Лента новостей

17:25
Зрада: как Украина демонтирует государство и продаёт Крым
17:22
Огни на Эйфелевой башне погасли в память о жертвах теракта в Египте
17:22
27 мая 1883 года Александр III венчан на царство
14:27
Привет, немытая Россия!
14:25
Хлеб, которым нас убивают
14:24
Зачем американцам Сибирь
14:23
Как можно все извратить: русские расколошматили прекрасный лагерь отдыха Освенцим
14:22
Порошенко присвоил звание Героя Украины Михаилу Зурабову
14:22
Аграрная сверхдержава все ближе: по статистике уже каждый шестой украинец работает в поле задом кверху
14:21
Путин не дает покоя Америке - ни как глава государства, ни... как мужчина!
14:20
Российский Т-50 сможет уничтожить все, что способно летать
14:19
Чем запомнился политолог Збигнев Бжезинский
14:18
В Сирии испытано более 200 образцов российского оружия
14:17
Галичане плюют на патриотизм и валят на ударные стройки России
14:16
ВКС РФ уничтожили одного из главарей ИГИЛ, чеченца Абу Аюба аш-Шишани
14:16
Армия Сирии сбила ударный БПЛА Израиля, убивший трех военных
14:15
Как Додон проник в Кремль?
14:14
Самонаводящаяся ракета Сазан-1
14:13
Что позволено зятю и дочери Трампа, то не позволено Христу
14:11
Кохановский намекнул, что супругов Порошенко ждет участь семьи Чаушеску
14:10
Наше все: Украина защитила «Рошен» от российских конкурентов
14:10
Александр Новак собирается обсудить с вице-президентом ЕК поставки газа на Украину
14:09
Американские хозяева в посольстве США отказались защищать украинских холуев
14:08
Борьба с «унизительным параличом»: НАТО изменит устав и увеличит бюджет
14:08
Крутое пике сбитого лётчика: путь от Стрелкова к Гиркину
14:06
Американцы испугались грозных J-10, выполнявших «опасный перехват»
14:05
Отплываем: первый в России «Штандарт» покоряет морские просторы
13:54
«Это разрушительный удар по союзникам США в НАТО»
13:53
Трамп от имени американского народа поздравил мусульман с Рамаданом
13:52
Эдуард Лимонов: Российские туристы никогда больше не вернутся в Египет
13:51
Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата»
13:49
Допотопный Урал: Шигирский идол
13:46
Выплата долга России грозит Украине тяжёлыми последствиями
13:45
Россия требует от Украины немедленно выплатить долг по евробондам
13:42
Российское «Резюме»: сирийцы достали самый мощный в мире выстрел к РПГ
13:41
Пять разведчиков — уже много: подробности операции «Стингер» в Афганистане
13:38
Олигарх Дерипаска был готов подтвердить связи Трампа с Россией
13:36
СМИ узнали о масштабной операции российских ССО на юге Сирии
13:36
Адмирал Кузнецов остался без причала
00:05
Этот день в истории - 27 Мая
16:24
Марш в европейское будущее
16:23
Доктор Комаровский: Каждый третий украинец умрет от рака из-за «реформ» в Минздраве
16:23
«Панда» отдыхает: после Революции достоинства с госпредприятий Украины было украдено около 80 млрд гривен
16:22
«Свобода» запретила в Черновцах оппозиционеров и коммунистов
16:19
Данальда Трампа призывают открыть Врата Ада!
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » «Каспийский монстр»

«Каспийский монстр»

Экраноплан - уникальная разработка советского ВПК
50 лет назад, в 1964 году, американскими разведывательными спутниками в Каспийском море был сфотографирован огромных размеров объект непонятного предназначения, который развивал скорость в 400 км/ч. Судно (или самолет?) тут же получило на Западе устрашающее прозвище – «Каспийский монстр».

«Орленок» с двумя пулеметами

Изобретателю судна на подводных крыльях талантливому инженеру Ростиславу Алексееву давно не давала покоя идея использования так называемого экранного эффекта. Сам он, не только морской волк, но и прекрасный пилот, не раз замечал, что во время посадки самолета тому будто что-то мешает в самый последний момент коснуться колесами полосы. Оказалось, что в полутора-трех метрах над поверхностью крылья словно сжимают воздух, оказавшийся в этот момент между самолетом и землей. Получается пневматическая подушка, которая и удерживает летательный аппарат на лету до тех пор, пока скорость не упадет до критической. Именно этот эффект и решил использовать в своей новой разработке Ростислав Евгеньевич. Так в 1964 году началось строительство корабля-макета (КМ-1) - экраноплана.

Сразу же обнаружились преимущества этих «кораблей». Во-первых, их было трудно обнаружить радиолокационным оборудованием – это не позволяла минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину или быть сбитыми торпедой. В-третьих, могли лететь как над водной гладью, так и над землей, льдом и т.д. В-четвертых, обладали огромной скоростью по сравнению с кораблями – 400-500 км/ч. В-пятых, если у экраноплана заканчивалось топливо, он мог просто сесть на воду и ждать помощи.

Первый экраноплан был выпущен со стапелей горьковского завода «Волга» и в самом деле напоминал монстра весом в 544 тонны, размахом крыла в 37 метров и длиной - в 92. К тому же, у него было десять реактивных авиационных двигателей. Летал КМ-1 до 1980 года, пока опытный, казалось бы, пилот по ошибке не потянул штурвал на себя (сработал условный рефлекс). Экраноплан задрал нос и рухнул на воду, потерпев аварию.

Однако, к тому моменту уже полным ходом строились серийные экранопланы проекта «Орленок». Они были полегче (140 тонн), поменьше (58 метров) и скорость у них была поскромней – всего 350 км/ч. Но они уже имели вооружение – турельно-башенную установку «УТЕС-М» с двумя крупнокалиберными пулеметами.

Ни рыба, ни птица

Планировали произвести на свет тридцать «Орлят», но на деле получилось всего пять. У Ростислава Алексеева уже в самом начале экраноплановой эпопеи возникали серьезные трудности со строительством машин. В «морских» министерствах, в том числе и военно-морском его детище считали самолетом и отфутболивали к «летунам». Авиаторы же с такой же уверенностью заявляли: какой же, дескать, это самолет – обыкновенный корабль. Плавает? Плавает! Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. А когда на глазах у комиссии, в состав которой входили военные чины и министр судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой (накануне он сел на мель и корпус дал трещину), ни о каком продолжении работ речи уже идти не могло. Более того, Алексеева тут же уволили с должности руководителя конструкторского бюро. Через год, правда, восстановили. Но перенесенная нервотрепка и временное забвение не прошли даром, и в 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало. А дело было продолжено новым главным конструктором Соколовым.

Вскоре полку экранопланов прибыло – в серийное производство пошли тяжелые боевые корабли проекта «Лунь», почти совпадающие по весу, длине и остальным параметрам с КМ-1, но летавшие со скоростью уже в 500 км/ч. И даже шторм до пяти баллов не мог помешать им во взлете и посадке на воду. И снова, по разным причинам, вместо десяти запланированных построили всего лишь два «Луня». А вскоре перестройка, а вместе с ней и бардак в армии и во флоте, усилились, что привело к полному закрытию экранопланной программы.

Конец был закономерен и печален. В 1992 году очередной «Орленок» потерпел аварию. Экипаж подобрали спасатели, а про экраноплан… забыли, оставив погибать в море. Потом, решив, видимо, что он представляет интерес для иностранных разведок, его просто затопили.

Снимок в открытие статьи: экраноплан «Каспийский монстр»/Фото: ТАСС





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх