Лента новостей

17:43
Турция уносит ноги из Сирии на «Щите Евфрата»
17:41
Рокфеллеры затеяли хитрую игру с нефтью
17:11
Handelsblatt: «Северный поток — 2» не нужен?
17:06
«Северный поток-2»: Брюссель ставит Польшу, Украину и прибалтов на место
16:06
The National Interest: Супероружие России, которого нет у Америки
15:52
Пьянка северных народов: кто «принимает на грудь» больше
15:17
Handelsblatt: Газпром нацелился на Европу
15:09
Китай закрыл технологический разрыв с Америкой
14:31
Yle: Крым — головная боль надолго
14:19
Лондон принес Украину в сакральную жертву
12:52
Svenska Dagbladet: 300 лет шведского страха
12:46
2-й Белорусский: Лукашенко держит фронт
12:40
Если полыхнет, русские отправят нам С-300
12:36
Белорусский «цветник»: истоки
12:35
Классические новости США: Трамп и российское влияние
12:34
Александр Проханов. Невзороф. Live - главы из нового романа
12:32
Крымские немцы отреагировали возмущением на призыв МИД Германии
12:31
Молдавия на острие атаки: Додон против НАТО, премьер против президента
12:12
The National Interest: Россия — не агрессор
12:12
Киев бьет по своим
12:11
Одесса. Ад
12:08
Боевые самолеты России через 30 лет: конструктор раскрыл будущее авиации
12:06
Odatv.com: У Турции неправильные друзья
12:05
Без шума и пламени: необычное оружие российского спецназа
12:03
Русская рулетка в Париже
12:03
Bloomberg: Пока Россия и Украина сражаются в суде, выигрывает Запад
12:02
Битва за Хаму: «Тигры» и ВКС сбрасывают силы противника с ключевых гор
12:01
Украинский кошмар: Westinghouse обанкротилась, не успев перевести АЭС на свое ядерное топливо
10:04
Из Украины уходит Галицко-Волынская республика
10:03
Танковая гонка: Россия впереди всей планеты
10:02
Таиланд окончательно хоронит бронетанковые надежды Украины
10:00
Власти Аляски: лучше бы мы управлялись Россией
09:58
Александр Роджерс: Проект «ЕвроРуина» закрыт
09:57
«Умеренная» сирийская оппозиция помогла «халифату»
09:56
Итоги Марша Навального. Советы непостороннего
09:53
Изоляция всё ближе:Украина проклинает Париж и Берлин за поддержку РФ
09:52
Танки и ракеты Армии Сирии отправляют в ад боевиков в Дамаске
09:51
ОАО Специальное конструкторское бюро машиностроения в Кургане
09:49
Польша закрывает консульства на Украине: Безвиз мутирует в войну?
09:44
Ему нельзя на Украину, а недавно он вернулся из Крыма. Депутат Окамуры везде побывал, все снял, и все с ним поговорили. Так как там было в Крыму?
09:34
Кто заставил школы работать на Навального?
09:24
Трагический август 1991-го. Мнение разведчика
09:24
Тысяча страниц и ни одного вывода: в США представили отчёт о расследовании по России
09:23
Крым. Три года дома
09:20
Уговорить американцев на покупку Аляски удалось лишь благодаря коррупции
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » 18 космических жертв

18 космических жертв

Причины аварий на орбите: от разгильдяйства до рокового стечения обстоятельств

28 января 1986 года на 73-й секунде полета взорвался американский космический корабль «Челленджер». Все семь астронавтов, находившихся на борту, погибли. Всего за весь период пилотируемых полетов в космосе произошли 4 катастрофы, которые унесли жизни четверых космонавтов и четырнадцати астронавтов.

«Челленджер»

Катастрофа многоразового космического корабля «Челленджер» унесла жизни Фрэнсиса Дик Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуки, Криста Маколиффа, Грегори Джарвиса, Джудит Резник. Обломки аппарата упали в Атлантический океан. Вопреки распространенному мнению, взрыва топливных баков не было. Разрушение случилось из-за мощных аэродинамических сил, которые буквально разорвали корабль на куски. При этом кабина корабля полностью разрушена не была, и в таком виде ее извлекли с морского дна. Правда, она была разгерметизирована.

Было установлено, что некоторое время после разрушения корабля астронавты были еще живы. Некоторые из них успели включить персональные приборы подачи воздуха.

Однако шансов ни у кого не было: в момент удара кабины о воду со скоростью 350 км/ч перегрузка достигла 200g.
Почти три года продолжалось расследование причин катастрофы с последующими конструктивными изменениями корабля на предмет повышения безопасности полета.

Было установлено, что при старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из-за этого в боку ускорителя прогорела дыра. Из нее била реактивная струя в сторону внешнего топливного бака. Произошла деформация его крепления к корпусу. Смещение стремительно нарастало, изменялась аэродинамика корабля, возрастали нештатные аэродинамические силы. В результате корабль начал разрываться на части. Процесс развивался последовательно, но внешне это выглядело как мгновенный взрыв.
 

На снимке: космический корабль «Челленджер» взрывается вскоре после взлета/ Фото: z03/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Комиссия установила, что руководству НАСА с 1977 года было известно о потенциальной вероятности дефектов уплотнительных колец, но никаких мероприятий по исправлению ситуации не проводилось. Перед стартом конструкторы корабля предлагали руководству НАСА перенести старт по причине неблагоприятной низкой температуры. Но на это также не обратили внимания.

Челнок был доработан по рекомендациям комиссии. В нем даже появилась возможность аварийного покидания корабля экипажем. Однако он предполагает последовательное катапультирование в условиях горизонтального полета. 28 января 1986 года это никого не спасло бы.

«Колумбия»
 
На снимке: корабль «Колумбия» взлетает со стартовой площадки, 2003/ Фото: NASA

Последняя катастрофа в космосе, унесшая человеческие жизни, произошла 1 февраля 2003 года. При окончании миссии многоразового корабля «Колумбия» погибли Рик Хасбанд, Уильям МакКул, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и Илан Рамон.

Старт корабля состоялся 16 января. Именно тогда и была «запрограммирована» катастрофа. На 86-й секунде полета из-за вибрации от обшивки внешнего топливного бака отлетела теплоизоляционная плитка. В ЦУПе этому не придали большого значения. Поскольку такие «мелкие инциденты» случались и раньше. Плитки изготавливаются из пены, и, как показывал предыдущий опыт полетов, большого вреда они причинить не могли. Челнок продолжил самостоятельный полет и вышел на орбиту.

1 февраля, выполнив программу, корабль пошел на приземление. Позже было установлено, что та «безопасная» отлетевшая плитка повредила теплоизоляцию крыла челнока. И крыло, войдя в плотные слои атмосферы, в месте повреждения начало перегреваться. В конечном итоге разорвало шины шасси, вырвавшиеся из них раскаленные газы порвали крыло, корабль полностью разрушился.

Но даже если бы руководители полета проявили максимальную бдительность сразу же после старта, астронавты все равно были обречены. Они не могли починить теплоизоляцию, поскольку в корабле не было скафандра для выхода в открытый космос. Они не могли пристыковаться к МКС и пересидеть там до лучших времен – у «Колумбии» не было такого стыковочного узла. Они не могли получить помощь с Земли, потому что подготовка запуска челнока занимает слишком много времени, ресурс жизнеобеспечения «Колумбии» исчерпался бы раньше.

Трагедия произошла на высоте 50 километров. На сей раз на куски была разорвана даже прочная кабина.

В этой катастрофе выжили лишь черви Caenorhabditis elegans миллиметровой длины, обнаруженные в алюминиевых контейнерах – их выращивали на орбите во время биологических экспериментов.

«Союз-1»

Советская программа пилотируемых космических полетов началась с кораблей «Восток». В 1964 году их сменили «Восходы». Однако принципиально новыми аппаратами их назвать невозможно. Конструкторы просто взяли «Восток» и в том же самом объеме вместо одного кресла установили три. Это стало возможно благодаря тому, что космонавты отправлялись в полет без громоздких скафандров.

Существенно новым кораблем стал «Союз», первый полет которого состоялся 23 октября 1967 года. Но завершился он трагически – погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров. Причиной трагедии стало нарушение технологии при постройке спускаемого аппарата.

Программа первого полета «Союза» предполагала его стыковку с кораблем «Союз-2», который должен был стартовать через день с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. После стыковки был запланирован переход Елисеева и Хрунова в «Союз-1» с последующей посадкой.
 

На снимке: 1967 год. Командир космического корабля «Союз-1» летчик-космонавт СССР инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров во время тренировки/Фотохроника ТАСС

После выхода корабля на орбиту не удалось раскрыть одну из двух солнечных батарей. Комаров попытался решить эту проблему раскруткой корабля вокруг оси, но это не привело к желаемым результатам. В условиях дефицита электропитания проводить стыковку было невозможно. И Комаров получил приказ на возвращение на землю.
Сход с орбиты прошел успешно. Но при входе в плотные слои атмосферы, когда скорость спускаемого аппарата (СА) равнялась 200 м/сек, вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, который должен был погасить скорость до безопасной. В результате СА ударился о землю на скорости 50 м/сек. Комаров погиб. От удара разрушились емкости с жидким кислородом, возник пожар, и СА почти полностью сгорел.

В результате расследования причины аварии было установлены два отклонения от технологии изготовления парашютной системы СА. При подготовке к окраске СА не был закрыт промасленной бумагой лоток для основного парашюта. Из-за чего попавшая внутрь краска при нагреве во время спуска стала липкой и затормозила выход парашюта из лотка. Точно так же лоток не был защищен во время полимеризации теплозащитного покрытия СА. Также вероятным «вкладом» в механизм аварии стала деформация стенок лотка из-за перепада давлений.

При построении следующих кораблей «Союз» все эти моменты были учтены. На доработку ушло полтора года. Следующий полет «Союза» состоялся в октябре 1968 года. Его совершил герой Великой Отечественной, летчик-испытатель, творивший в небесах чудеса, человек с мгновенной реакцией и железными нервами Георгий Тимофеевич Береговой.
 
«Союз-11»

6 июня 1971 года к космической станции «Салют-1», на тот момент нерасконсервированной, стартовал корабль «Союз-11» с космонавтами Георгием Тимофеевичем Добровольским, Владиславом Николаевичем Волковым и Виктором Ивановичем Пацаевым. Им предстояло привести станцию в рабочее состояние, выполнить программу космических экспериментов и вернуться на землю.

После стыковки на станции было обнаружено задымление. После ремонта системы вентиляции космонавты сутки дожидались в спускаемом аппарате, когда станция «проветрится». А затем приступили к выполнению программы экспериментов.

Три недели все шло самым наилучшим образом. Но 28 июня на станции произошло возгорание. Его удалось устранить. Однако во избежание более неприятных непредсказуемых сюрпризов на Земле решили полет прервать и приготовиться к отстыковке.

Она прошла в нештатном режиме. После перехода космонавтов в корабль и закрытия люка индикация не показала его закрытия. После длительных консультаций с ЦУПом и проведения различных манипуляций было решено оставить все, как есть, и возвращаться на Землю. Такого рода локальные ЧП не столь редки при полетах, как космонавтов, так и астронавтов. Они вызывают повышенную нервозность, требуют максимально серьезного к ним отношения, но оказываются не столь опасными. Так оказалось и на сей раз. Причина катастрофы была иной.
Отстыковка и сход с орбиты прошли нормально. Нормально отработала и парашютная система, и пирапатроны мягкой посадки. Однако все члены экипажа были мертвы.

На высоте 150 километров открылся клапан, который должен срабатывать лишь при достижении КА плотных слоев атмосферы. Произошла разгерметизация, ставшая причиной гибели экипажа.
 

На снимке: космический корабль «Союз-11» и орбитальная станция "Салют", 1971 год

Комиссией по расследованию аварии была выдвинута единственная версия. Во время отстыковки корабля от станции штатно сработали разделяющие пиропатроны. Волна от этого взрыва прошла по корпусу, и от нее сдетонировал пиропатрон, открывающий роковой клапан. Однако при проведении множества экспериментов эта версия не подтвердилась.

При этом у космонавтов имелся шанс спастись. И они попытались им воспользоваться – надо было заткнуть этот клапан чем-нибудь, можно было даже пальцем. Однако в экстремальной ситуации – заполнение кабины туманом, удушье, жуткие декомпрессионные боли – проделать эту операцию было практически нереально. Дело усугублялось еще и тем, что необходимо было выбраться из кресла и добраться до труднодоступного места расположения клапана. Счет шел буквально на секунды.

Полеты «Союзов» были прерваны на два года, на протяжении которых корабль дорабатывался с целью обеспечения максимально возможной безопасности полета. И это конструкторам удалось в полной мере. Уже 30 лет «Союзы» летают безаварийно.

Прежде всего корабль превратили из трехместного в двухместный в связи с тем, что взлеты и посадки осуществляются исключительно в скафандрах с автономным жизнеобеспечением. Также была кардинальным образом пересмотрена эргономика корабля. Все важнейшие органы управления и узлы расположили максимально удобно для космонавтов.

Снимок в открытие статьи: космический корабль «Челленджер» / NASA photograph/ Globallookpress





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх