Лента новостей

23:39
Немецкий профессор развенчал миф о «зверствах» Красной Армии: Немок массово насиловали англосаксы
23:38
Украинские звезды призвали к террору в России
23:37
Пляски на костях: сайт «Миротворец» поглумился над смертью Веры Глаголевой
23:36
Таблетка от Путина. В Крыму вещают украинские каналы
23:35
Украинские технологии помогут корейским ракетам долететь до Вашингтона
23:33
Украинский военный завод будет красить самолеты Boeing и Airbus
23:32
Почему попадаются украинские диверсанты? Потому что их сдают свои
23:31
Отношения с человечинкой
23:30
Изощренное коварство ФСБ
22:56
Ядерная Германия: НАТО - в топку? Своя рубашка ближе к телу?
22:54
Рокировка: Путин – новый лидер «свободного мира»
22:52
Теперь заживём: на Украине снесли последнего Ленина
22:51
Терпение лопнуло: постпред Сирии потребовал роспуска западной коалиции
22:50
Путин лишит Прибалтику белорусского транзита
22:48
Упрочая кольцо врагов: «Успехи» внешней политики США
22:47
В результате теракта в Барселоне погибли 13 человек
22:46
Премьер Литвы рассказал Минску об «опасности» экспорта нефтепродуктов через Россию
15:40
Pew Research Center: Путина и Россию в мире не любят
15:39
Звенящее напряжение: к чему НАТО готовит ВСУ?
15:38
Русские танки уже «раскатали» Киев, как всегда, превентивно
15:35
Трамп может развенчать мифы о высадке на Луну и теракте 11 сентября
15:35
Предчувствие новой большой войны
15:34
Волонтёрка «Правого сектора» Женя Бильченко разыгрывает прозрение
15:26
На родине Гройсмана поставят памятник Петлюре
15:25
Волонтёр Мирослав Гай: «Европа проводит в Украине политику постепенного расчленения страны!»
15:24
У Авакова хотят разрешить украинцам поездки в Крым с оружием в руках
15:24
Американским сенаторам напомнили, как они обнимались с украинскими неонацистами
15:22
«Херои АТО» стали подопытными кроликами Америки
15:11
Крым: Украина нам готовила «Судакскую Хатынь»
15:10
Охота на Трампа провоцирует гражданскую войну в США
15:09
В октябре в Кыргызстане пройдут выборы президента. А после начнется кровавая революция?
15:05
Украина стала зоной оттока инвестиций, населения и финансов
12:39
Дипломатическая немощь Госдепа: послали в Пекине – пойдём в Москву
12:37
Англосаксы в Сирии: ракетная дипломатия и химоружие для террористов
11:23
Сильная армия – достойный ответ на милитаризацию Восточной Европы
10:13
Как Путин очень больно ударил мировую элиту в коленную чашечку
10:12
Кто устроил погромы в США и корейский кризис. Эксклюзивный фельетон
10:07
Известные майдановки резко сменили курс.Чувствуют скорую смену власти на Украине?
10:05
The Washington Post: Безумная пресс-конференция Трампа
10:01
Так кто же всё-таки продал украинские ракетные двигатели Пхеньяну? Спросите у Бени!
10:00
Война телевышек: Крым начнет вещание российского ТВ на историческую Новороссию
10:00
Ирак объявил о начале авиаударов по позициям боевиков в Таль-Афаре
09:57
Пушной зверёк и общественное сознание
09:56
Виолетта Крымская: Я русская и этим я горжусь
09:53
Что будет с Центральной Азией, если начнется война США с КНДР
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
» » Танки «каменного века»

Танки «каменного века»

Какими были первые боевые машины ведущих военных держав


Первые танки появились в Первую мировую войну. Поначалу неповоротливые машины являлись объектами насмешек, но с развитием технологий танки стали неотъемлемой частью наступательного вооружения воюющих армий и даже воплощением ужасов, которые несет с собой война.


Царь-танк


Как только в театре военных действий перешли к окопной войне, возникла необходимость в новом виде мобильного оружия, которое позволяло бы преодолевать защитные редуты противника. Потребность в машинах, защищенных хотя бы от пуль, ощутили все воюющие. Потому танки в Англии, Германии, России и Франции появились примерно в одно и то же время.


По одной из версий, первым танком в мире стала российская модель инженера Пороховщикова. Сам Александр Александрович свою машину называл вездеходом. Ее строительство началось в январе 1915 года, а уже в мае прошли первые испытания машины на гусеничном ходу. Вездеход Пороховщикова развивал скорость до 25 километров в час, на что не были способны ни английские, ни французские первые танки. Машина могла двигаться как на гусеницах, так и на колесах, кабина была герметичной, потому танк преодолевал в том числе и водные преграды.


Тем не менее от дальнейших работ было решено отказаться, а Пороховщикова даже обязали вернуть 18 тысяч рублей казенных денег, потраченных на работу над проектом. Но изобретатель продолжил работу. В 1917 году, когда российское правительство уже приняло решение приобрести танки у французов, Пороховщиков представил бронированную машину на колесно-гусеничном ходу. Правда, оснащен вездеход был только пулеметами. Комиссия машину забраковала, на что имелись довольно веские основания. Вездеход Пороховщикова именно вездеходными качествами и не обладал.


В 1915 году проходил испытания также царь-танк капитана Николая Лебеденко. Гигантская машина имела спицевые колеса диаметром в девять метров. Эти колеса и делали танк Лебеденко слишком уязвимым. Но финансирование на свой проект капитан получил. Машина весом 60 тонн была изготовлена, но во время тестирования увязла в грязи. Царь-танк так и бросили в лесу, а в 1923 году разобрали на металлолом.


Первый советский танк был изготовлен по образу и подобию трофейного французского танка Рено FT-17. 31 августа 1920 года сормовский завод выпустил первый образец, получивший название «Борец за свободу товарищ Ленин». Танк был рассчитан на экипаж из двух человек. Механик-водитель помещался в передней части машины, стрелок располагался стоя или полусидя. Интересно, что прототипом французского танка считался как раз-таки вездеход Пороховщикова.

 

 


На снимке: Царь-танк/ Фото: wikimedia

 

«Сухопутные корабли»


Первые британские танки, по причине секретности проекта, получили свое название от английского tank, что означает «бак», «цистерна». В России это слово переводили иначе – «лохань». Впрочем, поначалу бронированная машина на гусеницах называлась «крейсером с гусеничным движителем». А первые танковые соединения именовали флотом.

Проект Хетерингтона, предполагавший строительство тысячетонного монстра, способного передвигаться со скоростью лишь три километра в час, был отвергнут. Прекратили работы и по проекту Суэтера – главным образом из-за технических сложностей. Не пошла машина, изготовленная на базе американского трактора «Киллен-Стрейт».


В результате первым английским танком стал «Большой Вилли» - машина, над которой работали инженер Тритон и лейтенант Вильсон. Для преодоления широких рвов была придумана ромбовидная форма гусениц. «Большой Вилли» стал прототипом боевой машины «Марк I». Броня была от 5 до 10 мм, она спасала от винтовочных пуль и осколков снарядов. Вооружение располагалось в бортовых полубашнях.


Интересно, что первые танки делились на самцов и самок. Самцы несли пушечное вооружение, самки – только пулеметное. Обзор из танка был неважным. Щели, через которые велось наблюдение, не защищались, потому львиная доля ранений, получаемых танкистами, относилась к глазам. Максимальную скорость, которую развивал танк, была сопоставима со скоростью быстро идущего пехотинца.


Боевое крещение первые английские танки прошли в бою близ небольшой французской реки Сомма. Сражение в 1916 году длилось больше двух месяцев. 15 сентября англичане ввели в бой танки. Из 49 машин лишь 32 без поломок добрались до исходных позиций.


Первая атака танков произвела фурор, немцы были в панике. По окопам пробежал слух, что это сам дьявол двинул свои войска. Англичане в тот день продвинулись на пять километров, их командующий попросил Лондон изготовить еще тысячу машин.

 

 


На снимке: танк «Большой Вилли»(самец), 1916/ Фото: wikimedia

 

Штурмовые тракторы


Во Франции разработку первого танка поручили концерну Schneider, который отправил своего инженера на тестовые испытания в Великобританию. По возвращении он представил проект, по которому танк следовало изготовлять на базе трактора Baby Holt. Собственно и назывался первый французский танк «Штурмовым артиллерийским трактором».


В феврале 1916 года в армию было поставлено 400 машин. Еще 400 были заказаны предприятию, располагавшемуся в городе Сен-Шамон, название которого также закрепилось за танком. Машина имела 75-миллиметровую пушку и четыре пулемета, но проходимость ее была невысока. Окоп шириной два метра становился для «Сен-Шамона» непреодолимым препятствием.

 

 


На снимке: французские танки Сен-Шамон/ Фото: wikimedia

 

Кайзеровская Германия несмотря на успехи англичан довольно долго относилась к перспективам танкостроения скептически. Немецкие газеты писали о танках как о чьей-то нелепой фантазии и шарлатанстве. Лишь в 1917 году была создана комиссия, в которую вошли представители крупнейших фирм, таких как «Даймлер», «Опель», «Брасс унд Херштейнт». Первый серийный немецкий танк A7V тоже производился на базе трактора Holt. Опытные образцы представили в апреле того же года. Обзор из этой машины был очень условным. Дальше десяти метров водитель уже ничего не видел. Слабая проходимость танка компенсировалась хорошей броней. Даже осколки фугасных снарядов были не страшны А7V.


Экипаж состоял из 18 человек. В их числе – шесть пулеметчиков и шесть помощников пулеметчиков. Загазованность внутри танка была столь сильной, что во время перехода экипаж предпочитал располагаться снаружи.

 

 


На снимке: A7V во время битвы в Руа, Франция, 1918/ Фото: wikipedia

 

Любопытно, что трофейных танков в германской армии было больше, чем своих. К концу 1918 года немцы произвели лишь два десятка машин. К тому времени англичане и французы поставляли танки сотнями.


 

Снимок в открытие статьи: танк Renault FT-17 во дворе президентского дворца во время празднования Дня Независимости Польши в Варшаве/ Фото: EPA/ ТАСС

 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх