в 2018 войдет в новый Юго-Западный федеральный округ
13:49
В Алеппо я увидел, почему Асад побеждает
13:46
Украинские журналисты Еuronews бастуют из-за отказа считать их русскими
13:44
Организаторы «Евровидения» сделали важное для Украины заявление
13:44
В Гамбурге Керри проигнорировал Климкина, предпочтя общение с Лавровым
13:43
В России с размахом отмечают Международный день борьбы с коррупцией
13:42
Правозащитники атаковали Путина, чьи «волосы встали дыбом»
13:41
Недооцененный рейтинг Путина
13:39
Так «ушли» СССР
13:36
Власть Кости Сапрыкина
13:36
Как Голландия топит мечты Украины о Европе и «кружевных трусиках»
13:34
В Европарламенте смеются над хохлами: безвизовый режим - это для туристов
13:33
Страшнее России только прекращение финансирования Киева. Хотя и Россия — тоже очень страшно
13:27
Стратегия на уничтожение
13:26
Германия направит на Украину военных инструкторов
13:25
CNN призвало США капитулировать перед Россией
13:23
Четыре фактора победы России в Алеппо
13:22
Гранатометный комплекс «Балкан» прошел государственные испытания
13:22
Профессиональные попрошайки: Украина вымолила у США $350 млн на оружие
13:20
Хроника Донбасса: ужасный ночной обстрел ВСУ, обесточено 11 населенных пунктов
13:18
Начало тернистого пути к «боевому танку»
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » 18 космических жертв

18 космических жертв

Причины аварий на орбите: от разгильдяйства до рокового стечения обстоятельств

28 января 1986 года на 73-й секунде полета взорвался американский космический корабль «Челленджер». Все семь астронавтов, находившихся на борту, погибли. Всего за весь период пилотируемых полетов в космосе произошли 4 катастрофы, которые унесли жизни четверых космонавтов и четырнадцати астронавтов.

«Челленджер»

Катастрофа многоразового космического корабля «Челленджер» унесла жизни Фрэнсиса Дик Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуки, Криста Маколиффа, Грегори Джарвиса, Джудит Резник. Обломки аппарата упали в Атлантический океан. Вопреки распространенному мнению, взрыва топливных баков не было. Разрушение случилось из-за мощных аэродинамических сил, которые буквально разорвали корабль на куски. При этом кабина корабля полностью разрушена не была, и в таком виде ее извлекли с морского дна. Правда, она была разгерметизирована.

Было установлено, что некоторое время после разрушения корабля астронавты были еще живы. Некоторые из них успели включить персональные приборы подачи воздуха.

Однако шансов ни у кого не было: в момент удара кабины о воду со скоростью 350 км/ч перегрузка достигла 200g.
Почти три года продолжалось расследование причин катастрофы с последующими конструктивными изменениями корабля на предмет повышения безопасности полета.

Было установлено, что при старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из-за этого в боку ускорителя прогорела дыра. Из нее била реактивная струя в сторону внешнего топливного бака. Произошла деформация его крепления к корпусу. Смещение стремительно нарастало, изменялась аэродинамика корабля, возрастали нештатные аэродинамические силы. В результате корабль начал разрываться на части. Процесс развивался последовательно, но внешне это выглядело как мгновенный взрыв.
 

На снимке: космический корабль «Челленджер» взрывается вскоре после взлета/ Фото: z03/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Комиссия установила, что руководству НАСА с 1977 года было известно о потенциальной вероятности дефектов уплотнительных колец, но никаких мероприятий по исправлению ситуации не проводилось. Перед стартом конструкторы корабля предлагали руководству НАСА перенести старт по причине неблагоприятной низкой температуры. Но на это также не обратили внимания.

Челнок был доработан по рекомендациям комиссии. В нем даже появилась возможность аварийного покидания корабля экипажем. Однако он предполагает последовательное катапультирование в условиях горизонтального полета. 28 января 1986 года это никого не спасло бы.

«Колумбия»
 
На снимке: корабль «Колумбия» взлетает со стартовой площадки, 2003/ Фото: NASA

Последняя катастрофа в космосе, унесшая человеческие жизни, произошла 1 февраля 2003 года. При окончании миссии многоразового корабля «Колумбия» погибли Рик Хасбанд, Уильям МакКул, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и Илан Рамон.

Старт корабля состоялся 16 января. Именно тогда и была «запрограммирована» катастрофа. На 86-й секунде полета из-за вибрации от обшивки внешнего топливного бака отлетела теплоизоляционная плитка. В ЦУПе этому не придали большого значения. Поскольку такие «мелкие инциденты» случались и раньше. Плитки изготавливаются из пены, и, как показывал предыдущий опыт полетов, большого вреда они причинить не могли. Челнок продолжил самостоятельный полет и вышел на орбиту.

1 февраля, выполнив программу, корабль пошел на приземление. Позже было установлено, что та «безопасная» отлетевшая плитка повредила теплоизоляцию крыла челнока. И крыло, войдя в плотные слои атмосферы, в месте повреждения начало перегреваться. В конечном итоге разорвало шины шасси, вырвавшиеся из них раскаленные газы порвали крыло, корабль полностью разрушился.

Но даже если бы руководители полета проявили максимальную бдительность сразу же после старта, астронавты все равно были обречены. Они не могли починить теплоизоляцию, поскольку в корабле не было скафандра для выхода в открытый космос. Они не могли пристыковаться к МКС и пересидеть там до лучших времен – у «Колумбии» не было такого стыковочного узла. Они не могли получить помощь с Земли, потому что подготовка запуска челнока занимает слишком много времени, ресурс жизнеобеспечения «Колумбии» исчерпался бы раньше.

Трагедия произошла на высоте 50 километров. На сей раз на куски была разорвана даже прочная кабина.

В этой катастрофе выжили лишь черви Caenorhabditis elegans миллиметровой длины, обнаруженные в алюминиевых контейнерах – их выращивали на орбите во время биологических экспериментов.

«Союз-1»

Советская программа пилотируемых космических полетов началась с кораблей «Восток». В 1964 году их сменили «Восходы». Однако принципиально новыми аппаратами их назвать невозможно. Конструкторы просто взяли «Восток» и в том же самом объеме вместо одного кресла установили три. Это стало возможно благодаря тому, что космонавты отправлялись в полет без громоздких скафандров.

Существенно новым кораблем стал «Союз», первый полет которого состоялся 23 октября 1967 года. Но завершился он трагически – погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров. Причиной трагедии стало нарушение технологии при постройке спускаемого аппарата.

Программа первого полета «Союза» предполагала его стыковку с кораблем «Союз-2», который должен был стартовать через день с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. После стыковки был запланирован переход Елисеева и Хрунова в «Союз-1» с последующей посадкой.
 

На снимке: 1967 год. Командир космического корабля «Союз-1» летчик-космонавт СССР инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров во время тренировки/Фотохроника ТАСС

После выхода корабля на орбиту не удалось раскрыть одну из двух солнечных батарей. Комаров попытался решить эту проблему раскруткой корабля вокруг оси, но это не привело к желаемым результатам. В условиях дефицита электропитания проводить стыковку было невозможно. И Комаров получил приказ на возвращение на землю.
Сход с орбиты прошел успешно. Но при входе в плотные слои атмосферы, когда скорость спускаемого аппарата (СА) равнялась 200 м/сек, вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, который должен был погасить скорость до безопасной. В результате СА ударился о землю на скорости 50 м/сек. Комаров погиб. От удара разрушились емкости с жидким кислородом, возник пожар, и СА почти полностью сгорел.

В результате расследования причины аварии было установлены два отклонения от технологии изготовления парашютной системы СА. При подготовке к окраске СА не был закрыт промасленной бумагой лоток для основного парашюта. Из-за чего попавшая внутрь краска при нагреве во время спуска стала липкой и затормозила выход парашюта из лотка. Точно так же лоток не был защищен во время полимеризации теплозащитного покрытия СА. Также вероятным «вкладом» в механизм аварии стала деформация стенок лотка из-за перепада давлений.

При построении следующих кораблей «Союз» все эти моменты были учтены. На доработку ушло полтора года. Следующий полет «Союза» состоялся в октябре 1968 года. Его совершил герой Великой Отечественной, летчик-испытатель, творивший в небесах чудеса, человек с мгновенной реакцией и железными нервами Георгий Тимофеевич Береговой.
 
«Союз-11»

6 июня 1971 года к космической станции «Салют-1», на тот момент нерасконсервированной, стартовал корабль «Союз-11» с космонавтами Георгием Тимофеевичем Добровольским, Владиславом Николаевичем Волковым и Виктором Ивановичем Пацаевым. Им предстояло привести станцию в рабочее состояние, выполнить программу космических экспериментов и вернуться на землю.

После стыковки на станции было обнаружено задымление. После ремонта системы вентиляции космонавты сутки дожидались в спускаемом аппарате, когда станция «проветрится». А затем приступили к выполнению программы экспериментов.

Три недели все шло самым наилучшим образом. Но 28 июня на станции произошло возгорание. Его удалось устранить. Однако во избежание более неприятных непредсказуемых сюрпризов на Земле решили полет прервать и приготовиться к отстыковке.

Она прошла в нештатном режиме. После перехода космонавтов в корабль и закрытия люка индикация не показала его закрытия. После длительных консультаций с ЦУПом и проведения различных манипуляций было решено оставить все, как есть, и возвращаться на Землю. Такого рода локальные ЧП не столь редки при полетах, как космонавтов, так и астронавтов. Они вызывают повышенную нервозность, требуют максимально серьезного к ним отношения, но оказываются не столь опасными. Так оказалось и на сей раз. Причина катастрофы была иной.
Отстыковка и сход с орбиты прошли нормально. Нормально отработала и парашютная система, и пирапатроны мягкой посадки. Однако все члены экипажа были мертвы.

На высоте 150 километров открылся клапан, который должен срабатывать лишь при достижении КА плотных слоев атмосферы. Произошла разгерметизация, ставшая причиной гибели экипажа.
 

На снимке: космический корабль «Союз-11» и орбитальная станция "Салют", 1971 год

Комиссией по расследованию аварии была выдвинута единственная версия. Во время отстыковки корабля от станции штатно сработали разделяющие пиропатроны. Волна от этого взрыва прошла по корпусу, и от нее сдетонировал пиропатрон, открывающий роковой клапан. Однако при проведении множества экспериментов эта версия не подтвердилась.

При этом у космонавтов имелся шанс спастись. И они попытались им воспользоваться – надо было заткнуть этот клапан чем-нибудь, можно было даже пальцем. Однако в экстремальной ситуации – заполнение кабины туманом, удушье, жуткие декомпрессионные боли – проделать эту операцию было практически нереально. Дело усугублялось еще и тем, что необходимо было выбраться из кресла и добраться до труднодоступного места расположения клапана. Счет шел буквально на секунды.

Полеты «Союзов» были прерваны на два года, на протяжении которых корабль дорабатывался с целью обеспечения максимально возможной безопасности полета. И это конструкторам удалось в полной мере. Уже 30 лет «Союзы» летают безаварийно.

Прежде всего корабль превратили из трехместного в двухместный в связи с тем, что взлеты и посадки осуществляются исключительно в скафандрах с автономным жизнеобеспечением. Также была кардинальным образом пересмотрена эргономика корабля. Все важнейшие органы управления и узлы расположили максимально удобно для космонавтов.

Снимок в открытие статьи: космический корабль «Челленджер» / NASA photograph/ Globallookpress





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх